Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Фомин Евгений Александрович

 
Фомин Евгений Александрович
28.03.1915 - 19.10.1997
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 4864

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Ростове-на-Дону


Фомин Евгений Александрович – командир эскадрильи 166-го гвардейского штурмового авиационного полка 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 28 марта 1915 года в Харькове в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1919 году его родители погибли в Гражданскую войну, и он с 4-х лет воспитывался в детдоме. Окончил Севастопольский строительный техникум. Работал на заводе в Сталинграде, ныне Волгоград.

В 1935 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. В 1938-1941 годах служил на Дальнем Востоке. В боях Великой Отечественной войны с 15 ноября 1941 года. Войну начал в составе 646-го ночного лёгкого бомбардировочного авиационного полка. Защищал Москву. На самолёте Р-зет произвёл 4 успешных ночных боевых вылета, бомбил живую силу противника, громил технику врага. В одной из воздушных схваток был ранен.

В апреле 1942 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в 241-й (с февраля 1944 года – 166-й гвардейский) штурмовой авиационный полк, где пересел на самолёт ИЛ-2. За короткий промежуток времени хорошо освоил материальную часть и технику пилотирования этого самолёта и был выпущен для самостоятельного выполнения боевых заданий.

13 июня 1942 года произвёл первый боевой вылет в группе из четырёх ИЛ-2 на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, скопившейся на железнодорожных станциях Ворошилово – Маховая Орловской области. Сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и патрулирование истребительной авиацией противника над станциями выгрузки не помешали группе выполнить поставленную задачу. С первого боевого вылета младший лейтенант Е.А. Фомин показал себя выносливым и отважным лётчиком-штурмовиком, способным отлично выполнять ответственные боевые задания в сложной обстановке.

К августу 1942 года пилот 241-го штурмового авиационного полка младший лейтенант Е.А. Фомин совершил 33 успешных боевых вылета на штурмовку войск противника, в результате чего лично уничтожил 33 автомашины, 4 танка, 189 солдат и офицеров противника, 6 домов, где располагались огневые точки, 11 повозок с боеприпасами и продовольствием, 4 зенитные артиллерийские точки и 1 зенитную пушку, за что был награжден орденом Красного Знамени.

5 сентября 1942 года при штурмовке аэродромов Долгое – Землянск младший лейтенант Е.А. Фомин получил сильное повреждение самолёта и тяжёлое ранение в руку, но, не взирая на трудности управления самолётом, превозмогая боль, привёл свой самолёт на аэродром и благополучно совершил посадку. Почти 4 месяца лечился он в госпитале, а оттуда снова вернулся в родной полк. В апреле 1943 года был назначен заместителем командира эскадрильи.

К июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Е.А. Фомин совершил ещё 26 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника, в результате чего лично уничтожил ещё 4 танка, 34 автомашины с войсками и грузами, свыше 250 солдат и офицеров противника, 11 подвод с военными грузами, 4 дома, превращённых противником в огневые точки, 16 точек зенитной артиллерии и зенитных пушек, за что был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Отважный лётчик-штурмовик сражался на Курской дуге, освобождал Белгород и Харьков, Донбасс и Левобережье Украины. Особенно отличился в боях на Днепре и при освобождении Киева.

12 октября 1943 года, когда войска 40-й армии расширяли Букринский плацдарм за Днепром, гвардии старший лейтенант Е.А. Фомин получил задачу поставить дымовую завесу, под прикрытием которой должны были действовать наши части. В операции приняли участие 10 штурмовиков.

Будучи ведущим группы, гвардии старший лейтенант Е.А. Фомин вывел самолёты в район цели в боевом порядке "пеленг" и на бреющем полёте первым включил дымовые аппараты. Его примеру последовали остальные лётчики. Плотная завеса дыма окутала район действия наших войск. Сложное задание было успешно выполнено, за что группе была объявлена благодарность.

К концу октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Е.А. Фомин совершил ещё 28 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника, в результате чего лично уничтожил ещё 2 танка, 11 автомашин с войсками и грузами, свыше 150 солдат и офицеров противника, 9 точек зенитной артиллерии и зенитных пушек, а также сбил 1 самолёт МЕ-109ф, за что был награжден вторым орденом Красного Знамени.

