Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Скляров Иван Григорьевич

 
Скляров Иван Григорьевич
12.07.1919 - 15.08.1980
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.07.1944 Медаль № 3919

    Памятники
  Аннотационная доска в Казатине
  Надгробный памятник
  Аллея Героев в Чугуеве


Скляров Иван Григорьевич - командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка 302-й истребительной авиационной Кировоградской дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 12 июля 1919 года в посёлке Щемиловка, ныне в черте города Славянск Донецкой области Украины, в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1934 году окончил 7 классов неполной средней школы, а затем - аэроклуб. Работал лётчиком-инструктором в аэроклубе города Херсон.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил ускоренный курс Херсонской военной авиационной школы лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах, участвовал в битве за Днепр, в Ясско-Кишинёвской операции, в боях в Румынии, Венгрии, Чехии, Австрии.

Командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная Кировоградская дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) старший лейтенант Иван Скляров к февралю 1944 года совершил 135 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Григорьевичу Склярову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3919).

Всего за годы войны И.Г. Скляров совершил более 200 боевых вылетов, провёл свыше 60 воздушных боёв, в которых сбил 23 вражеских самолёта.

После войны отважный летчик продолжал служить в ВВС СССР. С 1949 года старший лейтенант И.Г. Скляров - в запасе. Жил в городе Казатин Винницкой области Украины. В 1968 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал старшим инженером в Казатинском отделении железной дороги, а затем - заместителем начальника вагонного отдела Юго-Западной железной дороги. Скончался 15 августа 1980 года. Похоронен в городе Казатин Винницкой области.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.

Пионерская дружина школы № 8 города Славянск долгое время носила его имя. Именем Героя названа улица в городе Казатин.

Боевые награды Родины — это не только символы подвигов. Это и знаки личного мужества, стойкости, непреклонной воли, это нервы, пот и кровь тех, кто их заслужил.

У Ивана Григорьевича Склярова, прославленного летчика в годы Великой Отечественной войны немало боевых наград. Только с июля по декабрь 1943 года, то есть за пять месяцев, командование 193-го истребительного авиационного полка, в котором служил тогда старший лейтенант, командир эскадрильи И.Г. Скляров, трижды представляло его к наградам — ордену Красного Знамени, ордену Отечественной войны 1-й степени и ордену Отечественной войны 2-й степени.

Один день, вошедший тогда во многие реляции, очень ярко характеризует этого неустрашимого человека, бойца, командира, он же дает представление о цене боевых наград.

Было это 14 января 1943 года. Как обычно, четверка истребителей Ла-5, ведомая И.Г. Скляровым, прикрывала наши наземные войска. Невдалеке за линией фронта комэск заметил скопление вражеских войск и техники. Решил штурмовать. Но в это время на горизонте показалась группа вражеских бомбардировщиков. Вслед за ней шла вторая. Самолеты, их было около тридцати, держали курс на наши позиции, неся десятки тонн смертоносного груза. Не мог Скляров пропустить эту армаду. Что бы ему это ни стоило, он заставит врагов высыпать бомбы на головы своих же вояк или вернуться.

Атака началась. Скляров взял на себя ведущего первой группы, видно, самого опытного и смелого, ребята заходили с боков. Несколько стремительных виражей, пристрелочные очереди, и вот уже трасса пуль ложится на Ю-87. Он вспыхивает, разваливается. Товарищи сбили еще двоих, четкий строй вражеских самолетов был нарушен, они в беспорядке заметались по небу, некоторые поворачивали обратно, вываливая свой груз.

Но на подходе уже была вторая группа. И снова Скляров направляет свой самолет на ведущего. Тот же маневр, такая же пристрелка, и враг «клюет носом», устремляется к земле. Две группы немецких самолетов смешиваются и спасаясь, уходят назад...

Короткая передышка, заправка самолетов горючим и боеприпасами, и снова Скляров в воздухе. На этот раз встреча произошла с бомбардировщиками, охраняемыми истребителями. Бой был жестоким и долгим. Вражеские истребители поставили мощный заслон, не подпуская советских летчиков к своим бомбовозам. И все-таки Скляров прорвался через этот заслон. Бомбардировщики, видно, не ждали такого и два из них сразу же поплатились за свою беспечность. Остальные поспешно ушли с поля боя.

Был в этот день и третий вылет. Небо «пустовало», но недолго. Из-за массы кучевых облаков вдруг, как коршуны, вынырнули «фоккеры» и пошли на штурмовку наших передовых частей. Промедли минуту-две, и бой довелось бы вести над окопами наших воинов. Скляров бросился наперерез и первым вступил в бой с «фокке-вульфом». Враг оказался опытным, коварным. Он заманывал Склярова в образовавшийся коридор, чтобы там, с двух сторон, его ведомые прикончили русского аса. Скляров не пошел в этот коридор, а, взмыв вверх, насел на фашиста. С первого же прицельного выстрела «Фокке-Вульф-190» кувыркнулся и штопором полетел к земле. Остальные вражеские самолеты, теснимые с флангов друзьями Склярова, перестроились в оборонительное кольцо. Разорвать такое кольцо непросто: с какой стороны ни зайди — везде ты под прицельным огнем.

Но и на этот раз Скляров перехитрил врага. Он отказался от лобовой атаки и, будто подраненный, бросил машину в штопор и тут же, выйдя из него, свечой взмыл вверх и пристроился в хвост «фокке-вульфу», замыкавшему кольцо. Фашисты растерялись. А когда их замыкающий вспыхнул от меткой очереди Склярова, кольцо вовсе распалось, враги вынуждены были бежать.

В тот день старший лейтенант Скляров лично сбил шесть самолетов противника, а вместе с группой — одиннадцать.

В представлении к званию Героя Советского Союза командование писало, что за десять месяцев 1943 года старший лейтенант И.Г. Скляров произвел 135 боевых вылетов, из которых: на разведку войск противника — 45, на прикрытие наших наземных войск — 50, на сопровождение бомбардировщиков — 28, на штурмовку войск противника — 4. За это же время провел 28 воздушных боев, в которых лично сбил 18 вражеских самолетов — 9 бомбардировщиков и 9 истребителей. Руководимая им эскадрилья провела 48 воздушных боев, уничтожила 29 стервятников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Ивану Григорьевичу Склярову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А бои еще продолжались. До окончательной Победы были еще долгие месяцы. И на счету прославленного летчика из Славянска был еще не один боевой вылет, не одна смертельная схватка с врагом. Но он выстоял и победил.

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976