Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Ковалёв Владимир Александрович

 
Ковалёв Владимир Александрович
30.03.1950 - 21.12.1987
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.07.1988 Медаль № 11583
Орден Ленина № 456777

    Памятники
  Надгробный памятник
  Надгробный памятник (новый)


Ковалёв Владимир Александрович - заместитель командира эскадрильи 50-го отдельного смешанного авиационного полка 40-й общевойсковой армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистане), майор.

Родился 30 марта 1950 года городе Ставрополь, административном центре Ставропольского края, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1976 года. В 1967 году с серебряной медалью окончил 10 классов школы № 64, в которой учителем работала мама. До призыва в армию в течение года занимался Ставропольском учебном авиационном центре ДОСААФ, на парашютном и летном отделениях; совершил 341 полет на спортивных самолетах.

В августе 1968 года был призван в ряды Советской Армии Ставропольским городским военным комиссариатом и направлен в летное училища. В 1972 года с отличием окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, специальность по диплому «командная военно-транспортная авиация» с присвоением квалификация военного летчика-инженера. За время учебы летал на самолетах Л-29, Ил-14 и Ан-26, налет часов - налет 225 часов.

С 11 декабря 1972 года лейтенант Ковалёв проходил службу в должности летчика самолета Ан-2 115-й отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Туркестанского военного округа (г. Фергана). В сентябре 1973 года был переведен в г. Клин Московского военного округа (МВО) и назначен помощником командира корабля на самолет Ан-26. В феврале 1975 года 2-е транспортное звено, в котором служил старший лейтенант Ковалёв, переименовано в 69-й отдельный транспортный авиационный отряд ВДВ МВО. В 1976 году вступил в ряды КПСС.

С марта 1978 года проходил службу в городе Рязань. До января 1982 года был командиром авиационного звена 58-й отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи. С апреля 1982 года - помощник командира корабля самолета Ту-124 смешанного авиационного отряда в Рязанском 43-м Центре боевого применения и переучивания летного состава. В апреле 1982 года капитану Ковалеву присвоена классная квалификация «военный летчик первого класса».

В феврале 1984 года назначен на должность заместителя командира 124-й отдельной авиационной эскадрильи 73-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й Воздушной армии Верховного главнокомандования, дислоцированной в гарнизоне Серышево-2 Амурской области (Дальневосточный военный округ). В августе 1987 года назначен на должность заместителя командира эскадрильи Ан-26, Ан-30 50-го отдельного смешанного авиационного полка Военно-воздушных сил 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа.

С сентября 1987 года принимал участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Принимал участие в общевойсковых операциях «Блокада» (уничтожение большой группировки мятежников в провинции Логар) и «Магистраль» (восстановление контроля за магистралью Гардез — Хост, разблокирование города Хост). Временно исполнял обязанности командира эскадрильи, подразделением руководил грамотно и уверенно. В сложной боевой обстановке действовал хладнокровно, смело и решительно.

28 октября 1987 года в районе аэродрома Кундуз самолет Ан-26РТ был обстрелян ПЗРК переносным зенитно-ракетнымй комплексом мятежников. Майор Ковалев В. А. бнаружил три пуска ракет «Стингер». Умело применил противоракетный маневр и отстрел тепловых ловушек. Вывел самолет из зоны обстрела, тем самым спас жизнь членов экипажа, пассажиров и дорогостоящую технику.

Летал на самолетах Ан-26РТ, Ан-26М. К середине декабря 1987 года совершил 180 боевых вылетов с налётом 356 часов, в том числе 96 боевых вылетов на ретрансляцию для осуществления двухсторонней радиосвязи штабом армии и оперативной группой Сухопутных войск в целях обеспечения безопасности продвижения автомобильных колонн с боеприпасами и продовольствием. Выполнял неоднократно аэрофотосъемку районов боевых действий. Перевез 156 тонн различного груза и боеприпасов, 367 человек личного состава, 285 раненых и больных.

Особо отличился при выполнении боевого задания 21 декабря 1987 года. В сложной боевой обстановке, при постоянном воздействии ПВО противника, самолет Ан-26РТ, пилотируемый майором Ковалевым В. А., благополучно совершил перелет из Кабула на аэродроме Баграм, на борту был руководящий состав во главе с командующим ВВС 40-й Армии. Летчик благополучно произвел посадку, высадил руководящий состав и взлетел для выполнения последующей задачи – перевозки раненых с аэродром Джелалабад в Кубул. При наборе высоты, на третьем развороте был поражен ПЗРК мятежников, которые произвели подряд два пуска по самолету ракетами «Стингер». Первая ракета сработала на тепловую ловушку, а вторая попала в турбину левого двигателя.

Экипаж на высоте 1 200 метров пытался спасти машину. Проявляя мужество и героизм, командир корабля принял все меры дял спасения корабля. а убедившись, что проделанная работа не спасает самолет, дал команду экипажу покинуть его. Сам остался у штурвала, до момента покидания самолета членами экипажа удерживая самолет в плоскости полета. Под самолетом находился населенный пункт. Удерживая машину, сумел направить ее в безопасное место от жилых построек, тем самым спас жизнь афганскому населению. Катапультировавшись последним на малой высоте, майор Ковалев погиб в результате удара о землю из-за нераскрытия парашюта. Все остальные члены экипажа спаслись.

Похоронен в городе Рязани, на Новогражданском кладбище.

Указом Президиума Верховного Совета от 29 июля 1988 года за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан и проявленные при этом мужество и героизм майору Ковалёву Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Майор (1984). Награждён орденом Ленина (29.07.1988), медалями.

В городе Старвополь, переулок Транспортный,, где жила семья Ковалевых, переименован в честь Героя Советского Союза В. А. Ковалева. Его имя высечено на памятнике воинам-рязанцам, погибшим в локальных войнах, установленном в 2000 г. на площади им. генерала армии В. Ф. Маргелова в городе Рязани.

СТАНОВИТСЯ ВЗЛЁТОМ ПАДЕНЬЕ

«...И видел я, как становится взлётом паденье».

Я не видел, я слышал.

Бежит в пластмассовом окошечке магнитофона торопливая лента, наполняя комнату рёвом авиационных двигателей, сквозь который прорывается спокойный голос незнакомого мне Владимира Ковалёва:

- Слева, смотрите слева... Обстрел ведут ракетами... Спокойно, спокойно... Об этом - вечером, встретимся и поговорим... Средства пожаротушения - на левый борт... Немедленно, да... Попадание... Попадание!

И последние в жизни слова:

- Открывайте... Открывайте... Прыгайте.

Майор Ковалёв погиб не в воздухе. На земле. Заключение специалистов-медиков подтвердило гибель от удара о землю в результате нераскрытия парашюта.

Что же, выходит, не рассчитал заместитель командира эскадрильи, имевший на счету 180 боевых вылетов? Ошибся в том, что должен был знать, как таблицу умножения?

Кропотливый и авторитетный анализ не обнаружил в действиях майора Ковалёва ни одной, даже самой малейшей ошибки. Так бывает. На войне.

На афганской войне бывало, что душманы пытались использовать советские самолёты как смертоносное оружие против... собственного народа. Или они «слегка не рассчитали», пуская «Стингер» в заполненный взрывоопасным грузом самолёт, пролетавший на минимальной высоте над крупным населённым пунктом?

Владимир не посчитал себя вправе не заметить «просчёт» противника. Он прыгнул, но только когда убедился, что взрыв самолёта не причинит вреда мирному посёлку. Кто же виноват, что земля к тому времени находилась слишком близко.

Кончилась переписанная с «чёрного ящика» плёнка. Совсем тихо стало в домике на окраине Ставрополя. Отвернувшись к окну, неслышно плачет мама Героя. Отец, лейтенант Великой Отечественной, отводит меня в сторону. Признаётся: сам поддержал идею Володи написать рапорт о переводе в Афганистан.

Потом мне показывают фотографии: вот Володя пытается строить самолёт на деньги, заработанные при разгрузке вагонов. На двигатель денег не хватило, а у родителей просить не хотел. И рядом - фотографии с похорон. И те и другие фотографии всегда на виду, в комнате сына. Кто учил этих людей, кто дал им силы на огромное достоинство, с которым они несут крест самой тяжёлой утраты?!

И как оправдаться перед ними за своего коллегу, раскрасившего эту смерть подробностями из фильмов ужасов? Известная журналистка из центральной газеты сделала сенсационный очерк. Дескать, приземлившийся живым Ковалёв отстреливался от душманов из... ракетницы. Потом - пытки, зверское убийство...

А он просто упал с неба. Подарив жизнь товарищам и десяткам незнакомых жителей афганского посёлка. Оставив три минуты служебной плёнки близким. И отдав интернациональный долг целому народу.

Ю. Христинин. – см. «По афганским дорогам». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1989.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Богатыри земли Рязанской. Часть 3. Биобиблиографический указатель. Рязань, 2013
 Кавалеры ордена Славы трёх степеней: крат. биогр. слов. – Москва, 2000.