В феврале 1944 года был назначен на должность командира авиационной эскадрильи. Показал себя способным руководителем. Много внимания уделял подготовке лётного состава. В период наступательных операций 1-го Украинского фронта с 14 по 31 июля 1944 года эскадрилья произвела 186 успешных боевых вылетов на самолёте ИЛ-2, потеряв за это время всего один самолёт, при этом в личном составе потерь не было.

К августу 1944 года командир эскадрильи 166-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии капитан Е.А. Фомин на самолёте ИЛ-2 совершил 93 успешных боевых вылета на бомбардировку и штурмовку скоплений живой силы и техники противника. За это время участвовал в 23 воздушных боях, сбил 1 вражеский самолёт МЕ-109ф.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фомину Евгению Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4864).

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

С 1973 года полковник Е.А. Фомин – в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Работал мастером на заводе. Умер 19 октября 1997 года. Похоронен в Ростове-на-Дону на Северном кладбище.

Награжден орденом Ленина (26.10.1944), двумя орденами Красного Знамени (18.10.1942, 07.11.1943), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (22.07.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.

В Ростове-на-Дону по адресу улица Филимоновская № 287/42 ему была установлена мемориальная доска. 

Из наградного листа к ордену Красного Знамени:
Будучи в 646 авиаполку на самолёте Р-зет произвёл 4 успешных боевых вылета ночью. Для переучивания с самолёта Р-зет на самолёт ИЛ-2 прибыл в апреле месяце 1942 года. За короткий промежуток времени материальную часть и технику пилотирования самолёта ИЛ-2 освоил хорошо и быстро, был выпущен самостоятельно для выполнения боевых заданий. За время боевых действий лично произвёл 38 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в результате чего уничтожено лично: автомашин – 33, танков – 4, солдат и офицеров – 189, домов, где располагались огневые точки противника – 6, повозок с боеприпасами и продовольствием – 11, зенитных артиллерийских точек – 4, зенитных пушек – 1, кавалеристов – 35. В групповых штурмовках уничтожено: переправ – 2, автомашин – 80, танков – 14, подвод с боеприпасами – 35, солдат и офицеров – 865, цистерн с горючим – 1, полевых орудий – 20, мостов – 1, зенитной артиллерии – 27, зенитных пушек – 11, домов, где располагались огневые точки противника – 10, склад с горючим – 3, складов с боеприпасами – 2, блиндажей – 9, наблюдалось взрывов – 4, очагов пожара – 54, уничтожено: тягачей – 2, кухня – 1.
Тов. Фомин имеет богатый боевой опыт боевой работы, умело и решительно атакует войска противника.
В полётах ориентируется хорошо, летает в сложных метеоусловиях. Дисциплинирован. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.
За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими оккупантами достоин Правительственной награды орденом «Красное Знамя».
Командир 241-го штурмового авиационного полка майор Сыченко.
Военный комиссар 241-го штурмового авиационного полка старший батальоныый комиссар Грухин.
15 августа 1942 года.

