Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Мыльников Григорий Михайлович

 
Мыльников Григорий Михайлович
25.05.1919 - 26.09.1979
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 5992
Орден Ленина № 38079
2. 19.04.1945 Медаль № 37

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бюст в посёлке Лачиново
  Бюст в Борисоглебске


Мыльников Григорий Михайлович – командир авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), гвардии капитан;
командир авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 25 мая 1919 года в деревне Егорьевка Касторенской волости Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Касторенского района Курской области). Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Вознесеновка (ныне Касторенского района), в 1938 году – школу фабрично-заводского обучения в Воронеже. В 1938 – 1939 годах работал аппаратчиком на Воронежском заводе синтетического каучука. В 1939 году окончил Воронежский аэроклуб и рабфак.

В армии с декабря 1939 года. В ноябре 1940 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В ноябре 1940 – феврале 1941 – лётчик 163-го резервного авиационного полка (город Торжок ныне Тверской области).

В феврале – мае 1941 – лётчик формирующегося 171-го истребительного авиационного полка (в Московском военном округе; город Тула), в мае – июле 1941 – лётчик 164-го резервного авиационного полка (город Воронеж). В июле 1941 года был переведён в 174-й штурмовой авиационный полк, проходивший формирование в городе Ряжск Рязанской области.

Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 – феврале 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 174-го (с марта 1942 – 15-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Западном (август 1941), Брянском (август 1941), Ленинградском (сентябрь 1941 – октябрь 1944) и 3-м Белорусском (октябрь 1944 – февраль 1945) фронтах. Участвовал в оборонительных боях на брянском направлении, обороне Ленинграда, Красноборской операции, прорыве блокады Ленинграда, Мгинской, Красносельско-Ропшинской, Выборгской, Нарвской, Таллинской, Моонузундской, Гумбиннен-Гольдапской и Инстербургско-Кёнигсбергской операциях.

В начале 1942 года на одноместном штурмовике Ил-2 с мотором АМ-38 совершил 8 боевых вылетов с бомбовой нагрузкой 600 килограммов (при заявленной номинальной бомбовой нагрузке – 400 килограммов). 5 и 9 июля 1942 года он участвовал в уничтожении дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград и тылы 42-й и 55-й армий. 24 июля 1942 года участвовал в групповом ночном налёте на корабли, портовые сооружения и коммуникации противника в порту Котка (Финляндия).

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитану Мыльникову Григорию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

21 февраля 1945 года его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией противника (в пятый раз за войну) в районе посёлка Цинтен (ныне посёлок Корнево Багратионовского района Калининградской области). Дотянув до своей территории, он совершил вынужденную посадку в районе города Кройцбург (ныне посёлок Славское Багратионовского района). При этом получил тяжёлую травму головы и был отправлен в госпиталь, где ему выполнили трепанацию черепа.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии майор Мыльников Григорий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

За время войны совершил 226 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.

После войны до августа 1945 года находился на излечении в госпитале в городе Инстербург (ныне город Черняховск Калининградской области). Был списан медкомиссией с лётной работы. С ноября 1945 года майор Г.М. Мыльников – в запасе.

В 1948–1949 годах работал старшим инженером импортного отдела в Главном управлении снабжения «Главрыбснаб» Министерства рыбной промышленности СССР.

В 1954 году окончил Институт народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. В октябре – декабре 1954 года работал заместителем управляющего трестом «Союзторгстрой», в 1954–1955 – заместителем управляющего строительно-монтажного треста №903 Министерства оборонной промышленности СССР. В 1956-1957 – начальник жилищно-коммунального отдела треста «Мясохладпромстрой».

В 1958-1959 годах работал директором продуктового магазина №65 Ждановского района г.Москвы, в 1959-1961 – заведующим блоком гостиницы «Останкино» в Москве, в 1961-1962 – директором галантерейного магазина №116.

Затем работал в Ленинградском районе г.Москвы заместителем директоров столовых: №33 (1962–1968), №26 (1968–1969) и №10 (январь – апрель 1969).

Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (16.08.1942; 21.06.1944; 22.02.1945), орденами Александра Невского (24.03.1943), Отечественной войны I степени (12.09.1944), Красной Звезды (09.12.1941), медалями.

Бронзовый бюст Г.М.Мыльникова установлен в посёлке Лачиново Касторенского района Курской области (открыт 18 июля 1949 года). Бюст также установлен в городе Борисоглебск Воронежской области. Его именем названа улица в Курске. На одном из цехов завода «Воронежсинтезкаучук» установлена мемориальная доска.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 192 боевых вылетов (на 23 сентября 1944 года);
2) Награждён за выполнение 223 боевых вылетов (на 14 февраля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (28.11.1940)
лейтенант (26.12.1941)
старший лейтенант (28.03.1942)
капитан (01.06.1943)
майор (11.12.1944)
подполковник запаса (12.05.1979)

С первых месяцев войны младший лейтенант Мыльников участвовал в боях. Штурмовой полк, в котором он находился, базировался под Ленинградом.

