Герой Советского Союза
Армия: Сапёры
Силантьев Михаил Николаевич

Силантьев Михаил Николаевич

26.09.1907 - 02.04.1972

Герой Советского Союза

Даты указов

29.10.1943

Медаль № 1854

Орден Ленина № 13818

Силантьев Михаил Николаевич — командир отделения 230-го отдельного саперного батальона 168-й стрелковой Ромненской дивизии, ефрейтор.

Родился 26 сентября 1907 года в селе Шировка ныне Вольского района Саратовской области. Русский.

Получил начальное образование. До 1929 года работал в хозяйстве своего отца. В 1929 - 1932 годах служил в Красной Армии. В предвоенные годы трудился в колхозе "Ленинградский рабочий".

С сентября 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Северо-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Принимал участием в боях под Старой Руссой, Воронежско-Касторненской наступательной операции, Курской битве и освобождении Украины. В боях был ранен и дважды тяжело контужен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство ефрейтору Силантьеву Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1854).

В 1945 году М.Н. Силантьев был демобилизован из Советской Армии и вернулся в родные края. Работал на промкомбинате, председателем сельсовета, заведовал торговым отделом райисполкома, трудился в Вязовском лесхозе.

Скончался 2 апреля 1972 года. Похоронен в селе Шировка.

Награжден орденом Ленина, Красной Звезды (1943), медалью "За боевые заслуги" (1942) и двумя другими медалями.


Биография Михаила Николаевича намного богаче этого короткого рассказа. Потомственный хлебороб, он ушел на войну осенью 1941 года, когда фашисты, упоенные легкими успехами на западе, остервенело рвались в глубь нашей Родины, имея целью одержать решающую победу еще до наступления зимы. В лесах под Демянском он поставил первую мину, подорвал первый фашистский танк. Советские воины грудью своей остановили противника, преградили ему путь к узловой станции Бологое. В последующем ефрейтор Силантьев участвовал во многих боях...

В конце сентября 1943 года дивизия, в которой он служил, вышла к Днепру южнее Киева. Стояла пасмурная, холодная погода. Моросил дождь. По фруктовым садам, спускающимся к реке, неистово била вражеская артиллерия. А за широкой свинцовой полосой Днепра темнели кручи правого берега, изрытые окопами и траншеями, прикрытые густыми минными полями и проволочными заграждениями. Там, в заранее подготовленных оборонительных сооружениях, враг густо наставил танки и пулеметы, минометы и орудия.

За два часа до рассвета началось форсирование реки. На простую весельную лодку, подобранную еще на Удае, Силантьев принял четырех автоматчиков и ручные гранаты. Лодка бесшумно скользила по воде, приближаясь к занятому врагом берегу. Было тихо, но вскоре гитлеровцы, почуяв неладное, всполошились. Река превратилась в сплошной ад. Всюду свистели пули, от разрывов снарядов и мин вздымались водяные фонтаны. Фашисты стреляли наугад, поэтому большинство лодок благополучно достигло противоположного берега. Автоматчики ринулись в бой. Силантьеву тоже хотелось выскочить на песок, вместе с товарищами окопаться, ударить по засевшим в траншеях фашистам. Но на левом берегу его ожидала целая рота, которую он должен был как можно быстрее переправить через реку на своем утлом суденышке. И Силантьев погнал лодку назад, под ливень пуль и снарядов.

Более 10 часов без отдыха переправлял Силантьев солдат и офицеров через бурлящий Днепр. За это время он совершил 38 рейсов и перевез на западный береге восточного 130 пехотинцев с вооружением и боеприпасами. А в это время на крошечном плацдарме шел кровавый бой. Командованию стало ясно, что успеха здесь не добиться...

Дивизия была переброшена к северу от Киева и в первых числах октября форсировала Днепр вторично - на этот раз в районе Лютежа. Силантьев со своим отделением обслуживал паром, на котором переправлял через реку автомашины и боевую технику. Под непрерывным обстрелом и ударами вражеских бомбардировщиков отважный сапер за трое суток сделал 78 рейсов и перебросил с левого берега на правый два батальона пехоты и артиллерийский дивизион с полным вооружением, автотранспортом и боеприпасами.

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.