Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Одинцов Михаил Петрович

 
Одинцов Михаил Петрович
18.11.1921 - 12.12.2011
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 04.02.1944 Медаль № 1466
Орден Ленина № 15742
2. 27.06.1945 Медаль № 6035

    Памятники
  Бронзовый бюст в Екатеринбурге
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Екатеринбурге
  Бюст в селе Полозово


Одинцов Михаил Петрович – командир авиаэскадрильи 820-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), старший лейтенант;
заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии майор.

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Полозовской волости Сарапульского уезда Пермской губернии (ныне Большесосновского района Пермского края). Русский. В 1929-1935 годах жил в селе Черновское (ныне Большесосновского района), городах Барнаул (Алтайский край), Ижевск и Воткинск (ныне Республика Удмуртия), с 1935 года – в городе Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – 1 курс Свердловского лесостроительного техникума. В 1937-1938 годах работал на Свердловской обувной фабрике. В 1938 году окончил Свердловский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В 1939 году окончил Молотовскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Пермь), в 1940 году – Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком резервного авиаполка (в Западном особом военном округе) и лётчиком бомбардировочного авиаполка (в Киевском особом военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир звена 226-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях на Западной Украине. Совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике Су-2. 3 июля 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен в левую руку и левую ногу, но сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома. До декабря 1941 года находился в госпиталях в городах Хорол (Полтавская область) и Харьков. В декабре 1941 года вернулся в свой полк, проходивший переформирование в тылу (в Приволжском военном округе).

В мае 1942 – июне 1943 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, лётчик и вновь заместитель командира авиаэскадрильи 800-го штурмового авиаполка. Воевал на Юго-Западном (май-июль 1942), Калининском (октябрь 1942 – февраль 1943 и февраль-март 1943), Северо-Западном (февраль 1943) и Воронежском (март-июнь 1943) фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской, Великолукской, Демянской и Ржевско-Вяземской операциях.

В июне 1943 – мае 1945 – командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе, штурман полка и заместитель командира 820-го (с февраля 1944 – 155-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июнь-июль 1943), Степном (июль-октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

Всего за время войны совершил 210 боевых вылетов (8 – на бомбардировщике Су-2 и 202 – на штурмовике Ил-2), в воздушных боях его экипаж сбил 3 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Одинцову Михаилу Петровичу 4 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

27 июня 1945 года гвардии майор Одинцов Михаил Петрович награждён второй медалью «Золотая Звезда» »**.

После войны до августа 1946 года служил в ВВС заместителем командиром штурмовых авиаполков (в Центральной группе войск в Австрии и Белорусском военном округе). В 1946-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино).

В 1952 году окончил Военно-политическую академию. С 1952 – командир 746-го бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе), в июле 1956 – декабре 1957 – командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области).

В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1959-1961 – заместитель командующего 48-й воздушной армией по боевой подготовке (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина), в 1961-1963 – 1-й заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией (в Дальневосточном военном округе; штаб – в городе Хабаровск).

В январе-ноябре 1963 – начальник Центра подготовки космонавтов.

В 1963-1965 – заместитель командующего 30-й воздушной армией по боевой подготовке (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия), в 1965-1967 – заместитель командующего ВВС Киевского военного округа.

В ноябре 1967 – июне 1971 – командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа (штаб – в городе Ростов-на-Дону), в июне 1971 – июле 1976 – командующий ВВС Московского военного округа. В 1974 году катапультировался на предельно малой высоте из сверхзвукового истребителя МиГ-23УБ, который не выходил из штопора.

В 1976-1981 – генерал-инспектор Инспекции ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, в октябре 1981 – январе 1987 – помощник по ВВС представителя Главного командования Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора в Польше. С июня 1987 года генерал-полковник авиации М.П.Одинцов – в отставке.

Вёл активную общественную работу, был 1-м вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, а также председателем Объединённого комитета ветеранов ВВС. На юбилейном параде Победы 9 мая 1995 года нёс Знамя Победы.

