Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Николаев Павел Николаевич

Николаев Павел Николаевич

10.06.1913 - 12.10.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.04.1963

Медаль № 10405

Орден Ленина № 343457

Николаев Павел Николаевич – командир 153-го объединённого авиационного отряда Казахского территориального управления Гражданского воздушного флота, город Актюбинск.

Родился 10 (в некоторых источниках – 29) июня 1913 года в посёлке Свободный Астраханского уезда Астраханской губернии, ныне – в составе города Астрахань, центра Астраханской области. Из рабочей семьи. Русский. Детство провёл на родине отца, где окончил начальную школу в селе Бойка Сердобского уезда Пензенской губернии. В 1926–1931 годах обучался в профессионально-технической школе города Сердобск Пензенской губернии (ныне области), где получил специальность тракторного монтёра-механика.

Свою трудовую деятельность начал в апреле 1930 года трактористом в совхозе-гиганте «Индустриальный» (станция Екатериновка Саратовской области). Через полтора года переехал в Казахскую АССР, где с ноября 1931 года работал мастером моторного цеха авторемонтных мастерских Уральского рыбсбыта Западно-Казахской области, здесь же в 1931–1933 годах учился на вечернем рабфаке, получил среднее образование.

В октябре 1934 года поступил во 2-ю авиационную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР имени Петрова (город Тамбов), окончив которую в 1938 году, стал пилотом 28-го – 244-го авиационного отряда ГВФ в городе Уральске – административном центре Западно-Казахстанской области Казахской ССР.

С августа 1941 года младший лейтенант Николаев – в составе Особой Западной авиационной группы ГВФ по обслуживанию частей Красной армии на Западном фронте, командир звена 1-го отдельного авиаполка ГВФ. Здесь же в 1941 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Участник Великой Отечественной войны. В качестве пилота отряда Б-8 совершил сотни вылетов по вывозу раненых бойцов и командиров, по доставке консервированной крови в прифронтовые госпитали, а также боеприпасов советским частям, находившимся в окружении немецких войск. Неоднократно попадал в сложные метеорологические условия, подвергался нападению немецких самолётов, но, проявляя находчивость и бесстрашие, умело уходил от них. Приходилось и самому выполнять обстрел и бомбёжки позиций врага. Во время одного из боевых вылетов был ранен. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

В марте 1943 года демобилизован в звании лейтенанта, вернулся в Казахстан. Продолжил работать в городе Гурьев (ныне – Атырау) в гражданской авиации: диспетчер гурьевского аэропорта (1943–1944), командир авиационного звена 244-го авиаотряда (1944–1948). В 1945 году награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за образцовую работу и отличное выполнение санитарных заданий в сложных условиях барханной местности Гурьевской области.

В 1948–1949 года прошёл обучение в городе Бугуруслан Чкаловской (ныне – Оренбургской) области на курсах командиров отрядов. С февраля 1949 года – в городе Актюбинске: командир 233-го авиаотряда, а с сентября 1952 года – командир 153-го объединённого авиаотряда Казахского территориального управления ГВФ (с августа 1963 года – Актюбинского объединённого авиаотряда Казахского управления Гражданской авиации).

Под его началом авиаотряд превратился в передовое предприятие. Объём пассажирских перевозок на местных воздушных линиях возрос в десятки раз. Актюбинский аэропорт стал образцовым в республике по чистоте, благоустройству, озеленению и общей культуре обслуживания населения.

Коллектив авиаподразделения выполнял также большой объём сельскохозяйственных работ. В 1959 году его самолётами было обработано 532 тысячи гектаров совхозных и колхозных полей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1963 года за самоотверженный труд и выдающиеся достижения в освоении авиационной техники Гражданского воздушного флота Николаеву Павлу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В годы седьмой расширенной пятилетки (1959–1965) перевозки пассажиров на местных воздушных линиях продолжали расти и увеличились в 2,6 раза. По сравнению же с 1952 годом они выросли в 83 раза. Самолётами отряда в 1966 году было обработано 1 миллион 162 тысячи гектаров сельхозугодий. По результатам следующей, восьмой пятилетки (1966–1970) 8 февраля 1971 года Актюбинский объединённый авиационный отряд Казахского управления гражданской авиации будет награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1960-х годов П. Н. Николаев перешёл на должность начальника Актюбинского ремонтного завода гражданской авиации.

Избирался членом пленума Актюбинского обкома Компартии Казахстана (1965), депутатом Актюбинского городского Совета депутатов трудящихся (1953–1967).

С 1979 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Актюбинске (с 1990-х годов – Актобе). Умер 12 октября 1993 года. Похоронен на кладбище посёлка Кирпичный города Актюбинска.

Награждён орденами Ленина (16.04.1963), Октябрьской Революции (15.06.1971), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (16.11.1945) степени, «Знак Почёта» (07.01.1953), Красной Звезды (06.01.1942), медалями, в том числе «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945).

В микрорайоне Авиагородок города Актобе на доме №5, в котором в 1949–1993 годах жил Герой, установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Герои Социалистического Труда – казахстанцы. Т. 1. – Алма-Ата: Казахстан, 1969.

Документы на сайте «Память народа»