Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Мосиенко Сергей Иванович

 
Мосиенко Сергей Иванович
27.07.1921 - 24.02.1991
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8834

    Памятники
  Надгробный памятник (старый)
  Надгробный памятник (новый)


Мосиенко Сергей Иванович - летчик 11-го отдельного разведывательного авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант.

Родился 27 июля 1921 года в селе Андреевка ныне Артемовского района Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Окончил 8 классов. Работал старшим пионервожатым.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

Летчик 11-го отдельного разведывательного авиационного полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант Сергей Мосиенко к декабрю 1944 года совершил 131 боевой вылет в глубокий тыл противника на разведку и фотографирование его оборонительных рубежей и группировок войск, аэродромов, коммуникаций и других объектов, а также на бомбардировку живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Сергею Ивановичу Мосиенко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1970 году там же - академические курсы. С 1971 года - начальник штаба ВВС Сибирского военного округа. С 1975 года - начальник управления лётной поисково-спасательной службы ВВС. С 1985 года генерал-лейтенант авиации С.И. Мосиенко — в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 24 февраля 1991 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Иванович участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, в разгроме врага непосредственно на его территории. Летал на боевой разведывательной машине Пе-2.

Главным предназначением всей его боевой деятельности являлись визуальное наблюдение и аэрофотосъемка. Но Сергею Мосиенко за 167 боевых вылетов приходилось бывать в самых сложных ситуациях.

16 раз летчик Мосиенко с разведывательного самолета производил бомбардировку живой силы, боевой техники и укреплений противника. «Не страшась ожесточенного огня зенитной артиллерии гитлеровцев, — отмечается в боевых характеристиках,— он неоднократно со своего Пе-2 на бреющем полете обстреливал из пулеметов вражеские автоколонны, железно-дорожные эшелоны и аэродромы». 700 тысяч листовок, предназначенных для немецких солдат и офицеров, для советских людей, оказавшихся на территории, временно оккупированной фашистскими захватчиками, сбросил он со своей машины.

В апреле 1943 года он выполнял боевое задание по разведке противника в районе города Невеля. Плохие метеоусловия, низкая облачность ограничивали маневрирование и вынуждали производить аэрофотосъемку с предельно низкой высоты. Вражеская зенитная артиллерия открыла интенсивный огонь. Одним из снарядов правый мотор был поврежден и заглох. Старший лейтенант Мосиенко и на одном моторе все-таки сумел полностью выполнить задание, Лишь после этого он повел свой Пе-2 на аэродром. Километрах в двадцати от аэродрома отказал и второй мотор. При вынужденной посадке самолет разбился. Сергей Иванович был тяжело ранен.

Как только летчик стал выздоравливать, он упорно и настойчиво, изо дня в день занимался длительными физическими упражнениями, развивал поврежденную ногу. Медицинская комиссия в конце концов разрешила ему вернуться в строй боевой авиации.

«Его экипажу,— подчеркивается в наградных листах,— как наиболее подготовленному, всегда поручаются сложные задачи, особенно на фотографирование площадей переднего края». Он произвел более 30 боевых вылетов на выполнение подобных заданий.

Так, 27 апреля 1944 года «благодаря внимательности в воздухе и грамотному ведению воздушной разведки экипаж офицера Мосиенко первым обнаружил оборонительную полосу немецко-фашистских войск в районе Идрица — озеро Нещердо»,— писал в донесении командир разведывательного авиационного полка майор Мартьянов.

При подготовке советских войск к наступлению в районе Двинска летчику Мосиенко была поставлена задача: разведать все оборонительные рубежи противника по Западной Двине, пути подброски резервов по железным, шоссейным и грунтовым дорогам. «Его экипаж,— сообщается в донесении,— блестяще справился с этой задачей. Визуально и контрольным фотографированием вскрыл всю оборону противника в заданном районе, все пути подвоза живой силы и боевой техники противника. Эти ценные сведения во многом способствовали успеху прорыва нашими войсками вражеской обороны».

35 боевых вылетов произвел С.И. Мосиенко над территорией фашистской Германии, в частности, в районе Тильзита, Мемеля, Инстенбурга, Либавы. Искусно преодолевая интенсивный зенитный огонь и мастерски уклоняясь от атак вражеских истребителей, он первым вскрыл оборонительные укрепления, прикрывающие подходы к Восточной Пруссии.

В конце сентября 1944 года он первым обнаружил два оборонительных рубежа на подступах к городу и порту Мемелю, состоящих из противотанковых рвов, траншей, дзотов и артиллерийско-минометных батарей.

Более 40 раз самолет С.И. Мосиенко подвергался ожесточенному обстрелу зенитной артиллерии, более 25 раз атаковали его вражеские истребители. Однако несмотря на это задание он всегда выполнял, проявляя исключительные мужество и сноровку.

Так, 30 июня 1944 года с высоты 1000—1500 метров Сергей Иванович на самолете Пе-2 производил разведку района Барковичи — Дрисса и был атакован двумя вражескими истребителями. Разведчик мастерски развернул свою машину и ушел в облака. Спустя 15—20 минут неожиданно для противника экипаж снова вернулся в район разведки и обнаружил, что по грунтовой дороге от Барковичей на Дриссу движется до 1500 автомобилей, а в районе Дриссы скопилось до 2000 автомобилей.

3 июля 1944 года при воздушной разведке района Вильно самолет, управляемый С.И. Мосиенко, был атакован истребителями противника. Вражеским огнем на его машине был пробит маслобак правого мотора и он заглох. Пе-2 резко пошел на снижение. Но старший лейтенант Мосиенко не растерялся, а уверенно справился с управлением и на одном работающем моторе произвел полную разведку. Ему удалось установить, что от населенного пункта Ходуцышки на Свинцяны движется автоколонна до 600 единиц, на железнодорожной станции Вильно находится до 20 составов и 5 эшелонов, на аэродроме свыше 50 самолетов противника.

20 августа 1944 года Сергей Иванович под прикрытием восьми наших истребителей производил фотографирование площади переднего края обороны противника в районе Ауце. Его атаковали 10 вражеских «фокке-вульфов». Экипаж С.И. Мосиенко, несмотря на атаки и огонь, продолжал аэрофотосъемку местности. Одному из «фокке-вульфов» удалось пулеметной очередью пробить бензобак нашего самолета. Машина загорелась. Но командир не потерял самообладания. Скольжением он дважды тушил пожар и на одном работающем моторе тянул до ближайшего аэродрома.

За отличное выполнение боевых заданий по разведке немецко-фашистских войск, боевой техники и оборонительных рубежей Сергей Иванович в годы Великой Отечественной войны был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и другими. 18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976
 Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.