Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лущенко Григорий Андреевич

 
Лущенко Григорий Андреевич
05.08.1906 - 06.07.1977
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 8295

    Памятники
  Памятный знак в Полтаве
  Аллея Славы в Запорожье


Лущенко Григорий Андреевич - штурман эскадрильи 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии авиации дальнего действия (АДД), гвардии капитан.

Родился 5 августа 1906 года в селе Барановка ныне Глуховского района Сумской области Украины в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. Детство его прошло в Донбассе, где отец работал шахтером. В 1918 году семья возвратилась в родное село. Окончил начальную школу. Работал подручным котельщика на сахарном заводе в Киеве.

В Красной Армии с 1929 года. В 1931 году окончил военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в городе Оренбург. В декабре 1937 - октябре 1938 года учился на курсах штурманов при Ейском Высшем морском авиационном училище имени И.В. Сталина. Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Лущенко служил штурманом эскадрильи на Дальнем Востоке.

Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Штурман эскадрильи 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка (13-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия, авиация дальнего действия (АДД)) гвардии капитан Григорий Лущенко к концу войны совершил 208 боевых вылетов ночью на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника. Участвовал в налетах на Яссы, Будапешт, Кенигсберг (Калининград), Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Григорию Андреевичу Лущенко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8295).

После войны отважный штурман продолжал службу в ВВС СССР. В 1948 году окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей ВВС. С 1953 года майор Г.А. Лущенко — в запасе. Жил в областном центре Украины - городе Запорожье. Скончался 6 июля 1977 года.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

ШТУРМАН ЭСКАДРИЛЬИ

Это было в августе 1942 года, когда войска противника, прорвав нашу оборону, двинулись на Сталинград.

Несмотря на исключительное мужество и героизм советских войск, противнику ценой огромных потерь удалось форсировать Дон в районе Вертячего и захватить плацдарм. С 17 по 22 августа наши войска 4-й танковой и 62-й армий отражали попытки противника расширить плацдарм. Самоотверженную борьбу наземных войск поддерживали летчики 8-й воздушной армии.

Экипаж бомбардировщика, в составе которого летал штурман эскадрильи 20-го гвардейского авиационного полка Григорий Лущенко, получил приказ уничтожить переправу через Дон в районе станицы Вертячей. Недалеко от цели самолет попал под сильный зенитный огонь. Его атаковали вражеские истребители.

Смертельная опасность угрожала нашим летчикам. Как быть? Возвратиться, не выполнив приказа? Или?.. Командир экипажа принял решение атаковать. Штурман Григорий Лущенко совершил смелый маневр и направил машину на цель. От прямого попадания бомб переправа противника взлетела в воздух. Бомбардировщик благополучно возвратился на свою базу. Это был один из первых боевых вылетов Г.А. Лущенко.

26 декабря 1942 года экипаж бомбардировщика нанес удар по немецкому эшелону на станции Вязьма, уничтожив много живой силы и боевой техники. 28 января 1943 года отличились летчики и при бомбардировке скоплений вражеских войск на станции Орел. Меткими попаданиями было повреждено несколько эшелонов противника и вызвано два больших пожара.

В июне 1944 года экипаж самолета громил противника на железнодорожной станции и в городе Яссы. В сентябре нанес бомбовые удары по Будапешту, а в феврале 1945 года — по Кенигсбергу. В апреле совершал ночные налеты на Берлин.

Рассказывая о своей службе в авиации дальнего действия, Г.А. Лущенко писал: «Приходилось совершать налеты на крупные узлы вражеской обороны, военные объекты, скопления живой силы и техники противника. Не раз вылетал в глубокий тыл врага. Наши самолеты наносили удары по Кенигсбергу, Варшаве, Тильзиту, Данцигу, Хельсинки, Будапешту, Берлину. Боевые вылеты приходилось совершать не только в сложной боевой обстановке, но и часто в трудных метеорологических условиях».

В годы войны гвардии капитан коммунист Г.А. Лущенко совершил 213 боевых вылетов, из них 210 — ночью.

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983