Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Амбросенко Алексей Петрович

 
Амбросенко Алексей Петрович
01.05.1925 - 17.06.1991
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 27.04.1961 Медаль № 10244
Орден Ленина № 341029


Амбросенко Алексей Петрович — машинист путеукладочного крана строительно-монтажного треста «Турксибтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, Семипалатинская область Казахской ССР.

Родился 1 мая 1925 года в деревне Марченки Солодухинского сельсовета Езерищенского района Витебского округа Белорусской ССР, ныне в составе Руднянского сельсовета Городокского района Витебской области Белоруссии, в крестьянской семье. Белорус.

В начале 1941 года поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в городе Лепель Витебской области. Уезжая из родной деревни, Алексей стремился к одному — стать квалифицированным рабочим. Начало Великой Отечественной войны застало его за учёбой. Вместе со школой он был эвакуирован в тыл. Мобилизация огромных контингентов мужского населения, в том числе и рабочих, в армию заставила сократить сроки обучения в системе трудовых резервов. Уже в июле 1941 года Алексея направили рабочим путеукладочного поезда, а через два года, закончив курсы, он получил специальность машиниста путеукладочного крана. В войну и первые послевоенные годы ему немало пришлось потрудиться на восстановлении железных дорог, разрушенных врагом. Участвовал в строительстве железнодорожных путей в прифронтовой полосе, в том числе под Сталинградом и Новороссийском. После войны продолжил работать на прокладке железнодорожных магистралей в Сибири и на Северном Кавказе, в Крыму и на Урале. Сменил несколько специальностей — работал машинистом путеукладочного крана, шофёром мотовоза, машинистом, затем участковым механиком строительно-монтажных поездов (СМП). Став высококвалифицированным специалистом и добившись высоких показателей в труде, вошёл в число передовых строителей-железнодорожников страны.

В 1956 году в составе строительно-монтажного поезда прибыл в Казахскую ССР, на сооружение железной дороги Актогай — Госграница по территории Семипалатинской и Талды-Курганской областей. Строительство новой трассы началось от станции Актогай, крупного железнодорожного узла Туркестано-Сибирской магистрали (ныне посёлок в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана) и стало частью масштабного двухстороннего проекта по созданию трассы Ланьчжоу — Урумчи — Алма-Ата, которая должна была соединить приграничные районы Союза ССР с соседней Китайской Народной Республикой.

За 15 лет работы А. П. Амбросенко уже накопил богатый опыт, в совершенстве овладел рядом специальностей. Работая водителем путеукладочной машины в составе СМП №196 строительно-монтажного треста по Туркестано-Сибирской железной дороге «Турксибтрансстрой» Главного управления железнодорожного строительства Поволжья и Средней Азии Минтрансстроя СССР, Алексей Петрович постоянно показывал всем образец самоотверженного труда. В течение короткого срока он добился высоких производственных успехов на строительстве участка Актогай — Дружба (ныне Актогай — Достык). Уже в 1959 году на этом участке начали ходить поезда.

В 1959 году вступил в КПСС. В октябре того же года по почину Валентины Гагановой перешёл работать на отстающий участок производства машинистом камнедробильного агрегата в СМП №137. На этой нелёгкой работе проявил себя не только передовиком, но и умелым организатором. По-новому расставив людей и в совершенстве зная машины, он сумел вывести за короткий срок экипаж агрегата в числе передовых.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1961 года за высокие производственные успехи, достигнутые на строительстве железнодорожной линии Актогай — Дружба, Амбросенко Алексею Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В связи с ухудшением советско-китайских отношений строительство новой железнодорожной магистрали в 1960 году было приостановлено. В следующем году Алексей Петрович в составе опытного коллектива СМП-137 перешёл работать крановодителем в управление строительства №99 (ныне — ТОО «Управление строительства №99») в структуре Минтрансстроя с дислокацией на станции Макат Гурьевской области Казахской ССР (ныне Атырауская область Казахстана). Принимал активное участие в строительстве железнодорожной линии Макат — Мангышлак, которое было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. СМП-137 занимался развитием инфраструктуры узловой станции Макат и вёл укладку пути в южном направлении, через обширные солончаки Прикаспийской низменности, до станции Бейнеу. Новая трасса должна была открыть путь к пустынному полуострову Мангышлак (Мангистау), богатому месторождениями нефти и газа.

Природа уготовила строителям многодневные метели и лютые морозы в зимнюю пору, изнурящую жару, зыбучие пески и пронзительные ветры летом. Работать в таких условиях было не то, что трудно, — просто невыносимо. Сражение шло буквально за каждый километр пути. Но опытные строители справились с этой непосильной задачей. Уже 29 июня 1964 года коллектив Всесоюзной стройки рапортовал партии и правительству: задание выполнено, путь на Мангышлак, к нефти и газу, открыт. А спустя два года, 30 декабря 1966 года, был подписан государственный акт о сдаче в эксплуатацию 704-километровой железнодорожной трассы Макат — Мангышлак (ныне в составе Западно-Казахстанской железной дороги АО «Национальная компания «Казакстан темир жолы»). Ударное строительство позволило уже в 1968 году запустить первую нитку газопровода Средняя Азия – Центр и тем самым начать интенсивное освоение богатого мангышлакского края.

За короткие пять лет строители-железнодорожники совершили здесь настоящий подвиг, перечеркнув стальными путями пустыню с севера на юг. Опорой коллектива строителей были такие передовые рабочие, как Алексей Петрович Амбросенко, который уложил первые, самые сложные, сто километров трассы. На новой стройке он освоил ещё одну специальность — работу на шлакоподбивочной машине и вскоре встал за новый агрегат. Характерной чертой этого замечательного труженика была постоянная неудовлетворённость достигнутым. Он постоянно находился в поиске новых совершенных методов труда, с интересом изучал новую технику, которой промышленность снабжала строителей-железнодорожников. При этом охотно занимался наставничеством, передавал свой опыт и знания молодым рабочим, участвовал в слёте наставников молодёжи Гурьевской области.

В 1977 вернулся на родину, в Белоруссию. Устроился на работу автомехаником в ремонтной мастерской колхоза имени Кутузова (ныне не существует) в родной деревне Марченки Марченковского (с 2004 года — Руднянского) сельсовета Городокского района. Одновременно был избран заместителем секретаря парторганизации и председателем группы народного контроля колхоза. Трудился в колхозе до выхода на заслуженный отдых.

Избирался членом Макатского райкома и Гурьевского обкома Компартии Казахстана, Городокского райкома Компартии Белоруссии. Делегат XII съезда Компартии Казахстана (1965).

Умер 17 июня 1991 года.

Награждён орденом Ленина (27.04.1961), медалями. Отмечен Почётной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.

Имя Героя было занесено в Книгу Почёта СМП №196 и Книгу Славы стройуправления №99.



Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).

 

Биографию подготовил Евгений Малашёнков

    Источники
 Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
 Герои Социалистического Труда – казахстанцы. Т. 4. – Алма-Ата: Казахстан, 1970.
 Знаменосцы трудовой славы. Минск, 1984.
 Памяць: Гарадоцкі раён: гіст.-дакум. хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. – Мiнск, 2004.
 Публикации в местных СМИ