Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Лагутенко Иван Никитович

Лагутенко Иван Никитович

06.07.1915 - 08.07.1956

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8766

Орден Ленина № 55100

Лагутенко Иван Никитович – заместитель командира 68-го гвардейского истребительного авиационного ордена Кутузова полка (5-я гвардейская истребительная авиационная Валдайская Краснознаменная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 6 июля 1915 года в деревне Логутовка ныне Суражского района Брянской области в крестьянской семье. Русский. Окончил в 1930 году 7 классов Суражской средней школы, трудился рабочим на местном торфопредприятии. С сентября 1932 по февраль 1934 года учился в Ленинградском строительном техникуме. Оставив ввиду тяжелого материального положения учебу, работал на судостроительном заводе № 196 «Судомех»; с июня 1936 по конец 1937 года – на аккумуляторном заводе «Ленинская Искра» электромонтером. Параллельно учился в аэроклубе. Призван в армию в 1937 году. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в операции по введению советских войск в Польшу в сентябре 1939 года (освободительный поход в Западную Украину).

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Ленинградском, снова Юго-Западном, Северо-Западном, Калининском, 2-м и 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах.
Служил в должности летчика, командира звена, командира эскадрильи, штурмана полка, заместителя командира полка по воздушно-стрелковой службе в частях истребительной авиации. Летал на самолетах И-16, ЛАГГ-3, «Харрикейн», «Киттихаук», «Аэрокобра».

К январю 1945 года совершил 288 успешных боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков и щтурмовиков, прикрытие своих наземных войск на поле боя, штурмовку аэродромов и скоплений живой силы противника. разведку войск противника. Провел 79 воздушных боев, в которых лично сбил 17 и в группе – 3 вражеских самолета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Лагутенко Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 352 боевых вылета, участвовал в 84 воздушных боях.

После войны продолжал службу в авиации. Окончил Военно-воздушную академию. С 1951 майор И.Н.Лагутенко – в запасе. Некоторое время преподавал в школе Клетнянского района Брянской области. Затем жил и работал в городе Щелково Московской области.

Скончался 8 июля 1956 года.

Награжден орденом Ленина (18.08.1945), 4 орденами Красного Знамени (23.02.1943; 3.09.1943; 11.10.1943; 6.11.1944), орденами Александра Невского (6.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (1942), медалями.

Бюст И.Н.Лагутенко установлен на Аллее Героев в городе Сураж; в поселке Лесное Суражского района его именем названа общеобразовательная школа, установлен памятник.


И.Н.Лагутенко участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Воевал до 24 июля 1941 года на истребителе И-16 в составе 46-го истребительного авиационного полка на Юго-Западном фронте.

С 15 августа 1941 года по 2 января 1942 года сражался на Ленинградском фронте в составе 157-го, с октября 1941 года – снова 46-го истребительного авиационного полка, участвуя в обороне Ленинграда. Летал на истребителе ЛАГГ-3.

С мая по август 1942 года в 46-м истребительном авиационном полку 235-й истребительной авиационной дивизии на ленд-лизовском британском истребителе «Харрикейн» воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в оборонительных боях на сталинградском направлении. К концу августа 1942 года полк, потерявший почти все самолеты, был выведен в тыл на переформирование и перевооружен американскими истребителями Кертисс P-40 «Киттихаук».

С 12 декабря 1942 по 20 сентября 1943 года полк воевал на Северо-Западном фронте в составе 240-й, а с февраля 1943 года – 239-й истребительной авиационной дивизии. Участвовал в составе 6-й воздушной армии в Демянской (15 – 28 февраля 1943 года) и Старорусской (4 – 19 марта 1943 года) наступательных операциях – составных частях операции «Полярная звезда», где командование фронта пыталось разгромить германскую группу армий «Север» и прорваться к городу Старая Русса.
18 марта 1943 года за массовый героизм, проявленный летчиками 239-й истребительной авиационной дивизии, она была преобразована в 5-ю гвардейскую; 46-й истребительный авиационный полк стал 68-м гвардейским.
В сентябре 1943 года полк был вновь перевооружен на ленд-лизовские истребители Р39 «Аэрокобра», на которых летал до конца войны.

