Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Вагин Виктор Андрианович

 
Вагин Виктор Андрианович
1923 - 21.06.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.03.1945

    Памятники
  Мемориальная доска в Клинцах
  В г. Выборге на братской могиле советских воинов
  Общий вид надгробия на братской могиле Героев в г. Выборге
  Монумент на братской могиле в г. Выборге
  Мемориальная доска в Выборге


Вагин Виктор Андрианович – командир орудия танка 26-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка 21-й армии Ленинградского фронта, гвардии старшина.

Родился в 1923 году в посёлке Клинцы (ныне город Брянской области) в семье рабочего. Русский. Окончив 7 классов, работал модельщиком на механическом заводе.

В Красной Армии с 1941 года. В боях Великой Отечественной войны с 1943 года. Командир орудия танка 26-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка (21-я армия, Ленинградский фронт) гвардии старшина Виктор Вагин отличился в бою 21 июня 1944 года в районе станции «Таммисуо» (ныне - «Таммисто» под городом Выборгом Ленинградской области).

В ходе наступления в глубине обороны противника танк был подбит, но советские танкисты (командир танковой роты А.Г. Харлов, командир танка Ф.А. Миронов, механик-водитель А.М. Скоробогатов) в течение семи часов вели бой до последнего снаряда. Весь экипаж погиб, в подожжённой озверевшими фашистами боевой машине, до конца исполнив свой воинский долг. Похоронен в братской могиле (№ 36) в городе Выборге Ленинградской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшине Вагину Виктору Андриановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Славы 3-й степени.

На здании школы в городе Клинцы, в которой учился В.А.Вагин, установлена мемориальная доска. В Выборге в районе подвига танкистов установлена мемориальная доска.

Прочитав наградной лист Филиппа Миронова, я не мог отделаться от ощущения, что это мне уже где-то встречалось. И, оказывается, не ошибся. Все, что говорилось о Миронове, было в описании подвига другого героя - Виктора Вагина. Затем то же самое повторилось с Анатолием Скоробогатовым и, наконец, с Алексеем Харловым. В четырех документах, хранившихся в разных архивных делах, речь шла об одном и том же. Все повторялось почти в точности. Не повторялись только фамилии.

Я начал искать дополнительные материалы, и они помогли мне прочесть ещё одну страницу ленинградской эпопеи, причём страницу, мало кому известную…

Так уж получалось в 26-м гвардейском танковом полку, что самые сложные боевые дела почти всегда доставались роте старшего лейтенанта Харлова. Собственно, «доставались» не то слово. Ничего случайного в этом не было. Просто в Алексея Харлова очень верили.

Никто не удивлялся, что в двадцать четыре года он уже командовал ротой тяжелых танков. Из биографии, которую он рассказал на собрании принимавшим его в члены партии, стало известно, что в двадцать лет Алексей Харлов был паровозным машинистом. А кто же доверит паровоз ненадежному человеку! Правда, быть командиром роты тяжелых танков сложнее, чем водить паровоз. Но ведь за войну у него накопился немалый опыт.

Молодым Алексея можно было назвать только по годам. В остальном он имел полное право считать себя ветераном. Воевал с сорок первого, одним из первых получил награду, которой мог удостоиться только очень отличившийся в боях командир, - орден Александра Невского.

И все же больше всего однополчанам запомнились последние бои старшего лейтенанта Харлова. Было это на Карельском перешейке летом сорок четвертого года. 26-й гвардейский тяжелый танковый полк, подобно могучему тарану, должен был пробивать бреши в сильно укрепленной обороне противника.

Острием этого тарана стала рота Алексея Харлова. Называлась она в те дни ударной подвижной группой. Танкистам приходилось вступать в единоборство с одетыми в бетон огневыми точками, со спрятанными в засаду пушками и пулеметами. Только в боях за населенные пункты Бабочино, Сумма и Хумола рота Харлова блокировала и уничтожила пять дотов и девять дзотов, разбила семь пушек и десять пулеметов. Из них восемь пулеметов, три пушки и несколько укрепленных огневых точек уничтожил сам командир. Он не просто вел роту, он показывал, как надо сражаться. 21 июня в бою за станцию Тамисуо рота старшего лейтенанта Харлова должна была прорвать укрепленную полосу обороны противника. Несмотря на сильный артиллерийский обстрел, командирский танк пробился вперед. Оказавшись в глубине вражеской обороны, экипаж начал в упор расстреливать огневые точки. Уже было разбито пять пушек, четыре пулеметных гнезда и три миномётные батареи. Ловко маневрируя тяжёлой машиной, механик-водитель Скоробогатов подмял под гусеницы две противотанковые пушки, миномёт. Но остальные орудия, находившиеся на этом участке, открыли огонь по вырвавшемуся вперёд советскому танку. Машина оказалась подбитой, и враги бросились к ней, надеясь тут же захватить танк. Но из этого ничего не получилось.

Танк превратился в крепость, гарнизон которой состоял из четырех гвардейцев. Командир роты старший лейтенант Алексей Харлов, командир танка младший лейтенант Филипп Миронов, водитель техник-лейтенант Анатолий Скоробогатов и командир орудия старшина Виктор Вагин решили драться до последнего снаряда, до последней пули. Семь часов подряд они отбивали попытки противника подойти к танку. И только когда кончились боеприпасы, враги окружили машину. Они предложили танкистам сдаться. В ответ из смотровых щелей раздались пистолетные выстрелы.

Наконец опустели и обоймы пистолетов. Снова враги кричали:

- Рус, сдавайся!

Никто не знает, о чём говорили гвардейцы в эти минуты. Радист на командном пункте принял лишь несколько слов: «Погибаем, но не сдаёмся...»

Это было решение всех четырёх. Четырёх во многом разных людей. Старшему из них – водителю Скоробогатову - исполнилось уже тридцать восемь, а самому младшему - командиру орудия Вагину - недавно пошёл двадцать первый. Не будь войны, может, никогда и не встретились бы паровозный машинист Харлов со слесарем Мироновым. Не так уж близко от уральского города Алапаевска до Кемеровской области. Ещё дальше от города Клинцы, где работал Вагин, до Западного Казахстана - родных мест Скоробогатова. А в боях они побратались.

До самых последних секунд танкисты боролись. Когда враги подожгли танк, гвардейцы пустили в ход огнетушители. Фашисты подтащили взрывчатку…

В подорванном танке всё смолкло, а солдаты противника ещё долго не решались поднять крышки его люков.

Вдруг раздались выстрелы, и опять всё кругом заполнилось рёвом танковых моторов. Это шли другие танки. Снова прорвавшись через укрепления противника, они появились в глубине его обороны. Такого огня, который встретил здесь танк четырёх героев, уже не было. Пушки, разбитые экипажем Алексея Харлова, молчали.

Танкисты похоронили четырёх героев. Похоронили рядом, плечом к плечу. К сколоченному из досок обелиску кто-то прикрепил вырезанную из фанеры звезду.

А потом, когда полк находился уже далеко от ленинградской земли, танкисты прочли в газетах фамилии четырёх боевых друзей. Все они - Алексей Гаврилович Харлов, Филипп Абрамович Миронов, Анатолий Маркович Скоробогатов и Виктор Андрианович Вагин - были посмертно награждены Золотыми Звездами.

Из книги Бурова А.В. «Твои герои, Ленинград». - Л.: «Лениздат». 1970.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Клинчане в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Брянск, 1968