Жил в Москве. Умер 12 декабря 2011 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Генерал-полковник авиации (1976), заслуженный военный лётчик СССР (8.07.1967).

Награждён 2 орденами Ленина (4.02.1944; 29.04.1957), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 5 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 1.09.1943; 21.01.1944; 22.02.1955; 16.02.1982), орденом Александра Невского (17.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.11.1942; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1945), Красной Звезды (30.04.1954), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (3.12.2001), медалями «За боевые заслуги» (20.06.1949), «За отвагу на пожаре» (1.11.1972), другими медалями, украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (6.05.2005), иностранными наградами.

Почётный гражданин города Екатеринбург (1980).

Бронзовый бюст М.П.Одинцова установлен в Екатеринбурге, там же на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска. В селе Полозово установлен бюст М.П.Одинцова.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 96 боевых вылетов (на сентябрь 1943 года);
2) В наградном листе указан ошибочный итоговый счёт за войну – 215 боевых вылетов (вместо 210 правильных). Ошибка возникла из-за того, что при подсчёте использовались 13 боевых вылетов, совершённых М.П.Одинцовым на бомбардировщике Су-2 (хотя во всех наградных листах говорится о том, что он совершил 8 боевых вылетов на Су-2, после чего был сбит).

Сочинения:
Тогда, в 42-м… М., 1977;
Испытание огнём. М., 1979;
Преодоление. М., 1982;
Испытание огнём. 2-е издание. М., 1983;
Преодоление (на литовском языке). Каунас, 1985;
Преодоление. 2-е издание. Свердловск, 1987;
Испытание огнём. 3-е издание. М., 2005;
Испытание огнём. 4-е издание. М., 2010;
Испытание огнём. 5-е издание (в сборнике «Крещение огнём»). М., 2013.

Воинские звания:
Младший лейтенант (10.10.1940)
Лейтенант (31.07.1942)
Старший лейтенант (5.08.1943)
Капитан (27.12.1943)
Майор (5.08.1944)
Подполковник (5.04.1949)
Полковник (3.10.195..)
Генерал-майор авиации (27.08.1957)
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
Генерал-полковник авиации (28.10.1976)

Очерк М.Ф.Реброва о М.П.Одинцове:

Чёрной тучей пришёл 1941-й год. И уже на четвёртый, день войны младший лейтенант Михаил Одинцов полетел на выполнение своего первого боевого задания.

В одном из воздушных боев Одинцов был ранен. После лечения в госпитале снова вернулся в строй, но уже не на бомбардировщики. Лётчику предстояло освоить новый самолёт.

Когда Михаил впервые увидел на аэродроме закованную в броню грозную машину, послушал отзывы о ней тех, кто уже побывал в боях, он понял, что придётся много и серьёзно учиться. Первые же попеты подтвердили это. Штурмовик требовал от лётчика исключительного самообладания, несокрушимого хладнокровия, высокой техники.

Много дерзких штурмовок произвёл Михаил Одинцов. Снижаясь до высоты бреющего полёта, он дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулемётов, а сам оставался невредимым. О нем скоро заговорили. Смелый и расчётливый, хладнокровный и физически закалённый, он стал одним из лучших лётчиков в полку.

Однажды лейтенант Одинцов возвращался с группой самолётов с боевого задания. Над землёй висели серые облака. Ветер гнал их в сторону вражеских позиций, за которыми разрасталось космами багровое зарево огромного пожара. Настроение у всех было приподнятое. Поработали на славу.

Когда аэродром Курск-Восточный остался далеко позади, ведущий – им был Одинцов – обнаружил несколько в стороне другой вражеский аэродром. Лётчик насчитал на нём десятка два истребителей Ме-109. Три «мессера» уже бежали по полосе, чтобы взлететь на перехват. Обстрелять их было нечем-весь боекомплект штурмовики израсходовали.

