Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Абрамов Алексей Сергеевич

 
Абрамов Алексей Сергеевич
17.12.1911 - 24.07.2000
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 17.06.1961 Медаль № 9950
Орден Ленина № 344952

    Памятники
  Мемориальная доска


Абрамов Алексей Сергеевич – главный конструктор ОКБ-12 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

Родился 17 декабря 1911 года в городе Баку (ныне – столица Азербайджанской Республики).

Образование высшее. С 1939 года работал в созданном при заводе № 230 опытном конструкторском бюро по авиационному приборостроению – ОКБ-230 Наркомата (с марта 1946 года – Министерства) авиационной промышленности СССР, которое затем было переименовано в ОКБ-2 и находилось в городе Раменское Московской области. Являлся заместителем главного конструктора ОКБ-2, которое в 1947 году было перебазировано из города Раменское в Москву в и получило название ОКБ-12.

С 1947 по 1964 год – главный конструктор ОКБ-12 Министерства авиационной промышленности СССР – Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (с марта 1963 года – Государственного комитета по авиационной технике СССР).

В 1947 году коллектив ОКБ-12 по инициативе академика И.В. Курчатова приступил к созданию системы регулирования и защиты атомных реакторов. Через год эта задача была выполнена: система регулирования и защиты промышленного атомного реактора была разработана, смонтирована и отлажена. В 1949 году за разработку приборов дистанционного и автоматического управления заводом «А» комбината № 817 (ныне – ФГУП «Производственное объединение «Маяк» в городе Озёрск Челябинской области) удостоен звания лауреата Сталинской премии. 

Под научно-техническим руководством Алексея Сергеевича ОКБ превратилось в мощную научно-исследовательскую организацию, способную в короткие сроки и на высоком техническом уровне решать принципиально новые задачи в области авиационной и ракетной техники. В 1950-х – начале 1960-х годов коллектив руководимого им предприятия выполнил важные правительственные задачи, впервые в отечественной практике разработав и внедрив в серийное производство:

- системы управления и защиты ядерных реакторов для первых в мире атомной электростанции, атомной подводной лодки и атомного ледокола «Ленин»;

- системы оптимального расходования запасов компонентов топлива и их синхронизации для первых в нашей стране многоступенчатого ракетоносителя и искусственного спутника Земли, запущенного 4 октября 1957 года. Аналогичные системы были изготовлены и для космического корабля «Восток-1», пилотируемого 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагариным.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года (под грифом «совершенно секретно») за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Абрамову Алексею Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1963 года ОКБ-12 по заданию Министерства обороны СССР разрабатывает и изготавливает электронные системы управления расходом компонентов топлива на борту боевых ракет. Одной из наиболее сложных задач явилось создание датчиков, обеспечивающих высокую точность измерения в агрессивных жидкостных средах ракетного топлива. Максимальный срок работы таких изделий составлял 5 лет. Специалисты ОКБ-12 сумели сделать их настолько надежными, что и в настоящее время эта электроника успешно эксплуатируется в боевых ракетных комплексах, созданных под руководством академиков М.К. Янгеля и В.Н. Челомея

В 1964 году ОКБ-12 был объединен с НИИ-25 с образованием единой организации – Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) Государственного комитета по авиационной технике СССР (с марта 1965 года – Министерства авиационной промышленности СССР). Начальником и главным конструктором НИИП был назначен А.С. Абрамов, который работал в этой должности до 1992 года.

В 1970-1980 годах руководимый им коллектив НИИП выполняет большой объем работ по созданию электронных систем управления авиационными двигателями (ЭСУД). ЭСУД для первого широкофюзеляжного аэробуса ИЛ-86, позднее запущенных в серийное производство, и поныне производит Саратовское приборостроительное объединение. Для стратегического бомбардировщика Ту-160 были разработаны и изготовлены система управления двигателем и расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку о наиболее оптимальных действиях.

В беспилотном космическом корабле «Буран» специалистами НИИП были выполнены работы по контролю и управлению всей гидравликой, а также обеспечение надежности выпуска шасси при посадке. Для испытаний «Бурана» изготовили специальный транспортный самолет, при помощи которого отрабатывались все программы, обеспечивающие подъем, полет и посадку. В 1975 году была начата разработка системы управления электропитанием для спутников космической разведки «Алмаз-1» и «Алмаз-2», позволяющая рационально использовать солнечные батареи и аккумуляторы.

В институте по тематике работ НИИП было выполнено 47 диссертационных работ, из них 5 докторских и 42 кандидатских. Являясь профессором, с 1987 года руководил филиалом кафедры № 301 Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, был широко эрудированным, одаренным, энергичным талантливым ученым и прекрасным организатором. Под руководством и во многих случаях по его инициативе, был сформулирован и решен целый ряд научно-технических задач. Помимо вышеизложенного разработаны и внедрены в серийное производство:

- первая в нашей стране бесплатформенная инерциальная система управления для ракет зенитно-ракетного комплекса С-З00В;

- системы конечного наведения по картам рельефа местности для стратегической ракеты морского базирования;

- миниатюрная система управления для ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-ЛЕ.

С 1992 года – на пенсии.

В 1992 году НИИП был переименован в Московское опытно-контрукторское бюро «Система», позже преобразованное в ОАО «АВЭКС» с контрольным пакетом акций, находящимся в настоящее время в собственности Концерна «Радиоэлектронные технологии».

Жил в Москве. Умер 24 (по другим данным – 20 июля) 2000 года. Похоронен в Москве в колумбарии Донского кладбища.

Лауреат Сталинской (1949) и Ленинской премий.

Награжден 3 орденами Ленина (29.10.1949; 17.06.1961; 12.08.1976), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (04.01.1954), медалями.

6 мая 2015 года в Москве на здании бывшего НИИП по адресу: проспект Мира, дом 125, где в 1964-1992 годах работал А.С. Абрамов, ему была установлена мемориальная доска.

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет