Герой Социалистического Труда
Производство: Энергетика
Серый Зосим Львович

Серый Зосим Львович

30.11.1916 - 09.02.1977

Герой Социалистического Труда

Даты указов

18.03.1976

Медаль № 17644

Орден Ленина № 424585

Серый Зосим Львович — начальник управления строительства «Нарынгидроэнергострой» Министерства энергетики и электрификации СССР, Ошская область Киргизской ССР.

Родился 17 (30) ноября 1916 года в городе Одесса Херсонской губернии (ныне — Одесской области, Украина). Еврей.

Трудовую деятельность начал в 1932 году чертёжником, затем работал младшим техником заводоуправления «Пищетрест» в городе Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина).

В 1940 году окончил с отличием электротехнический факультет Киевского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Вся последующая трудовая деятельность Зосима Львовича была связана со строительством гидроэлектростанций (ГЭС) в разных республиках Советского Союза.

Свою карьеру гидростроителя он начал в 1940 году инженером-электриком на строительстве ЭнсоГЭС. Только что закончилась Советско-финляндская война 1939—1940 годов, и гидроэлектростанции на реке Вуокса возводились на той территории, которая отошла в состав Карело-Финской ССР (ныне Выборгский район Ленинградской области).

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война и приграничные карельские земли были вновь заняты Финляндией, его перевели на строительство малых ГЭС в Таджикистане на должность старшего инженера-электрика проектного отдела «Таджикэнерго», в котором он трудился на протяжении трёх военных лет. Строил Варзобскую ГЭС, малые станции в горных районах.

В 1944 году стране потребовалось восстанавливать разрушенную войной промышленность Украинской ССР, и Зосим Львович был направлен в Запорожскую область на восстановление ДнепроГЭС, где стал руководителем группы монтажа основного оборудования Днепростроя. Являлся секретарём комитета ЛКСМ Украины на строительстве. Уже здесь молодой инженер показал себя хорошим и умелым организатором, отличался творческим подходом к делу. Он разработал новый метод сушки и обмотки генератора во время сборки от постороннего источника тока, чем ускорил монтаж агрегатов станции и их ввод в эксплуатацию. Здесь он получил свою первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени. В 1948 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1948—1957 годах работал на строительстве Горьковской ГЭС на реке Волга (город Городец Горьковской, ныне Нижегородской области). Наступление на левый берег началось с его электрификации — с прокладки высоковольтного кабеля через Волгу, строительства подстанций и линий электропередач. Начальник участка электрификации молодой инженер Зосим Львович Серый с самого начала работ проявил твердость характера, инженерную эрудицию, справедливость и требовательность, чувство нового и передового. Поэтому когда с учётом естественной обособленности левого берега было создано управление строительства сооружений левого берега Горьковгэсстроя, он был назначен его начальником. Три года ушло на создание мощной строительной базы. За короткий срок была построена железная дорога от Правдинска до Заволжья и введены в строй три железобетонных завода и один — по ремонту техники. Первый кубометр бетона в тело Городецких гидросооружений был заложен 22 апреля 1951 года. К работам на основных сооружениях левого берега приступили в конце 1952 года. К этому времени и произведенная база, и жилой массив, и дружный коллектив строителей были созданы на уровне, не уступающем уровню подготовки на правом берегу. В мае 1953 года ему пришлось лично возглавить аварийно-спасательные работы, когда в результате паводка создалась угроза обрушения перемычки шлюза №14, при этом он проявил решительность и бесстрашие.

Коллектив левого берега в суровых условиях выдержал испытание на прочность. В 1956 году произошёл первый пропуск судов через цепочку шлюзов. Сроки ввода в действие объектов судопропускного комплекса не задержали общих темпов ускоренного строительства. Начало шлюзования дало возможность перекрыть русло Волги в установленные сроки. За успехи в строительстве этого гидроузла отмечен медалью «За трудовое отличие» и вторым орденом Трудового Красного Знамени.

В 1957 году назначен заместителем главного инженера Управления строительства основных сооружений Кременчугской ГЭС на реке Днепр (Кировоградская область УССР, ныне Украина). Позже занял должность начальника Управления. За достигнутые успехи в сооружении Кременчугской ГЭС награждён орденом Ленина.

В августе 1963 года Министерство энергетики и электрификации СССР с согласия ЦК Компартии Киргизии назначило Зосима Львовича начальником Управления строительства «Нарынгидроэнергостроя» — крупнейшей строительной организации в Киргизской ССР. Так он стал одним из первых советских энергетиков, перенёсших свой богатый гидротехнический опыт с равнинных рек на горные. Именно по его инициативе и под его руководством был создан проект нарынского каскада из многих станций, которые должны были давать 36 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. Под руководством и при непосредственном участии З. Л. Серого в исключительно сложных геологических и топографических условиях были возведены Токтогульская ГЭС с одной из самых высоких в СССР бетонных плотин, Атбашинская ГЭС с земляной плотиной с полиэтиленовой диафрагмой, Папанский гидроузел на реке Ак-Бура, развернулось строительство Курпсайской ГЭС. Им был создан уникальный высокопрофессиональный, многонациональный коллектив гидростроителей, разработаны и внедрены передовые технологии и методы организации и производства работ при строительстве плотин, которые впоследствии получили применение и на других гидротехнических объектах СССР. Ещё 20—30 лет назад во многих районах Киргизии, в домах и на фермах, горели керосиновые лампы. Первые же станции нарынского каскада полностью осветили республику, самые глухие её уголки, дали полям воду, механизировали сельское хозяйство. За успешное строительство гидроузлов на реке Нарын и его притоках З. Л. Серый был награждён орденами «Знак Почёта» и Октябрьской Революции.

Его высокий деловой и общечеловеческий авторитет у своих коллег и тех, кто работал под его непосредственным руководством, широкая эрудиция, интеллигентность, скромность, умение спокойно и уважительно относиться к людям, разумная осмотрительность в сочетании с высокой требовательностью к деловым и личностным качествам окружающих явились основным фактором, обеспечивавшим успехи возглавляемого им большого коллектива строителей и монтажников при решении подчас уникальных, на первый взгляд казавшихся нерешаемыми проблем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1976 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки, Серому Зосиму Львовичу присвоено знание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой звезды «Серп и Молот».

Член ЦК Компартии Киргизии (с 1963), делегат XXV съезда КПСС (1976). Депутат Верховного Совета Киргизской ССР 7—8-го созывов (с 1967 года) от Строительного избирательного округа №232 города Таш-Кумыр.

Проживал в городе строителей и энергетиков Нарынского каскада Кара-Куль Ошской области (ныне в составе Джалал-Абадской области Киргизии). Многие благоговели перед этим человеком — неподкупным, строгим, справедливым и работающим день и ночь. Непонятно, было когда он отдыхал. Он был требователен к своим подчинённым, а более всех — к себе, но в то же время — мягким и внимательным к людям. При всей своей невероятной загруженности он находил время для решения их проблем. Немало каракульцев с благодарностью вспоминают его, для многих из них общение с ним оказалось решающим в их судьбе. Коллеги вспоминают его слова: «Я хотел бы жить до 2000 года, когда Нарын сделает последний энергетический прыжок...».

Огромная ответственность за порученное дело и большие нагрузки в повседневной жизни дали о себе знать: он умер 60-летним 9 февраля 1977 года. Похоронен в Кара-Куле, в гранитном мемориале на высотке, с которой виден весь город.

Награждён 2 орденами Ленина (04.11.1961; 18.03.1976), орденом Октябрьской Революции (20.04.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (27.04.1948; 01.02.1957), орденом «Знак Почёта» (04.10.1966), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (02.03.1954), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Лауреат премии Совета Министров СССР.

В 2016 году, в день празднования города Кара-Куль, напротив Дома культуры «Энергетик» З. Л. Серому был установлен памятник. В память о выдающемся гидростроителе его именем названа одна из главных улиц города Кара-Куль (Джалал-Абадская область Киргизии). Улица Зосима Серого есть также в городе Городец Нижегородской области.


Из книги Леонида Дядюченко «Какая она, победа?»

Он начинал с реки Вуоксы, с небольшой станции у водопада Иматра на Карельском перешейке, с первой после защиты диплома должности мастера. Это была осень 1940 года, и котлован находился рядом с погранзоной. Он не увидел свою первую станцию в действии — грянула война. С трудом выбрался в Ленинград. Получил назначение в Душанбе: строил Варзобскую ГЭС, мелкие станции в горных районах. В 1944 году был направлен на восстановление Днепрогэса. Ехал туда с особым чувством. Ведь он кончал институт в Киеве, так что знал знаменитый гидроузел не только по кинохронике или по бесчисленным фотографиям, знал наяву, считал неотъемлемой частью своей студенческой молодости.