20 сентября 1943 года И.Н.Лагутенко в числе группы из 9 летчиков 69-го гвардейского авиационного полка был командирован на Калининский фронт вместе с 28-м гвардейским истребительным авиационным полком, где этот полк временно вошел в оперативное подчинение 3-й воздушной армии. Участвовал на Калининском (с 20 октября 1943 года – 1-м Прибалтийском) фронте в боевых действиях до 15 декабря 1943 года, в том числе в Невельской наступательной операции (6 – 10 октября 1943 года) и освобождении города Невель Псковской области.
В декабре 1943 года И.Н.Лагутенко вернулся в свой полк, находившийся в это время на 2-м Прибалтийском фронте, а января 1944 года вместе с 5-й гвардейской истребительной авиационной дивизией – в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.

С июня 1944 года полк воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В составе 3-й воздушной армии участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции "Багратион" – Витебско-Оршанской (23 – 28 июня 1944 года), Полоцкой (29 июня – 4 июля 1944 года), Шяуляйской (5 – 31 июля 1944 года) наступательных операциях; Прибалтийской стратегической операции – Рижской (14 сентября – 22 октября 1944 года) и Мемельской (5 – 22 октября 1944 года) наступательных операциях.

К 18 января 1945 года совершил 288 боевых вылетов; в 79 воздушных боях сбил лично 17 и в группе – 3 самолета противника.* Был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

Из наградного листа (в сокращении):

С 22 июня по 24 июля 1941 года на Юго-Западном фронте в должности командира звена произвел 13 боевых вылетов на самолете И-16 на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытие своих войск, штурмовку войск противника.
С 15 августа 1941 по 2 января 1942 года на Ленинградском фронте в должности командира звена, затем врид командира эскадрильи на самолете ЛАГГ-3 произвел 68 боевых вылетов. участвовал в 20 воздушных боях. в результате которых сбил лично 3 и в группе – 1 самолет противника.
8.09.1941 года во время прикрытия своих войск его звено было атаковано двумя самолетами Ме-109. В завязавшемся воздушном бою 1 самолет Ме-109 был сбит лично Лагутенко и упал в районе аэродрома Пушкино.
12.09.1941 года во время прикрытия поля боя парой ЛАГГ-3 (ведущий – Лагутенко) пара встретила 3 группы самолетов Ю-87 и Ю-52 общим количеством 14 -16 самолетов, шедших бомбить боевые порядки наших войск. Пара Лагутенко расстроила боевые порядки этих групп, в результате чего бомбардировщики противника беспорядочно сбросили бомбы на свои войска. В этом бою Лагутенко сбил 2 самолета – Ю-88 и Ю-52; всего пара сбила 3 самолета Ю-88 и 1 самолет Ю-52. Сбитые самолеты упали в районе Красногвардейска.
За 3 лично сбитых самолета и 1 – в группе Лагутенко награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

С 7 мая по 4 августа 1942 года на Юго-Западном фронте Лагутенко в должности штурмана полка совершил на истребителе Харрикейн 74 боевых вылета. Участвовал в 19 воздушных боях, в которых сбил лично 4 и в группе – 1 самолет противника. Своих потерь не имел.
1.06.1942 года при сопровождении четверкой Харрикейнов самолетов Ил-2 на штурмовку аэродрома противника Сеща произошел воздушный бой с 6 самолетами Ме-109. Лагутенко в этом бою сбил один Ме-109, который упал в районе Кошелево.
2.06.1942 года во время сопровождения штурмовиков группой из четырех самолетов Харрикейн (ведущий – Лагутенко) в воздушном бою против 12 самолетов Ме-109 тов. Лагутенко сбил 1 Ме-109, который упал северо-восточнее станции Пильный завод. Группа потерь не имела.
2.07.1942 года 4 самолета Харрикейн (ведущий – Лагутенко) прикрывали действия штурмовиков и бомбардировщиков на поле боя. Группа вела воздушный бой с 12 Ме-109. В бою Лагутенко сбил 1 Ме-109, который упал в 12 км юго-восточнее Волоконовки.
4.07.1942 года на самолете Харрикейн тов. Лагутенко, отражая налет бомбардировщиков на переправу через реку Дон у города Коротояк, сбил самолет Хе-111, который упал в 2 км севернее города Коротояк.

С 12 декабря 1942 по 15 сентября 1943 года на Северо-Западном фронте в должности штурмана полка, а затем помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе на самолетах Киттихаук и Аэрокобра тов. Лагутенко произвел 38 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытие своих войск и штурмовку войск противника, разведку войск противника. Провел 12 воздушных боев, в которых лично сбил 4 самолета противника. Имеет боевую потерю – самолет Киттихаук.
5.01.1943 года 3 самолета Киттихаук (ведущий – тов. Лагутенко) сопровождали шестерку Ил-2. Над целью, отражая атаки четырех Ме-109 на самолеты Ил-2, Лагутенко лично сбил 1 Ме-109, который упал у деревни Любецкое (Демянский район).
За 5 лично сбитых самолетов противника, из них 4 – на Юго-Западном фронте, Лагутенко награжден орденом Красного Знамени.

10.04.1943 года, преследуя самолет-разведчик противника Ю-88 на высоте 7 000 метров, Лагутенко сбил его над своей территорией. Самолет противник сгорел северо-восточнее деревни Дубровка (район поселка Крестцы). Экипаж погиб.
27.08.1943 года 6 самолетов Аэрокобра (ведущий – тов. Лагутенко) сопровождали 8 самолетов Ил-2 на штурмовку станции Тулебля. В районе цели штурмовики были атакованы шестеркой ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою тов. Лагутенко сбил 1 ФВ-190, который упал 1 км севернее дер. Вороново (Старо-Русский район).
20.09.1943 года два самолета Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) вылетели на уничтожение разведчика Ю-88. На высоте 2 000 метров тов. Лагутенко догнал его и с дистанции 100 метров сбил. Самолет упал в районе острова Войцы (Старо-Русский район) и сгорел.
За 2 лично сбитых самолета противника, в том числе 1 разведчика и 1 в группе, тов. Лагутенко награжден вторым орденом Красного Знамени.

С 20 сентября по 15 декабря 1943 года тов. Лагутенко на Калининском фронте в должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе произвел на самолете Аэрокобра 42 боевых вылета. Участвовал в 13 воздушных боях, в которых лично сбил 4 самолета противника.
8.10.1943 года 6 самолетов Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) прикрывали свои войска в районе города Невель. На высоте 3 500 м Лагутенко заметил самолет противника Хе-126, который со снижением пытался уйти на запад. Тов. Лагутенко догнал его и произвел несколько атак. В результате самолет противника рассыпался в воздухе и упал западнее озера Усвое на площадке у дер. Шерново.
9.10.1943 года 4 самолета Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) прикрывали боевые порядки наших войск в районе города Невель, где были атакованы 12 самолетами Ме-109. В завязавшемся воздушном бою тов. Лагутенко с дистанции 150 м сбил одного Ме-109, который упал в 4 км западнее Невеля.
10.10.1943 года при прикрытии наших войск и работы штурмовиков над полем боя 6 самолетов Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) в районе Невеля встретили 8 самолетов противника типа ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою лично сбил 1 самолет ФВ-190, который упал в районе станции Опухлики.
6.11.1943 года 6 самолетов Аэрокобра (ведущий – Лагутенко), прикрывая свои войска в районе озера Еменец, встретили группу до 15 ФВ-190. В этом воздушном бою лагутенко сбил 1 ФВ-190, который упал в 3 км западнее озера Еменец.
За 4 лично сбитые самолета противника на Калининском фронте тов. Лагутенко награжден третьим орденом Красного Знамени.

С 22 июня 1944 года по 18 января 1945 года участвует на 1-м Прибалтийском фронте в должности заместителя командира полка, где произвел 53 боевых вылета. Участвовал в 9 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолета противника. Своих потерь не имел.
28.06.1944 года 4 самолета Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) прикрывали поле боя в районе Улла- Бешенковичи. На высоте 5000 м появились 4 ФВ-190. Наша группа вступила в бой, в результате которого было сбито 2 ФВ-190, из них один – гвардии майором Лагутенко. Самолет упал в районе дер. Заозерье.
29.12.1944 года 6 самолетов Аэрокобра (ведущий – Лагутенко) прикрывали поле боя и работу штурмовиков в районе Скрунда. На высоте 4 500 м были атакованы двадцатью ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою тов. Лагутенко сбил 1 ФВ-190, который упал в 6 км северо-западнее Скрунда.
За проведенные 60 успешных боевых вылетов и один лично сбитый самолет ФВ-190 награжден четвертым орденом Красного Знамени.

За весь период Отечественной войны гвардии майор Лагутенко сбил лично 17 самолетов противника и 3 самолета противника в группе. Произвел 288 боевых вылетов с общим налетом 277 часов, из них на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 111, на прикрытие своих войск – 138, на штурмовку войск и аэродромов противника – 23 и на разведку – 16.
При этом произвел 79 воздушных боев. Имеет 1 боевую потерю – самолет Киттихаук. Небоевых потерь не имеет.
В проведенных воздушных боях и при выполнении всех боевых заданий проявил исключительное мужество и героизм, в то же время умело управлял боем своей группы. В воздушных боях с превосходящими силами противника всегда выходил победителем. Полученный боевой опыт умело передает молодому летному составу. Своей беззаветной преданностью, личными подвигами и бесстрашием в воздушных боях воодушевляет товарищей на боевые заслуги перед Родиной.

В плену и окружении в период Отечественной войны не был.

За 17 лично сбитых самолетов противника и 3 в группе, за произведенные 288 успешных боевых вылетов и проявленные при этом отвагу и героизм вполне достоин присвоения звания «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 68 гвардейского истребительного авиационного ордена Кутузова 3-й степени полка гвардии подполковник Магерин
18.01.1945 года


После представления к званию Героя Советского Союза гвардии майор И.Н.Лагутенко участвовал на 3-м Белорусском фронте в составе 3-й воздушной армии в Восточно-Прусской стратегической операции, в том числе Кенигсбергской (6 – 9 апреля 1945 года) и Земландской (13 – 25 апреля 1945 года) наступательных операциях по уничтожению группировок противника на Земландском полуострове и юго-западнее Кёнигсберга, в боях за города Хайлигенбайль (ныне Мамоново), Браунсберг (ныне Бранево, Польша), Кёнигсберг (ныне Калининград), Пиллау (ныне Балтийск).

С 18 января по 27 апреля 1945 года выполнил 64 вылета на «Аэрокобре» на прикрытие поля боя, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, разведку с фотографированием, штурмовку аэродромов и скоплений живой силы противника. Летал в качестве ведущего групп от 6 до 28 самолетов, участвовал в 5 воздушных боях. При штурмовках наземных войск и аэродромов лично уничтожил 4 самолета на земле, 11 автомашин.
Награжден орденом Александра Невского.

…………………………………………………
*По данным, приведенным на сайте «Советские асы 1936 – 1953», где использовались материалы оперативных документов дивизии и полка, сбил 14 самолетов лично и 6 – в группе.

При подготовке биографии, кроме приведенных источников. использованы данные сайтов «Авиаторы второй мировой», Советские асы 1936 – 1953, статьи «28- й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова III степени полк » на сайте журнала Авиация и космонавтика № 8, 2007.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»