Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Сдобнов Николай Андреевич

 
Сдобнов Николай Андреевич
19.06.1907 - 18.08.1971
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 02.08.1941 Медаль № 146

    Памятники
  В Харькове на кладбище №2


Сдобнов Николай Андреевич - командир эскадрильи 48-го ближнебомбардировочного авиационного полка Юго-Западного фронта, капитан.

Родился 19 июня 1907 года в городе Саратове. Русский. В 1922 году окончил единую трудовую школу, В 1939 году экстерном сдал экзамены за среднюю школу. До 1928 года работал ремонтным рабочим на железной дороге и машинистом врубовой машины на шахтах Донбасса.

В 1929 году был призван в Красную Армию. В 1931 году окончил Первую военную школу пилотов, в 1936 году - отделение командиров звеньев Борисоглебской школы летчиков. Участвовал в операциях в Западной Украине в сентября 1939 года и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.

Во время Великой Отечественной войны Н.А. Сдобнов сражался на Юго-Западном, Северо-Западном и 3-м Белорусском фронтах, занимая должности командира эскадрильи, полка и заместителя командира дивизии, Принимал участие в оборонительных боях под Киевом, Ленинградом, Москвой, освобождении Белоруссии, Прибалтики, разгроме врага на территории Восточной Пруссии. Ранен и контужен в 1941 году.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 146) капитану Сдобнову Николаю Андреевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года за два проведённых воздушных боя, в ходе которых он проявил доблесть и мужество, сбив со своим экипажем 5 вражеских самолётов.

В 1946 году Н.А. Сдобнов по состоянию здоровья уволился в запас в звании подполковника. Жил на Украине - в городе Харькове, в 1965 году был удостоен звания "Заслуженный рационализатор Украины". Скончался 18 августа 1971 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.

Награждён орденом Ленина (1941 г.), орденами Красного Знамени (1940 г.), Александра Невского (1945 г.), Отечественной войны 2-й степени (1944 г.), Красной Звезды (1944 г.), медалями "За оборону Киева", "За взятие Кенигсберга" и тремя другими медалями.

25 июня 1941 года эскадрилья капитана Сдобнова вылетела на задание.

Моторизованная колонна противника приближалась к г. Броды. Сдобнов лег на боевой курс и сбросил бомбы на головные машины. Его примеру последовали остальные экипажи. Несколько автомашин вспыхнуло, гитлеровцы стали разбегаться по сторонам. Сдобнов сделал второй заход и сбросил на головы фашистов очередную серию бомб. В это время с запада появилась большая группа немецких истребителей. Сдобнов повел эскадрилью в третью, последнюю, атаку. "Мессеры" стаями набросились на советские бомбардировщики. Машину Сдобнова атаковали сразу три стервятника. Один из них зашел с хвоста. Стрелок-радист Рыбак послал длинную и точную очередь. Фашистский летчик был убит, и "мессер" сорвался в беспорядочное падение. Со вторым вражеским истребителем вел, борьбу штурман капитан Чугунов. От его метких очередей "мессершмитт-109" загорелся и, окутанный черным дымом, резво пошел на снижение в сторону своих войск. Летчики видели, как он вскоре взорвался в лесной чаще. Третий фашистский истребитель прекратил атаки и ушел на запад. Но в самый последний момент ему удалось поджечь машину Сдобнова. Самолет загорелся. Теперь жизнь экипажа зависела от искусства летчика, от того, сможет ли он погасить огонь, какое примет решение.

Резким пикированием Сдобнов пытался сбить пламя, но это ему не удалась. Тогда летчик, напрягая последние силы, посадил объятую пламенем машину прямо на "брюхо" в четырех километрах за передовой линией. Летчики выскочили из горящего самолета, который через несколько секунд взорвался. На попутных машинах экипаж добрался до своего аэродрома.

6 июля 1941 года Сдобнов вылетел на бомбардировку войск врага в районе г. Полонное Хмельницкой области. При подходе к цели левый мотор был пробит осколком снаряда и загорелся. Летчик не сошел с боевого курса и сбросил бомбы на цель. На подраненную машину напали 4 вражеских истребителя. В неравной схватке экипаж уничтожил три "мессера". Четвертый стервятник поджег второй мотор. Сдобнов мастерски посадил изрешеченный пулями и осколками горящий бомбардировщик на ржаное поле. При посадке капитан получил контузию и ранение левого бедра.

    Источники
 Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.