Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Бондарь Александр Васильевич

 
Бондарь Александр Васильевич
06.09.1952 -
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 25.10.1984 Медаль № 20366
Орден Ленина № 400820


Бондарь Александр Васильевич – бригадир комсомольско-молодежной бригады монтеров пути строительно-монтажного поезда № 581 треста «Нижнеангарсктрасстрой» Министерства транспортного строительства СССР.

Родился 6 сентября 1952 года в посёлке Липовец Липовецкого района Винницкой области Украинской ССР (ныне – Украина). Украинец.

После окончания в 1971 году Винницкого техникума железнодорожного транспорта, направлен на работу в город Нижнеудинск Иркутской области. С мая 1971 по май 1973 года служил в Советской Армии. После увольнения из Вооруженных Сил вернулся в Иркутскую область, работал на железной дороге мастером дистанции пути.

15 марта 1974 года страна услышала слово «БАМ» (Байкало-Амурская магистраль). 26 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На съезде было принято решение о создании Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. 600 молодых энтузиастов из 20 республик, краев и областей нашей Родины стали почётными гостями XVII съезда ВЛКСМ, который вручил им комсомольские путёвки. 27 апреля 1974 года на строительство БАМ выехал первый десант из состава отряда, в состав которого вошли комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда стал бригадир «Ангарстроя», делегат XVII съезда ВЛКСМ, Герой Социалистического Труда В.И. Лакомов. 2 мая 1974 года первая группа бойцов Всесоюзного ударного отряда под командованием П.П. Сахно вертолётами была доставлена из Усть-Кута на место будущей станции Таюра (впоследствии названной Звёздной). Среди них был и А.В. Бондарь. 

Бригада Александра Бондаря, позже ставшая известной не только на трассе, но и в стране, начинала свою работу с вырубки просеки под трассу, строительства деревянных мостов на притрассовой дороге, сооружения водопропускных труб. Работала на балластировке пути. Пока члены бригады жили и работали в Звёздном, коллектив становился крепким, спаянным и дружным. Немалую роль в этом сыграл и сам Александр Васильевич.

К тому моменту, когда за перевалом Даван магистраль перешагнула границу Бурятии, бригадой В.И. Лакомова было уложено уже более 300 километров пути. В этот момент Виктор Лакомов, являвшийся депутатом РСФСР от Иркутской области, принимает трудное для себя решение – дальше не идти. Этого требовали интересы его избирателей. 28 октября 1978 года на митинге на станции Дабан В.И. Лакомов передал символический путейский молоток представителю треста «Нижнеангарсктрансстрой». Члены его бригады поддержали своего бригадира. Его бригада в полном составе переехала на укладку вторых путей на участке Тайшет – Лена – самом «узком» месте на всей ВСЖД. В сложившейся ситуации по решению начальника Главбамстроя К.В. Мохортова укладка пути была доверена комсомольско-молодёжной бригаде А.В. Бондаря – как наиболее опытной, квалифицированной и надёжной. 

Так они оказались в будущем поселке Кичера Северо-Байкальского района Бурятской АССР (ныне – Республика Бурятия), где построили себе дома. В тяжелейших природных условиях, преодолевая горы и реки, сибирскую стужу, летнюю жару и досаждающую мошкару, бригадой было уложено без малого 600 километров железнодорожного пути – до самой Балбухты, до «золотого звена». Именно бригадой Бондаря строительно-монтажного поезда № 581 (СМП-581) треста «Нижнеангарсктрасстрой» уложены рельсы на Северомуйском обходе – железнодорожном пути через Ангараканский перевал Северо-Муйского горного хребта – уникальном инженерно-техническом комплексе и одновременно удивительно красивом месте, которое называют «золотой пряжкой» БАМа. В 1983 году заочно закончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В августе 1984 года на участке Таксимо – Витим комсомольско-молодёжная бригада Александра Бондаря установила мировой рекорд скорости укладки железнодорожного полотна: 5400 метров за сутки. Это достижение до сих пор никем не превзойдено. Бригада А.В. Бондаря совместно с бригадой И.Н. Варшавского принимала участие в укладке 29 сентября 1984 года «золотого звена» на разъезде Балбухта в Читинской области (ныне – Забайкальский край), открыв тем самым сквозное движение по всему БАМу – от Байкала до Амура. Работа была выполнена с опережением сроков, а 1 октября 1984 года состоялась официальная церемония укладки «золотого звена», в присутствии прессы и руководства. Официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали состоялось 27 октября 1984 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем ее протяжении, проявленный трудовой героизм Бондарю Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После стыковки продолжал работать на БАМе – сначала строймастером, а затем прорабом в СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой», заместителем начальника по производству в СМП-607 этого же треста. С сентября 1986 по 1989 год был председателем Дорпрофсожа транспортных строителей Забайкалья.

С 1993 года работал в Якутии, пройдя путь от прораба стройучастка в Алдане до начальника оперативной группы строительства подъездного пути Улак – Эльга, гендиректора Балтийской строительной компании № 22 и главного специалиста инжиниринговой корпорации «ТрансСтройВосток». Именно здесь, в Якутии, по его инициативе в 2006 году на строительстве железнодорожной линии Томмот – Кердем был организован молодёжный отряд монтёров пути «Юность Якутии». Также был наставником молодых бойцов студенческого строительного отряда «Легион Молодой гвардии – Леке», который в течение пяти лет трудился на этой стройке.

Живет в городе Химки Московской области.

Лауреат премии Ленинского комсомола (1979).

Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2011).

Награжден орденом Ленина (25.10.1984), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (12.05.1977).

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет