Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Максимов Николай Иванович

Максимов Николай Иванович

19.05.1911 - 05.05.1967

Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.07.1966

Медаль № 14524

Орден Ленина № 387321

Максимов Николай Иванович – директор завода № 22 имени С.П. Горбунова Министерства авиационной промышленности СССР (город Казань, Татарская АССР).

Родился 19 мая 1911 года в деревне Семилей Саранского уезда Пензенской губернии (ныне – Кочкуровского района Республики Мордовия).

Его отец, Иван Гаврилович, был начальником железнодорожной станции в городе Симбирск (ныне – Ульяновск), а с 1918 года – в городе Казань (ныне - столица Республики Татарстан). После окончания средней школы, будучи комсомольцем, в 1928 году в числе 25-тысячников был отправлен в деревню создавать колхозы. В 1928-1931 годах трудился вместе с отцом слесарем на железной дороге. В 1931 году поступил в энергетический институт в Казани, а на следующий год будущих энергетиков перевели в только что образованный Казанский авиационный институт (КАИ). В 1933 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

Получив в 1937 году диплом инженера-авиастроителя, остался работать в КАИ при институтском опытно-конструкторском бюро (ОКБ), где в то время там шли работы по самолетам ДКЛ и позднее УК-1. Однако в 1939 году ОКБ расформировали, конструкторы разошлись кто куда, а Николай перешел мастером лётно-испытательной станции (ЛИС) на завод № 124 имени Серго Орджоникидзе Наркомата авиационной промышленности (НКАП) СССР.

На заводе в то время началась горячая пора. В течение 1939 года были сданы заказчику первые тяжёлые машины, выпущенные в Казани – МГ, ДБ-А и ТБ-7. Для завода это был прорыв после пятилетних поисков своего «места под солнцем». Затем к серии принимался самолет ДС-3, вновь ТБ-7 и, наконец, Пе-2. Поэтому легко понять, какие трудности поджидали молодого инженера на ЛИС, где за два года прошло пять типов машин. Основной аэродром находился в районе старого аэропорта, поэтому Николаю приходилось мотаться на заводском биплане У-2 между недостроенным заводским аэродромом и Арским полем. Однако профессиональным лётчиком-испытателем он так и не стал, о чем жалел всю жизнь.

В 1941 году стал начальником Бюро цехового контроля ЛИС. В связи с началом Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года на площадку завода № 124 из Москвы в Казань был эвакуирован завод № 22 имени С.П. Горбунова, а в декабре 1941 года заводы были объединены под названием завод № 22 имени С.П. Горбунова НКАП СССР. Несмотря на все сложности, завод освоил самое массовое в стране производство скоростных двухмоторных самолетов, выпустив до конца войны более девяти тысяч пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Огромная заслуга в этом Н.И. Максимова, который в 1943 году стал главным контролёром завода № 22. В дальнейшем работал ведущим инженером, заместителем начальника цеха, руководителем отдела технического контроля, начальником производства завода.

В 1946-1949 годах – заместитель директора по производству, а в 1949-1960 годах – главный инженер завода № 22 имени С.П. Горбунова Министерства авиационной промышленности СССР – Татарского совнархоза (с 1957 года).

В 1947 году на заводе № 22 при его непосредственном участии началось серийное производство стратегических бомбардировщиков Ту-4. И хотя освоение новых машин было связано с авариями и катастрофами, но основная их часть выпала на моторы АШ-71. В 1951 году, когда массовый выпуск Ту-4 (одна машина за два дня) достиг своего апогея, бомбардировщик уже устарел и ему на смену пришел тяжёлый реактивный околозвуковой бомбардировщик Ту-16. И вновь завод стал головным в работе над новейшим изделием. На его отработанной базе Казань выпускала первый в стране реактивный 4-моторный пассажирский самолет Ту-110, а затем 2-моторный Ту-104Б в 100-местной версии. Параллельно с выпуском этой продукции началась подготовка к выпуску сверхзвукового изделия Ту-22.

С 1960 года и до последнего дня своей жизни – директор завода № 22 Татарского (с декабря 1962 года – Средне-Волжского) совнархоза – Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова Министерства авиационной промышленности СССР.

К началу 1960-х годов под его руководством завод значительно нарастил мощности (основных фондов – на 18 процентов, оборудования – на 13 процентов, площадей – на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения – дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 году три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию). В 1962-1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, а позднее – его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 года было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира. К концу 1960-х годов Ил-62, выпускаемый Казанским авиационным заводом, стал флагманом Аэрофлота, лайнером и «салоном» для первых лиц советского государства.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий плана 1959-1965 годов, создании и производстве новой техники Максимову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Казани. Умер 5 мая 1967 года. Похоронен на Арском кладбище города Казань.

Заслуженный деятель науки и техники Татарской АССР.

Лауреат Сталинской (1949) и Государственной СССР (1971, посмертно) премий.

Избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР, делегатом двух съездов КПСС.

Награждён 2 орденами Ленина (06.12.1949; 22.07.1966), орденами Трудового Красного Знамени (12.07.1957), Красной Звезды, «Знак Почёта» (27.03.1953), медалями.

Имя Н.И. Максимова присвоено одной из улиц города Казань.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в сети Интернет