Из наградного листа ко второму ордену Красного Знамени:
Участвует в Отечественной войне против озверелого немецкого фашизма с 15-го ноября 1941 года.
Находясь в полку с апреля месяца 1942 года, отличной боевой работой завоевал себе авторитет и уважение среди всего личного состава.
Имея отличную технику пилотирования и хорошую штурманскую подготовку, на боевые задания летает всегда ведущим, мужественно и храбро штурмует заданную ему цель.
За это время тов. Фомин сделал 59 успешных боевых вылетов на штурмовку танков, мотомехвойск и пехоты противника, в результате чего уничтожил: автомашин с войсками и грузами – 54, танков – 8, солдат и офицеров свыше 350 человек, домов, где располагались огневые точки противника – 11, повозок с боеприпасами и другими грузами – 19, зенитных артиллерийских точек 10, зенитных пушек – 12, в групповых штурмовках: переправ – 2, автомашин – 90, танков – 21, подвод с боеприпасами – 40, солдат и офицеров до 950 человек, цистерн с горючим – 1, полевых орудий – 20, точек зенитной артиллерии и зенитных пушек – 60 и много другого военного имущества противника.
За успешное выполнение 33 боевых вылетов произведённых им в период июля и августа месяцев 1942 года, много уничтоженной при этом живой силы и техники противника тов. Фомин приказом войскам Воронежскому фронту награжден орденом «Красное Знамя».
С августа 1942 года по настоящее время этот отважный лётчик-штурмовик сделал ещё 26 успешных боевых вылетов, при которых огнём своего грозного самолёта ИЛ-2 уничтожил: танков – 4, автомашин с  войсками и грузами – 34, солдат и офицеров свыше 250 человек, подвод с войсками и военными грузами – 11, домов, превращённых противником в огневые точки – 4, точек зенитной артиллерии и зенитных пушек – 16, в групповых штурмовках: танков – 11, автомашин – 30, солдат и офицеров свыше 450 человек и много другого имущества и техники противника.
Успешность боевых вылетов подтверждена истребителями, сопровождающими штурмовиков на боевые задания, и лётчиками-штурмовиками тт. Войтекайтес, Авдеевым, Левиным, Бондаренко и другими.
Как верный сын нарда, доказавший отличной боевой работой преданность Родине, смело бьёт врага, не считаясь ни с какими трудностями, как например: 5 сентября 1942 года при штурмовке аэродромов Долгое – Землянск тов. Фомин получил сильное повреждение самолёта и тяжёлое ранение в руку, но, не взирая на трудности управления самолётом и жгучую рану, проявляя смелость, умение, превозмогая боль, привёл свой самолёт на аэродром и благополучно совершил посадку.
Работая с апреля месяца 1943 года заместителем командира эскадрильи, он же – штурман, проявляет заботу о личном составе авиационной эскадрильи, повседневно учит молодой лётный состав штурмовой подготовке и отличного выполнения боевых заданий.
За успешное выполнение 26 боевых вылетов, уничтоженное большое количество живой силы и техники противника, проявленное мужество, стойкость, умение и отвагу при выполнении боевых заданий, умелое руководство эскадрильей достоин Правительственной награды орденом «Красное Знамя».
Командир 241-го штурмового авиационного полка Герой Советского Союза майор П.Ф. Сыченко.
12 июля 1943 года
Решением вышестоящего начальства вместо второго ордена Красного Знамени награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (22.07.1943).

Из наградного листа ко второму ордену Красного Знамени:
Тов. Фомин за отличное выполнение 54 успешных боевых вылетов награжден в августе месяце 1942 года орденом «Красное Знамя» и в июле месяце 1943 года орденом «Отечественная война» 1-й степени.
После полученных наград тов. Фомин произвел с 5 июля 1943 года 28 успешных боевых вылетов, при которых уничтожил: танков – 2, автомашин с войсками и грузами – 11, солдат и офицеров свыше 150 человек, точек зенитной артиллерии и зенитных пушек- 9, 1 МЕ-109ф и много другого военного имущества и техники противника. Его эскадрилья за это время сделала при отсутствии аварий, происшествий и не боевых потерь 385 успешных боевых самолёто-вылетов, в том числе 15 боевых вылетов на постановку дымовой завесы.
Тов. Фомин бесстрашный, мужественный лётчик, проявляет героизм при каждом боевом вылете. Лётный состав его эскадрильи восхищается боевыми подвигами своего бесстрашного командира.
5 июля над целью в районе аэродрома Микояновка в сплошном зенитном огне, умело маневрируя, ведя воздушный бой с превосходящими силами противника, вышел победителем, его группа 9 самолётов потерь не имела.
25-го августа 1943 года, выполняя боевое задание в районе Опошня, группа тов. Фомина была атакована 6-ю МЕ-109ф. Благодаря правильного ведения воздушного боя, тов. Фомин сбил один самолёт противника, а своих потерь не имел.
22-гог октября, будучи ведущим группы, тов. Фомин технически грамотно поставил дымовую завесу, а после чего сделал заход на штурмовку противника. За выполнение этого сложного задания его группе генерал-лейтенантом Хрущёвым объявлена благодарность.
За отличное выполнение 28 успешных боевых вылетов, проявленное мужество и отвагу, правильное руководство боевой работой в эскадрильи, сбитый МЕ-109ф, тов. Фомин достоин Правительственной награды вторым орденом «Красное Знамя».
Командир 241-го штурмового авиационного полка капитан А.Н. Войтекайтес.
25 октября 1943 года.

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:
Тов. Фомин в полк прибыл из 646 ЛБАП 8 апреля 1942 года, где на самолёте Р-зет произвёл 4 успешных боевых вылета. За короткий период пребывания в полку учился на самолёте ИЛ-2 и начал принимать активное участие в боевой работе.
Первый боевой вылет он произвёл 13.6.1942 года в группе 4-х ИЛ-2 на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, скопившейся на железнодорожных станциях Ворошилово – Маховая Орловской области. Сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и патрулирование истребительной авиацией противника над станциями выгрузки не помешали группе выполнить поставленную задачу. С первого боевого вылета на самолёте ИЛ-2 тов. Фомин показал себя выносливым и отважным лётчиком-штурмовиком, способным отлично выполнять ответственные боевые задания в сложной обстановке.
На третьем боевом вылете 5.7.1942 года при возвращении с задания в паре тов. Фомин выскочил на площадку подскока истребительной авиации противника. В это время 2 МЕ-109 производили взлёт для перехвата наших ИЛ-2. Меткой очередью из пушек один МЕ-109 был сбит.
В процессе дальнейшей боевой работы этот молодой, талантливый лётчик показавший множество героических подвигов в борьбе с ненавистным врагом заслужил себе славу и уважение среди личного состава. Ровно через месяц он был назначен командиром звена, после заместителем командира авиационной эскадрильи и в настоящее время командир авиационной эскадрильи.
Участвуя в ожесточённых боях на Воронежском, Белгородско-Курском и Харьковском направлениях тов. Фомин получил большую закалку и приобрёл богатый боевой опыт. Враг не раз ощущал на своих плечах огромную силу и мастерство его штурмовых ударов.
В дни напряжённой боевой работы он не чувствуя усталости производил по 3-4 боевых вылета в день, проявляя бесстрашие и героизм. 3.9.1942 года, летая в группе 6 ИЛ-2, внезапным налётом на станцию Латная полностью уничтожил один эшелон с войсками и техникой противника, взорвали два склада с боеприпасами и продовольствием.
5.9.1942 года во время штурмовки аэродромов противника Долгое – Землянск, самолёт Фомина был атакован двумя МЕ-109. В этом неравном бою он получил тяжёлое ранение и сильное повреждение самолёта. Превозмогая сильную боль и трудности управления самолётом, проявил стойкость, привёл свой самолёт на аэродром и благополучно произвёл посадку.
Проявляя образцы мужества, отваги и умения отражать атаки в воздухе тов. Фомин 25.8.1943 года вступил в бой с неравными силами истребительной авиации противника и совместно с лётчиком Шивановым сбил один МЕ-109. Группа потерь не имела.
Во время форсирования Днепра штурмовыми и бомбардировочными ударами по врагу с воздуха, оказывал огромную помощь наземным частям в закреплении на правом берегу реки, расширении захваченных плацдармов. 12.10.1943 года, будучи ведущим группы 10-ти ИЛ-2, несмотря на сильный огонь противника со всех видов оружия, с бреющего полёта на Букринском плацдарме правильно и технически грамотно поставил дымовую завесу, за что вся группа получила благодарность от члена Военного Совета Воронежского фронта тов. Хрущёва.
За период с 13.6.1942 года и по 31.7.1944 года тов. Фомин на самолёте ИЛ-2 произвёл 93 успешных боевых вылета, в результате которых уничтожил большое количество живой силы и техники противника. За это время участвовал в 23-х воздушных боях, не имея потерь своих самолётов.
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награжден орденом «Отечественная война» 1-й степени и дважды орденом «Красное Знамя».
С февраля месяца 1944 года, работая в должности командира авиационной эскадрильи тов. Фомин показал себя способным руководителем. Его мастерством вождения групп, бесстрашием, мужеством и находчивостью восхищается весь личный состав. В период наступательных операций 1-го Украинского фронта с 14.7.1944 года по 31.7.1944 года произвела 186 успешных боевых вылетов на самолёте ИЛ-2. Благодаря отличной выучки лётного состава, грамотным противозенитным манёврам, умелому вождению групп и отражению атак истребительной авиации противника, эскадрилья за это время потеряла только один самолёт. В личном составе потерь не было.
За отличное выполнение 93 успешных боевых вылетов на самолёте ИЛ-2, за проявленные при этом отвагу и героизм, за нанесённый врагу огромный ущерб и за умелое руководство боевой работой авиационной эскадрильи, в результате чего эскадрилья потеряла всего один самолёт, произведя 186 успешных боевых вылетов, тов. Фомин достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 166-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор А.Н. Войтекайтес.
5 августа 1944 года. 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.