Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Фомин Николай Иванович

 
Фомин Николай Иванович
06.09.1921 - 13.06.1988
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4421

    Памятники
  Надгробный памятник
  Памятный знак в Полтаве


Фомин Николай Иванович - командир звена 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного Полтавского Краснознаменного полка дальнего действия (7-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД), гвардии капитан.

Родился 6 сентября 1921 года в с. Безлесном Балашовского района Саратовской области. Русский. После окончания средней школы в 1939 году добровольно поступил в военное авиационное училище.

С апреля 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задачи в глубоком тылу противника в интересах Верховного Главнокомандования, а также Ленинградского, Сталинградского, Западного, Прибалтийских, 1-го Белорусского и других фронтов.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4421) гвардии капитану Фомину Николаю Ивановичу присвоено 19 августа 1944 года за 259 боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.

В послевоенные годы Н.И. Фомин окончил Краснознаменную Военно-Воздушную академию. Умер 13 июня 1988 года. Похоронен в посёлке Монино Щёлковского района Московской области на Гарнизонном кладбище.

Награжден орденом Ленина (19.08.44), двумя орденами Красного Знамени (18.08.42; 28.08.43), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (31.12.42; 11.03.85), тремя орденами Красной Звезды (26.10.55; 29.04.57; 22.02.68), орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.75), медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За победу над Японией", "За взятие Кенигсберга" и четырьмя другими медалями.

Летом 1942 года войсками Западного фронта были проведены наступательные операции в районе Ржева и на Брянском направлении. Эти операции хотя и не дали желаемых результатов, тем не менее заставили гитлеровское командование перебросить в группу армий "Центр" 15 свежих дивизий из резерва и с других участков советско-германского фронта, предназначенных для отправки под Сталинград. В связи с активизацией боевых действий на центральном участке фронта особое значение для гитлеровцев имел смоленский железнодорожный узел. Сюда поступали пополнения из Германии, отсюда они шли на Ржев, Вязьму и Брянск. По данным нашей разведки, через Смоленск ежесуточно проходили десятки воинских эшелонов. Командованием авиации дальнего действия было принято решение нанести массированный удар по смоленскому железнодорожному узлу и вывести его из строя.

В ночь на 23 августа 1942 года в составе полка вылетел на это задание и экипаж гвардии старшего лейтенанта Фомина. Над Смоленском уже полыхали пожары, вызванные ранее отбомбившимися экипажами. По небу шарили десятки прожекторов. Над городом огненными всплесками рвались сотни зенитных снарядов.

Фомин избрал в качестве цели стоявший на путях и освещенный пожаром железнодорожный эшелон и лег на боевой курс. Четко работал штурман, зорко следил за воздухом стрелок-радист. Все шло по намеченному плану, но вдруг машина непривычно вздрогнула, отскочила в сторону. Летчики почувствовали в кабине запах дыма: рядом разорвался снаряд. Винт с редуктором были срезаны крупным осколком, и правый мотор перестал работать. Фомин с трудом вернул машину на боевой курс. Бомбы были сброшены точно на цель. Отлично владея техникой пилотирования, Фомин на одном моторе "тянул" сотни километров и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

Одиннадцать боевых вылетов совершил Фомин в глубокий тыл противника. Он обрушивал свои бомбы на военные объекты Варшавы, Кенигсберга, Тильзита, Инстербурга, Бреста и Хельсинки.

Особенно трудными были боевые вылеты к партизанам Прибалтики летом 1944 года. Темнота, лесистая местность, низкая облачность и туманы, часто стоявшие в Прибалтике, затрудняли отыскание ночных ориентиров. Однако все шесть раз Фомин отлично справлялся с боевым заданием. Оружие, боеприпасы и продовольствие были сброшены точно в назначенные места.

Фомин отлично знал и грамотно эксплуатировал матчасть. Все боевые вылеты он совершил на одной машине. Его самолет был самым "старым" в полку: имел 700 часов налета и выработал четыре моторесурса. Несмотря на это, Фомин водил его на задания с полной бомбовой нагрузкой...

Фотография предоставлена Сергеем Фоминым.

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.