С минуты на минуту должна была последовать атака. Одинцов молниеносно принимает решение взять на себя удар истребителей, остальным штурмовикам уходить. Его самолёт разворачивается и идёт навстречу «мессерам», поднявшимся в воздух. Даже отличавшиеся в боях отвагой и геройством лётчики были поражены храбростью своего командира. Они-то понимали, что означает эта встреча безоружного штурмовика с группой фашистских истребителей.

Но Одинцов в тот момент думал о другом. Первая мысль была о товарищах. Нельзя подставлять их под удар. Сколько раз в тяжёлых воздушных боях они приходили ему на помощь, рискуя своей жизнью! Да и разумно ли погибать всем, когда может рискнуть один.

Расчёт лейтенанта был таков. Фашисты прежде всего кинутся на него. Ведь каждому из них захочется положить в свой карман две тысячи марок, которые выплачивало гитлеровское командование за сбитый советский штурмовик. А в это время остальные наши самолёты успеют уйти на свою территорию. Так оно и случилось.

И все же устоять одному против большой группы казалось просто невозможным. Выручили Одинцова его мастерство, хладнокровие, «шестое чувство» лётчика. Под огнём наседавших со всех сторон вражеских истребителей его «ил» проделывал замысловатые фигуры. Как бы дразня фашистов своим бесстрашием, штурмовик то взмывал высоко вверх, то уходил в сторону солнца, и ослеплённые враги теряли цель, то стремительно падал вниз, делал резкие отвороты, азартно и смело маневрировал, уходя из-под огня врага.

Однако нет-нет да и заденут его огненные трассы. Взбешённые гитлеровцы наседали. Победа казалась им совсем близкой. Но Одинцов не уступал. Из этой схватки он вышел изрешечённый пулями, но ещё более окрепший духом.

...Шёл ноябрь 1942 года. Штурмовики-«охотники» полка, в котором Михаил Одинцов был командиром эскадрильи, действовали с маленького фронтового аэродрома. Наши войска с боями пробивались к городу Белый. Во главе наступающих шли танки. Противник пошёл на хитрость. Впустив танки в город, он охватил его со всех сторон плотным полукольцом. В месте прорыва фашисты создали сильные клещи и прилагали все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. Из района Смоленска в район боев немцы спешно перебрасывали мотодивизию СС «Мёртвая голова», на которую гитлеровское командование возлагало большие надежды.

Создавалась тяжёлая обстановка. Танки и пехота, вклинившиеся глубоким и узким выступом в оборону немцев, были сильно потеснены и испытывали острый недостаток в боеприпасах и горючем. Все попытки расширить образовавшийся коридор результатов не дали. Подход, эсэсовской дивизии создавал реальную угрозу окружения наших войск. Нужна была срочная помощь...

Погода стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности использовать большие группы авиации. Штурмовики-«охотники» ходили парами, а то и одиночными самолётами.

Одинцов вылетел со своим ведомым-младшим лейтенантом Чернышевым. До пинии фронта тяжело нагруженным бомбами штурмовикам пришлось идти бреющим полётом – «утюжить землю», как говорят лётчики. Минуя снегопад (полосу в 20-30 километров), уже на линии фронта «илы» вышли в район лучшей погоды. Летели под нижней кромкой облачности на высоте 150-200 метров. Снег прекратился, и можно было вести поиски.

То, что открылось взору лётчиков, представляло ужасную картину развалин и остатков пожарища. Лишь черные глазницы окон уцелевших домов и торчавшие одиноко печные трубы напоминали о том, что раньше здесь было селение.

В стороне от разрушенной деревни вилась дорога. Влево-широкая лощина. На карте, лежавшей на коленях Одинцова, она была обозначена как мокрый луг, по середине которого вырисовывал свои извилины не то ручей, не то маленькая речушка.

Но это на карте. Сейчас эта равнина была покрыта снегом. Кое-где виднелись, грязные пятна с желтоватыми краями-следы разрывов снарядов. Недалеко от того места, где на карте пересекаются дороги, идущие из Смоленска в Белый и Ярцево, лётчики увидели скопление вражеских танков, машин и артиллерии. Одинцов и его ведомый сделали по семь атак, обрушивая на головы фашистов пулеметно-пушечный огонь, бомбы, реактивные снаряды. Колонна понесла большие потери. Последующие боевые действия других лётчиков сорвали план переброски немецких войск. Дивизия «Мёртвая голова» не смогла своевременно подойти к Белому. Наступление наших войск продолжалось.

...Лето 1943 года. Разгар жарких боёв за Харьков. Днём и ночью в воздухе не смолкал гул сотен моторов. Помогая пехоте, штурмовики громили укрепления, технику и живую силу врага. В один из дней сражения за Харьков 22-летний Михаил Одинцов вёл в бой 150 самолётов. Они должны были пробить брешь в обороне врага, открыть подступы к городу. И вот штурмовики над передним краем. С высоты на врагов обрушился мощный огневой ливень. Одна группа сменяла другую. Бой разгорался. Попытки фашистских истребителей отбить атаку штурмовиков не удались.

Операция была выполнена отлично. Враг отступил. Наши войска ворвались в Харьков. Ещё в небе по радио лётчики услышали слова благодарности командующего фронтом генерала И.С.Конева.

Множились боевые задания, множились боевые подвиги Михаила Петровича Одинцова, которые отражены в лаконичных строках военных реляций. А сколько за каждой такой строкой поверженных в прах фашистских захватчиков, сколько мужества, сколько воли! После каждого штурмового удара группы Одинцова гитлеровцы недосчитывались десятков танков, автомашин, орудий, бронетранспортёров.

В туман и дождь штурмовал Одинцов посадочные площадки врага во время Корсунь-Шевченковской операции. Однажды он вылетел в паре с лётчиком Бабкиным. Отважные соколы сожгли пять «юнкерсов-52» и восемь автомашин. Поле аэродрома было изрыто воронками. Едва фашисты успели его заровнять, как после повторного налёта штурмовиков оно снова покрылось огромными черными оспинами. И снова горели гитлеровские самолёты и ангары.

Сколько таких эпизодов было за годы войны!

В части, в которой служил во время войны Михаил Петрович Одинцов, хорошо помнят дерзкую и смелую штурмовку военных складов, проведённую им на одной из станций, где враг сосредоточил большое количество боеприпасов. С утра зарядил моросящий дождь. Рваные облака висели над самой землёй. Одинцов решил вести группу над облаками. Операция требовала точного расчёта маршрута. Нужно было вывести штурмовики к цели, не видя земных ориентиров.

На пути штурмовики встретили сплошную стену зенитного огня. Пулемётный и орудийный огонь прощупывал все небо. Свернуть в сторону означало отклониться от цели. Одинцов старался не думать об опасности. Собрав всю свою волю, он вёл строй машин, не изменяя курса. Спокойный и твёрдый голос командира придавал уверенность остальным. Летевшие сзади видели, как несколько огненных трасс прошили плоскость самолёта Одинцова, как совсем рядом разорвался зенитный снаряд, а командир упорно вёл свой самолёт к цели. Строй штурмовиков не дрогнул. Никто, не думал, чем грозят «огненные тире», дымные облачка разрывов. Все это переживалось уже после возвращения, на своём аэродроме.

Пройдя зону огня, Одинцов решил выйти из облачности и лететь на бреющем полете. Расчёт оказался точным. Внизу вокзал, поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Бомбы и снаряды упали на платформу, на железнодорожные линии, составы, склады. Фонтаны огня и дыма... И вот уже штурмовики на обратном курсе. Ещё одна победа!

Фото в заголовке биографии предоставлено
Сергеем Яковлевичем Глухарёвым (г.Боровск Калужской обл.).

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Личное дело
 Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.