У каждого времени есть свои символы, верстовые памятные столбы. Таким знаком первых пятилеток был в ряду с Магниткой, Комсомольском-на-Амуре и Днепрострой. И потому фашисты взорвали не просто гидротехническое сооружение, в развалинах лежали воплощённые в бетоне стремление миллионов людей к лучшей жизни, их представления о смысле и красоте труда, их энтузиазм, самоотверженность, их песни и надежды. Страшно было видеть эти развалины. Зрелище их явилось одним из самых яростных душевных потрясений всей жизни, зрительным эквивалентом таких понятий, как нашествие, насилие, отчего восстановление Днепрогэса предстало делом столь же важным, как, скажем, битва под Прохоровкой или прорыв ленинградской блокады... А точнее, одно было прямым продолжением другого, и мысль об этом помогла смириться с тем мучительным для военных лет обстоятельством, что самому побывать на фронте так и не довелось.

Он пробыл на Днепрогэсе до 1947 года, вплоть до пуска трёх агрегатов. Работал рука об руку с теми из когорты первых днепростроевцев, кто остался в живых, кого удалось разыскать, вернуть Днепрогэсу, несмотря на все трудности военных и послевоенных лет. И, значит, он тоже имел право называть себя днепростроевцем. Или хотя бы знать об этом.

Затем была Горьковская ГЭС, Управление монтажных работ, нелёгкая ноша начальника Управления берега, ответственного за сооружение плотины и шлюзов. Он пережил здесь катастрофический паводок, вселенский потоп, своё отчаяние перед безмерной мощью разгулявшейся матушки-Волги и столь же отчаянную радость, когда довелось познать, что человек может выстоять даже перед лицом стихии.



Из очерка Константина Севенарда «Горьковская ГЭС»


...И для левого берега наступила пора испытания коллектива в экстремальных условиях. Весеннее половодье по прогнозу было выше среднего, но никакой опасности для сооружений не представляло. Однако в первомайский, по-весеннему яркий солнечный день уровень воды вопреки прогнозам стал резко подниматься. На перемычке шлюза №14 создалась аварийная обстановка. По тревоге были подняты механизированные бригады для аварийных работ, но весь коллектив без зова поднялся на борьбу за спасение перемычки. Руководил аварийно-восстановительными работами З. Л. Серый. Когда он доложил обстановку руководству строительства, были приняты дополнительные неотложные меры: посланы караваны барж с гравием, камнем, мешками цемента для подводного укрепления откосов перемычки.

Вода приближалась к отметке гребня перемычки и продолжала подниматься. В одном наиболее опасном месте восстановительные работы по повышению гребня и усилению откоса были неэффективными. Верховой затопленный откос перемычки периодически оползал, и с каждым разом ширина перемычки поверху всё уменьшалась. Непрерывно к оползневому участку самосвалы подвозили песчаный грунт, который с двух сторон бульдозерами подавался в образовавшийся проран. С подошедших барж в основание откоса сбрасывали камень, гравий и мешки с цементом. Но оползание откоса всё продолжалось. И вот наступил момент, когда последний оползень захватил всю ширину перемычки, и вода, пока ещё небольшим потоком, пошла в котлован. Ещё мгновение, и могло бы произойти непоправимое, но З. Л. Серый первый бросился в поток и грудью его закрыл. Образовалась дополнительная перемычка из людей, удерживающих напор воды. Ещё мгновение, и беда отступила — очередная порция грунта, поданная бульдозерами, не оползла, и последующие массы грунта плотно ложились в проран и на откос, и в короткий срок прочность и надёжность перемычки были восстановлены. Воля и мужество людей, боровшихся до конца, покорили «гнев Волги».

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Депутаты Верховного Совета Киргизской ССР восьмого созыва. - Фрунзе: Изд. "Кыргызстан", 1972.

Дядюченко Л. Какая она, победа?: худ.-докум. повесть. - М.: Молодая гвардия, 1977.

Записки краеведов / Сост. Л.И. Шиян. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.

Публикации в сети Интернет

Публикации в СМИ