Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Сомов Сергей Алексеевич

 
Сомов Сергей Алексеевич
15.11.1920 - 23.05.2011
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 27.03.1996 Медаль № 263


Сомов Сергей Алексеевич - командир эскадрильи 64-го штурмового авиационного полка (182-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), старший лейтенант (на время первого представления к званию Героя Советского Союза в апреле 1945 года).

Родился 15 ноября 1920 года в селе Зобово Шарлыкского района Оренбургской области в многодетной крестьянской семье. Русский. В 1921 году, спасаясь от голода, семья переехала в Томскую область, с село Чубур. В 1929 году отец, потомственный кузнец, перебрался на металлургический комбинат в город Сталино (теперь Новокузнецк). Здесь Сергей окончил школу и затем 2 курса металлургического техникума. Параллельно учился в местном аэроклубе.

Осенью 1940 года был призван в Красную Армию и направлен в Новосибирскую авиационную школу пилотов. По окончанию школы в 1941 году сержант Сомов на фронт не попал, а был направлен в Забайкалье в 52-й запасной авиационный полк для переучивания на Ил-2. Осваивал штурмовик уже в 64-м штурмовом авиационном полку в Бурятии. Только в августе 1944 года, получив звание «младший лейтенант», Сомов в составе своего полка отправился на фронт.

Первый боевой вылет младший лейтенант Сомов совершил в октябре 1944 года в небе Восточной Пруссии. С первых дней показал себя умелым и отважным бойцом. В феврале 1945 года Сомов получил очередное воинское звание «лейтенант» и был назначен командиром эскадрильи. К тому времени он совершил только 18 боевых вылетов, был награжден орденом Красного Знамени. В конце марта 1945 года за 80 боевых вылетов получил второй орден Красного Знамени. За участие в боях за город-крепость Кенигсберг награжден орденом Александра Невского.

Отличился на завершающем этапе боев в Восточной Пруссии. 14 апреля 1945 года шестерка Ил-2 под командованием лейтенанта Сомова мастерским ударом уничтожила вражеский бронепоезд, действовавший на железнодорожном пути Пиллау - Кенигсберг. Все участники боевого вылета получили награды: летчики - ордена Красного Знамени или Красной Звезды, стрелки - медали «За отвагу». Командир группы старший лейтенант Сомов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но представление не было реализовано.

Всего к концу войны совершил 118 боевых вылетов, из них 100 - в качестве ведущего. Участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года.

После Победы остался в военной авиации. В 1946 году большинство частей штурмовой авиации было расформировано и старший лейтенант Сомов был переведен заместителем командира эскадрильи в 239-й транспортный авиационный полк в Прибалтике. Освоил транспортный Ли-2, затем Ил-12. Участвовал в ликвидации сильного землетрясения в Ашхабаде в 1948 году, в освоении Арктики. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию и получил направление в 3-ю военно-транспортную дивизию.

Военно-транспортной авиации Сомов отдал более 30 лет. В 1957 - 1958 годах командовал 339-м военно-транспортным авиаполком на Украине. В 1960-1961 годах находился в служебной командировке в Вьетнаме и Лаосе, после возвращения был заместителем командира военно-транспортной авиационной дивизии. С 1965 по 1976 годы возглавлял службу безопасности полетов Военно-транспортной авиации.

В мирные дни был награжден тремя орденами Красной Звезды. Первым - «за освоение новой техники и большой личный вклад в подготовку летчиков Военно-транспортной авиации». Вторым - после командировки во Вьетнам, где Сомов обучал летчиков Вьетнама и Лаоса пилотированию на Ли-2 и лично несколько раз доставлял грузы в Лаос и вывозил раненых. Третий (из послевоенных) орден Красной Звезды получил в 1968 году за организацию доставки советских войск во время известных событий в Чехословакии. Выполняя задания правительства, совершал полеты в небе Африки, Южной Америки.

В 1976 году полковник Сомов уволен в запас. К этому времени налетал около шести тысяч часов (250 суток, 8,5 месяца в воздухе), освоил за годы службы 22 типа самолетов, от фанерного биплана По-2 до могучего «Антея». Имеет почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В канун 50-летия Победы инициативная группа из Всероссийского клуба Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы, подняв фронтовое представление в Подольском архиве Министерства обороны, выступила с ходатайством к Президенту России о присвоении полковнику в отставке С.А.Сомову высокого звания.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 428 от 27 марта 1996 года полковнику в отставке Сомову Сергею Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Жил в Москве. Активно участвовал в военно-патриотической работе. Умер 23 мая 2011 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.

Полковник. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, в том числе «За боевые заслуги», орденами иностранных государств.

Автор книги воспомианний «В крылатом строю» М.: «Гелиос АРВ», 2006. Также автор книг «Летчику о турбовинтовом самолете», «Аэродинамика турбовинтового самолета».

Вспоминает Сомов Сергей Алексеевич

Очень запомнился вылет 14 апреля 1945 года под Кёнигсбергом. Шестеркой Ил-2 я вылетел на задание по сопровождению наших войск. Во время подхода к цели, заместитель командира дивизии Филатов, который находился на станции наведения "Дунай-22", перенацелил меня на бронепоезд. Этот бронепоезд, который получил в войсках название "железный крокодил" курсировал между Кенигсбергом и Пиллау, наносил большой ущерб нашим частям и быстро скрывался, как только его нащупывали. Последние три дня он очень мешал нашему наступлению.

Я передал летчикам своей группы: "Идем на "железного крокодила". Мы, конечно, понимали, что бронепоезд не спрячется где-то в складках местности или в лесном массиве, и потому, снизившись до высоты 500-600 метров, пошли вдоль железной дороги. Сразу же попали под мощный огонь зенитной артиллерии и начали выполнять противозенитные маневры - идя вдоль линии, поворачивали то влево, то вправо, и продолжали внимательно наблюдать за железной дорогой. Вдруг, вижу, что железная дорога как бы прерывается и замечаю в этом месте вспышку.

По пламени вспышек мы всегда обнаруживали танки и артиллерию, и я, сразу же передав товарищам: "Крокодил" под нами, в атаку!", перевел штурмовик в пикирование. Не обращая внимания на рвущиеся вокруг зенитные снаряды, нацелился прямо на паровоз. Он стремительно несся мне навстречу, и, даже, если бы меня сбили, то Ил-2 все равно бы в этот паровоз врезался. Когда выпущенные мною реактивные снаряды попали в него и отбросили метров на 10, я понял, что теперь бронепоезд никуда не уйдет. Вместо обычных 3-4 заходов на цель мы сделали целых 12. Подожгли вагоны, сбили все его башни. Со станции наведения сообщили: "Видим, молодцы!" Когда вернулись на аэродром, меня встретили командир полка, замполит и начальник штаба, сообщили, что поступило известие о том, что мы уничтожили бронепоезд и поздравили с этой победой. Через несколько дней от командира корпуса пришла телеграмма с благодарностью за оказанную войскам помощь. А командующий 1-й воздушной армией Хрюкин отдал приказ представить всех участников операции к награждению.

- Все летчики и бортовые стрелки, участвовавшие в уничтожении бронепоезда, были представлены к награждению орденам и медалям и получили эти награды. Я же был представлен тогда к званию Героя Советского Союза.

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Сомов С.А. В крылатом строю. М.: Гелиос АРВ, 2006
Подводная археология   Т