Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Левченко Анатолий Николаевич

Левченко Анатолий Николаевич

06.02.1947 - 27.12.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

26.05.1986

Медаль № 11542

Орден Ленина № 433919

Левченко Анатолий Николаевич — старший штурман 655-го истребительного авиационного полка ВВС 40-й армии Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.

Родился 6 февраля 1947 года в посёлке Новониколаевский Новониколаевского района Волгоградской области в семье рабочего. Русский. Окончил 10 классов.

В Вооруженных Силах с августа 1964 года. В 1968 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в Закавказском и Прибалтийском военных округах. Член КПСС с 1969 года.

С мая 1985 года — в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

27 декабря 1985 года при выполнении очередного боевого задания, в районе населённого пункта Джабаль-Уссарадж, подполковник А.Н. Левченко направил свой подбитый самолёт МиГ-23МЛД (бортовой № 07) на сильно укреплённую позицию противовоздушной обороны (ПВО) мятежников и впервые в послевоенной истории Военно-Воздушных Сил СССР и реактивной авиации уничтожил её огненным тараном.

Похоронен на родине – в посёлке Новониколаевский.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1986 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Левченко Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Именем Героя названы улица и средняя школа № 1 его родного посёлка. На доме, в котором жил А.Н. Левченко, установлена мемориальная доска.


ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ

К смерти невозможно привыкнуть. Даже на войне. Даже когда погибший выбрал её сознательно, предъявив собственную жизнь как решающий аргумент боя. Подполковник Анатолий Левченко повторил легендарный подвиг Гастелло - подавил огневую точку противника точным попаданием в неё собственной машины.

Откуда берёт начало взлётная полоса Анатолия Левченко? Может быть, с того момента, когда его, совсем пацана, взяли на борт самолёта-опылителя? Вряд ли. Другой эпизод. Четверо выпускников Новониколаевской одиннадцатилетки приезжают поступать в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Поступает один. Не Анатолий. Уезжают двое. Анатолия среди них нет. Остался работать на аэродроме, попал в резерв и «добил-таки» училищное командование.

Курсанту Левченко разрешают самостоятельный полёт - первому на курсе. А затем «биографами» выступают многочисленные публикации: «Красная звезда», «Советский воин», «Авиация и космонавтика», «Советская молодежь»... Правда, о подвиге в тех публикациях речи не было - только об умении офицера делать своё дело. Следующая страница: вручение подполковнику Левченко ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III-й степени - опять же одному из первых в части. Награда - объективное признание деловых качеств. Просто в Афганистане они проявляются подвигом. Не попасть сюда (или попасть «случайно») Левченко просто не мог.

Вот и настало время назвать последнюю дату этой биографии - 27 декабря 1985 года, 14 часов 30 минут по кабульскому времени. В тот день в активе звена Левченко уже было два боевых вылета. Оба - удачные. Особенно второй, в котором удалось разгромить прорвавшийся из Пакистана караван душманов. Как всегда, ведущий звена Левченко действовал мастерски: ориентировался чётко, бомбил метко, уходил из-под обстрела быстро.

Задача командования нанести бомбово-штурмовой удар по двум целям, расположенным в 20 км юго-западнее перевала Саланг, требовала от него тех же навыков. Теперь о том вылете рассказывает ведомый Анатолия Левченко - майор Щербак. До сих пор не смирившийся с Непоправимостью исхода. Собственно, и рассказывать-то почти нечего: события развивались по многократно повторяемой схеме, когда над машиной подполковника вдруг что-то блеснуло и она прекратила боевой разворот.

Мы никогда не узнаем, как принимаются решения о таране. Наверное, первое, что зафиксировал в сознании Левченко, - машина, несмотря на повреждение, из повиновения не вышла, а цель... цель до сих пор не поражена.

...Говоря о мастерстве лётчика, мы привычно употребляем стереотип «он и его самолёт - одно целое» и почти не задумываемся над буквальным смыслом этого образа.

Анатолий Левченко, видимо, тоже не задумывался. Он тщательно прицелился и «выстрелил», как всегда, без промаха.

...В семейном архиве Левченко есть фотография Анатолия Николаевича, сделанная за сорок минут до его гибели. Есть забавная новогодняя открытка родителям, пришедшая на станцию Алексиково на шестой день после смерти автора. А в лётной книжке Героя появляются записи о новых вылетах: их совершают за него лучшие из однополчан. Да, бывают всё же потери, которые мы стараемся восполнить в вечном споре с чудовищной несправедливостью смерти.

Фёдор Ласточкин. – см. «Время выбрало нас». «Мы - интернационалисты». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1988.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)