Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Карболин Михаил Дмитриевич

 
Карболин Михаил Дмитриевич
1925 - ?
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 03.04.1975 Медаль № 16560
Орден Ленина № 422634


Карболин Михаил Дмитриевич – начальник лётно-испытательной станции Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова Министерства авиационной промышленности СССР, Узбекская ССР.

Родился в 1925 году в городе Усть-Каменогорск Семипалатинской губернии (ныне – центр Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан). Русский.

Служил в Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны.

Демобилизовавшись из Вооружённых Сил, приехал в столицу Узбекской ССР (ныне – Республики Узбекистан) – город Ташкент, где устроился на завод №84 имени В.П. Чкалова Министерства авиационной промышленности СССР (в 1957-1963 годах – Совнархоза Узбекской ССР, а в 1963-1965 годах – Совнархоза Среднеазиатского экономического района), где впоследствии стал начальником лётно-испытательной станции (ЛИС).

ЛИС (цех 36) ещё называли «доводочным цехом». На этом финишном участке производства всего предприятия, где обеспечивается выпуск не простой продукции, а очень сложных изделий, была сконцентрирована огромная ответственность, в том числе и за жизнь экипажа испытателей, и за само существование выпускаемого изделия.

В период его работы на заводе, начиная с 1954 года, велось серийное производство самолетов Ил-14, введена в действие оригинальная подвесная линия анодирования и покраски панелей, цеха оснащались самым совершенным оборудованием, успешно переоснащались заготовительное и сборочное производства, шла широкая механизация и автоматизация производства. В июле 1961 года успешно прошел испытания первый серийный самолет Aн-12, ставший на долгие годы основным в военно-транспортной авиации. Заслуги коллектива предприятия получили высокую оценку Правительства: в марте 1962 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же, в числе десятков работников завода, за успехи, достигнутые в выпуске новой техники, Михаил Карболин был удостоен своего первого ордена – Ленина.

Во второй половине 1960-х годов завод №84 получил открытое наименование – Ташкентский авиационный завод имени В.П. Чкалова, а в 1973 году был преобразован в Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). В 1966 году заводом освоен выпуск тяжёлых транспортных турбовинтовых самолётов Ан-22 «Антей». За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) М.Д. Карболин был награждён орденом Октябрьской Революции. С 1973 года ТАПОиЧ был начат выпуск средних транспортно-десантных самолётов Ил-76.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 3 апреля 1975 года за выдающиеся заслуги в создании, испытании и производстве новой техники Карболину Михаилу Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В последующие годы работал начальником отдела транспортной авиации (192-го отдела) ТАПОиЧ.

Жил в Ташкенте (Узбекистан). Умер в первой половине 1980-х годов.

Награждён 2 орденами Ленина (02.03.1962; 03.04.1975), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

ЗДЕСЬ АТТЕСТУЮТ САМОЛЕТЫ (про цех 36 – ЛИС)

ЛИС – это лётно-испытательная станция завода (Объединения). Её ещё называют «доводочным цехом». Всё, что происходило там каждодневно, считалось будничной работой, хотя как посмотреть на это, какими глазами! Для там работающих, очевидно, буднично. А вот для тех, кто хоть раз побывал там, впечатлений – море.

Работа на ЛИС отнюдь не лишена ни романтики, ни огромного труда, ни даже – риска.

На этом финишном участке производства всего предприятия, где обеспечивается выпуск не простой продукции, а очень сложных изделий, сконцентрирована огромная ответственность, в том числе и за жизнь экипажа испытателей, и за само существование выпускаемого изделия. И сколько бы усердия и любви ни вложили в продукцию те люди, чьими руками создается сложнейшая авиационная техника, какой бы пооперационный контроль качества не осуществляли по всей производственной цепочке, всё же это техника, и очень сложная техника, без большого числа вопросов редко обходится её испытания. А для лётного экипажа испытателей машины в воздухе любая из них, как первая… и не всякий раз безупречная.

И чтобы «оживить» только что собранную машину, перед её полетом необходимо ещё на земле вложить в неё огромный труд и вложить в неё «самолетную душу», какая складывается из множества кусочков душ от каждого участника испытаний и доводки на земле. И уж потом экипажи пилотов-испытателей, техников, бортинженеров поднимут эту рукотворную птицу в воздух и научат её летать.

«Оживить самолёт» – это означает острым опытным взглядом, особым чутьём знатоков своего дела всесторонне, придирчиво проверить всё снаружи и внутри, заглянуть в каждый уголок, каждую систему, обеспечить и убедиться в безотказности работы каждого узла, агрегата, устройства, системы… Ещё в наземных условиях предстоит отлично подготовить крылатую машину к первому испытательному и последующим рабочим полётам, дать ей безукоризненную путёвку в жизнь. Это и есть главная задача ЛИС.

Всем этим и заняты комплексные бригады мотористов, бортмехаников, прибористов, электриков – специалистов высшей квалификации. Тщательно и скрупулёзно контролируют они работу от наземных источников питания всех систем электрорадионавигационного оборудования. Деятельность комплексных бригад завершается устранением возникающих вопросов по отработке систем и оборудования, оформлением карт контроля и технических паспортов. Это на первом этапе.

Далее приступают к проверке экипажи испытываемых машин. Они пока что в наземных условиях, но уже от бортовых источников электропитания последовательно проверяют все системы жизнеобеспечения самолёта и все электрорадионавигационные приборы. Потом все системы заправляются горючим, смазкой, и начинается наземное испытание моторов, проверяется действие рулей, элеронов, закрылков, всего того, что должно безукоризненно действовать в воздухе при полёте.

И вот наземные проверки и испытания позади. Закончена предполётная подготовка самолёта экипажем…

Самолёт зажил предначертанной ему жизнью… Рулёжка…. Остановка на полосе… Долгожданная команда с контрольно-диспетчерского пункта: «Взлёт разрешаю». Старт…

И уходит очередной самолёт в небо, летит в зону, где экипаж по заранее составленной программе испытывает самолёт в самых различных режимах, в самых неожиданных ситуациях, искусственно создавая возможную, а зачастую, и невозможную экстремальную обстановку.

Работники ЛИС, которые «учат» самолёты летать, - это люди, непременно влюблённые в свою нелегкую профессию, мастера высокого класса, люди бесстрашные и очень ответственные. Они подобно врачам, которые спасая жизнь людям от самых страшных болезней, не страшатся заболеть сами. Для них их работа – это и есть их настоящая жизнь. У них не бывает, как у всех «нормальных людей» обычных выходных, нормированных часов работы ни днем, ни ночью. Есть задание и его надо выполнить, во что бы то ни стало!

На ЛИС обстановка всегда была особо деловая, напряженная, ответственная, и, вместе с тем какая-то семейная. Именно там складывался конечный результат работы огромного коллектива предприятия. За ними подправлять больше некому. Там всегда царила обстановка профессионального братства. И коллектив там всегда отличался и слаженностью и спаянностью.

Даже сама инфраструктура ЛИС была необычной. Большая благоустроенная, утопающая в зелени, территория с садами и огородами, с уютными служебными и бытовыми помещениями, зонами отдыха, спортивными площадками, спортивными командами, соревнованиями по разным видам, с художественной самодеятельностью, и даже с собственным Музеем истории…

Такое теперь может только сниться!

Виктор Степанов.

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Документы Государственного архива Российской Федерации
 Публикации в сети Интернет