Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Драгавцев Александр Михайлович

Драгавцев Александр Михайлович

09.11.1914 - 30.11.1976

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 10310

Орден Ленина № 370083

Драгавцев Александр Михайлович - главный конструктор проекта Проектно-конструкторского бюро по проектированию путевых комбайнов Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР, Москва.

Родился 9 ноября 1914 года в городе Медынь Калужской губернии, ныне в составе Калужской области. Русский. Из рабочих. Беспартийный.

Учился в одной из школ Медыни, но в 1929 году вынужден был прервать учёбу из-за тяжелого материального положения семьи. Работал учеником электромонтёра на одном из заводов Медыни. С 1931 года жил в Калуге, работал на Калужском заводе Всесоюзного объединения весоизмерительной продукции (с 1934 года – Государственный союзный завод имени Эрнста Тельмана, ныне – Калужский завод транспортного машиностроения). В 1936 году окончил без отрыва от производства рабфак при этом заводе и поступил в институт.

В 1941 году окончил Московский институт инженеров транспорта. С 1941 года – инженер ремонтно-восстановительного поезда. Все годы Великой Отечественной войны провёл на магистралях, вместе с поездом непрерывно перебрасывался с места на место, восстанавливая разрушенные железные дороги и сооружая новые. В 1945 году работал в Германии в составе группы специалистов по отбору оборудования в счёт репараций.

С 1947 года – главный механик 8-й путевой машинной станции на Московско-Курско-Донбасской железной дороге. С 1948 года – главный инженер опытной путевой машинной станции на Октябрьской железной дороге, на которой производились испытания новой железнодорожной техники, разрабатываемой Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта. Именно там развернулась его конструкторская деятельность.

С 1958 года – главный конструктор проекта Проектно-конструкторского бюро по проектированию путевых комбайнов Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, а после реорганизации в 1970 году – в Проектно-технологическом конструкторском бюро Главного управления пути Министерства путей сообщения СССР. К 1954 году им была разработана первая в СССР щебнеочистительная машина ДОМ-Д, а через три года, после всесторонних испытаний, – высокопроизводительная щебнеочистительная машина ЩОМ-Д. Машина показала очень высокие результаты, обеспечив полную механизацию очистки щебеночного слоя железнодорожного пути при капитальном и среднем ремонтах. Первые запущенные в эксплуатацию 20 таких машин выполняли в год свыше 50 % от общего объёма данного вида работ по всей железнодорожной сети СССР!

За выдающиеся заслуги в деле развития железнодорожного транспорта указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Драгавцеву Александру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1972 года до последнего дня жизни – главный инженер Центрального конструкторского бюро путевых машин (ЦКБ «Путьмаш»). С конца 1950-х годов – член Научно-технического совета МПС СССР.

В эти годы под руководством А.М. Драгавцева было разработано семейство высокопроизводительных машин с центробежным способом очистки щебня ЩОМ-ДО, ЩОМ-Ч, ЩОМ-ЧМ, балластоочистительную машину БМС, подбивочно-выправочную машину ВПР, многочисленные устройства и оборудование. Обладатель большого количества авторских свидетельств на изобретения.

Жил в Москве. Умер 30 ноября 1976 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.

Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (13.09.1943).

Составитель биографии сердечно благодарит работников филиала ОАО «РЖД» Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре за предоставленные информацию и фотографию.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Архивная справка