В яростных воздушных схватках с сильным и опытным противником молодой летчик приобрел опыт, закалял характер. Старательно изучал Мыльников действия в бою старших товарищей, тактику врага, кропотливо отбирал самое ценное, что могло пригодиться в дальнейшем. Постепенно приходило мастерство. Через несколько месяцев после начала войны он уже считался одним из лучших летчиков в полку.

Зимой, когда немцы плотным кольцом окружили израненный, голодающий город, ленинградцы впервые услышали фамилию Мыльникова.

В сложных метеоусловиях -приктически при нулевой видимости Мыльников вместе со своим напарником Палагушиным сумел уничтожить вражескую батарею обстреливающуюю осажденный город.

Прошло несколько недель. Командир полка Герой Советского Союза майор А.П. Цветенко приказал Мыльникову нанести удар по минометной батарее.

На этот раз погода была на редкость хорошая. Легкие облака скользили по необъятному простору голубого неба. В воздухе чувствовался запах весны, хотя землю еще покрывал снег. Вершины холмов выступали темными пятнами, над которыми прозрачной дымкой поднимался теплый воздух.

Нева осталась позади. Штурмовики подходили к цели. Цели нет... Внизу только ровная заснеженная поверхность с темными лентами дорог. Мыльников не мог смириться с мыслью, что полет будет безрезультатным. Чувство долга и ответственности заставило его трезво оценить обстановку. И он дал команду на разворот. Внезапно слева из-за деревьев одна за другой поднялись струйки дыма и растаяли в небе.

"Что же это такое?"-подумал Мыльников. И, не успев проанализировать, что толкнуло его принять решение, он приказал группе развернуться и повел ее в ту сторону, где продолжали расплываться в небе клочья дыма.

Через мгновения увидели, как по железнодорожному полотну от Гатчины в сторону Мги шел состав. На открытых платформах стояли зеленые танки, торчали толстые стволы самоходных пушек. Паровоз был выкрашен в белый цвет. Он медленно двигался, увлекая за собой огромный эшелон.

Штурмовики с ходу пошли в атаку. Сброшены бомбы. Крутой разворот. Мыльников зашел спереди на паровоз и выпустил длинную очередь из пушек.

После посадки Мыльников прибыл в штаб и доложил командиру, что заданней цели не обнаружили, но нанесли удар по эшелону с танками и артиллерией.

Командир с недоумением посмотрел на него.

-Откуда там такой эшелон?-удивился он.-Ты представляешь, как это важно? Значит, фашисты в районе Мги готовят наступление.

Через несколько часов в указанный Мыльниковым район по приказу командующего был послан самолет-разведчик, который сфотографировал атакованный штурмовиками эшелон. На снимке были видны горящие вагоны, перевернутые танки и орудия, лежащий на боку паровоз. За этот вылет маршал Говоров объявил всей группе благодарность, а Григорий Мыльников был награжден орденом Александра Невского.

Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение помогли Мыльникову обнаружить эшелон. А летом 1944 года эти качества летчика опять сыграли большую роль, помогли устранить угрозу, нависшую над его полком.

Дело было так. Мыльников летел ведущим небольшой группы. Недалеко от аэродрома находился редкий лесок. При полете над ним Григорий заметил, как несколько человек мотнулись с поляны к деревьям.

"Что это за люди?-подумал он.-Если наши бойцы, то они не будут прятаться от нас. Значит, враги. И так близко от аэродрома? Нельзя, чтобы они оставались здесь". Группа развернулась и над самыми верхушками деревьев пролетела в сторону аэродрома. При этом Мыльников несколько раз качнул крыльями. Еще заход. Штурмовики не стреляли и не сбрасывали бомб, но фашисты поняли, что они обнаружены, а скрыться некуда...

И когда группа пролетела над ними в третий раз, несколько человек подняли руки вверх и побежали в сторону полета штурмовиков. В следующий заход летчики увидели, что из леса выходит большая группа фашистов. Мыльников передал по радио на аэродром, что самолеты "гонят пленных". Вскоре взвод охраны разоружил группу фашистов, которую "взяли в плен" штурмовики. Как потом выяснилось, это была диверсионная группа, ей было поручено произвести налет на аэродром, уничтожить охрану и самолеты, склады горючего и боеприпасов. Фашисты ожидали наступления темноты, но Мыльников вовремя обнаружил их.

Однажды Мыльников получил несколько необычное задание-нанести удар по вражескому кораблю.

Готовился к полету тщательно. Над морем трудно вести визуальную ориентировку. Однообразная водная поверхность только кое-где расцвечена темными и светлыми пятнами-тенями от облаков, издали похожими то на плавающие льдины, то на фантастические острова. Хорошо изучил и береговую полосу, все характерные ориентиры вблизи нее.

Вылетел рано утром. Набрал заданную высоту. Внизу были видны характерные ориентиры-озеро, разбитая пристань на берегу.

Мыльников еще раз уточнил курс, скорость, высоту. Где-то неподалеку должна быть цель. Но найти корабль нелегко.

Серое, затянутое облаками небо, тускло-зеленая вода внизу. Не видно горизонта, небо и вода сливаются. Тучи все ниже. Их становится все больше. Самолет начинает потряхивать. Впереди темное, почти черное пятно. Тряска усиливается. Справа наползают кучевые облака. Самолет приближается к району цели. Машина послушна, все идет как надо. Но вот неизвестно, откуда в самолете появился дым.

"В чем же дело? Что горит? Ясно-на борту пожар. Что же делать? До аэродрома далеко. А до цели? Главное-цель, корабль. И его нужно уничтожить. А дыма все больше. Может, все-таки возвратиться? Тогда корабль подойдет к берегу и высадит фашистов, оружие, снаряды, мины, патроны".

Спешка не в характере Мыльникова. Он выключил все потребители электроэнергии и перешел на аварийную сеть. А дым плотной пеленой окутывал все внутри и, казалось, проникал в мозг, туманил мысли. Нужно немедленно что-то делать...

В эти опасные для жизни минуты Мыльников не дрогнул, не растерялся. Он сумел взять себя в руки, преодолеть страх, продолжал думать о том, как выполнить боевую задачу. Чувство долга подчинило все остальное.

Маневрировать становилось все сложнее, от дыма першило в горле, слезились глаза. Мышцы всего тела ныли от напряжения. Перед вылетом один из опытных летчиков, не раз летавший на морские цели, рассказывал, какие особенности нужно помнить во время поиска, как атаковать, но не мог же он предположить, что все сложится так: болтанка, дым в кабине, низкая облачность. А усталость наливала тело. Она давила, прижимала к сиденью, туманила сознание... Но вот впереди мелькнула среди волн черная точка и тут же исчезла. Может, показалось? Нет, вот она снова появилась...

Мыльников пристально вглядывался. "Да, это-цель. Наконец-то!".

Мыльников резко повел самолет на снижение, направив его на центр вражеского транспорта.

Желтые вспышки слепят глаза. Огонь ведут зенитные пулеметы и пушки. От разрывов снарядов самолет несколько раз подбросило. Но цель уже близко. Летчик нажимает кнопки бомбосбрасывателя.

Удар был точным. Разворачивая самолет, Мыльников стал смотреть на место, где шел корабль, и увидел огромные взрывы. Корабль был уничтожен.

Но что же произошло в самолете? Причина выяснилась только после возвращения домой. Виноватым оказался техник самолета.

Вроде бы небольшую оплошность допустил техник, готовивший самолет к вылету. Он не осмотрел как следует машину, не заметил, что много лишней смазки на тягах управления. Смазка попада на детали, которые в полете сильно нагревались, начала испаряться и дымить. И вот к чему это привело! Боевая задача была выполнена только благодаря хладнокровию, мужеству и мастерству летчика.

Особенно запомнился Мыльникову и его товарищам такой боевой вылет.

Это было в январе 1945 года. Наши войска подошли к южной окраине Кенигсберга. Подступы к нему оказались укрепленными. Танки, стоявшие плотно друг к другу, открыли сильный огонь. Мины и надолбы мешали движению нашей техники, и пехота залегла.

Мыльников получил приказание шестеркой "илов" нанести удар по огневым точкам противника и помочь войскам ворваться в город.

Придя в район цели, наши штурмовики восемь раз атаковали врага. И когда группа легла на обратный курс, летчики увидели, что советские бойцы машут им вслед руками. Сразу после посадки Мыльникова вызвал командир.-Как бомбил? Своих не задел?-тревожно спросил он.-Ударили точно,-коротко ответил Мыльников.-Ну, держись: только что передали, что генерал Хрюкин находился на КП и сам видел вашу работу. Сейчас на ПО-2 сюда вылетел.

Мыльников молчал. Он еще раз вспоминал всю штурмовку. Нет, все правильно!

Через несколько минут легкий ПО-2 приземлился и подрулил к старту. Выслушав рапорт командира полка, генерал Т.Т. Хрюкин приказал выстроить летный состав. Когда летчики построились, генерал спросил:

-Кто вылетал два часа назад шестеркой?

По его тону нельзя было определить, что таится за вопросом, и летчики встревожились: неужели ударили по своим? Мыльников и его ведомые вышли из строя. Полк замер. Генерал сделал несколько шагов им навстречу и сказал:

-Спасибо вам. Молодцы. Помогли войскам, да еще как! Лично проверю, чтобы вас наградили за этот полет!

За несколько дней до конца войны Мыльников попал в госпиталь. Ранение было тяжелым. И когда он поправился, из авиации пришлось уходить... Тяжело было штурмовику расставаться с любимым делом, но он не пал духом.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
 Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
 Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.
 Учётно-послужная карта