Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Иванов Александр Петрович

 
Иванов Александр Петрович
12.09.1919 - 29.11.1996
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.09.1944 Медаль № 5978

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска


 Иванов Александр Петрович – заместитель командира танкового батальона 44-й гвардейской Бердичевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого и Красной Звезды танковой бригады (11 гвардейский танковый  Прикарпатский корпус, 1-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 12 сентября 1919 года в деревне Елемцы, ныне Ретюнского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, в крестьянской семье. Русский. Закончил там начальную школу. С 5 по 8 класс (с 1932 по 1936  год) учился в школе № 2 города Луга. Потом семья переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
Окончил школу фабрично-заводского ученичества  (ФЗУ) в Ленинграде. Работал водителем в 1-м таксомоторном парке. Призван в армию в 1939 году. Окончил Орловское танковое училище в мае 1941 года. 

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с  июня 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Брянском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.
Четырежды ранен, из них два раза – тяжело.

Особо отличился ходе Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции

Действуя в передовом отряде бригады, его батальон достиг государственной границы СССР с Польшей на реке Западный Буг; форсировав его, с боем овладел железнодорожной станцией Клусув (ныне в черте города Червоноград Львовской области), чем обеспечил форсирование реки бригадой. В последующих боях заменил раненого командира батальона гвардии капитана А.А.Карабанова, форсировал реку Сан и первым ворвался в город Перемышль (Пшемысль, Польша). 1 августа 1944 года  под огнем противника форсировал реку Висла в районе села Копшивница, создав плацдарм для переправы бригады.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные в Львовско-Сандомирской операции, Иванову Александру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В боях на Сандомирском плацдарме А.П.Иванов был тяжело ранен и госпитализирован.

С 1945 года гвардии капитан А.П.Иванов – в запасе. Жил в Ленинграде;  работал секретарем парторганизации КПСС автотреста «Запстройтранс».

Скончался 29 ноября 1996 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище. 

Награжден 2 орденами Ленина (13.09.1942; 23.09.1944), орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (13.02.1942; 8.05.1944), медалями.

Почетный гражданин города Пшемысль; судя по надписи на памятнике, еще двух городов. На здании СОШ № 2, где учился А.П.Иванов, установлена мемориальная доска.

Лейтенант А.П.Иванов начал свою боевую деятельность на Юго-Западном фронте. 
Участвовал в тяжелых оборонительных боях 1941 – 1942 годов, вместе с войсками Красной Армии отступал на восток.

В составе 14-й танковой бригады 40-й армии на Юго-Западном фронте  вел оборонительные, а в ряде случаев – наступательные бои с декабря 1941 года на территории Курской области, в районе города Тим и реки Тим на дальних подступах к Воронежу. 

Командир танкового взвода 14-й танковой бригады лейтенант А.П.Иванов в январе 1942 года участвовал в двух атаках, уничтожил огнем и подавил гусеницами  танка до взвода пехоты, 2 противотанковых орудия, несколько огневых точек. В январе 1942 года легко ранен.
Награжден орденом Красной Звезды.

В дальнейшем сражался в составе 110-й танковой бригады 18-го танкового корпуса на Брянском фронте, участвовал в обороне Воронежа.
Командир роты  танков Т-34 110-й таковой бригады старший лейтенант А.П.Иванов в боях 5 и 6 июля 1942 года за город Воронеж своим экипажем уничтожил 4 вражеских танка. Его танк был подбит на поле боя и загорелся. Экипаж под огнем противника сумел ликвидировать пожар и вывести машину с поля боя. Старший лейтенант Иванов пересел в другой танк и продолжал руководить боем. В бою 6 июля был тяжело ранен, но продолжал руководить боем, пока силы не оставили его.
Награжден орденом Ленина.

После излечения с  ноября 1943 года воевал в 44-й гвардейской танковой бригаде.На 1-м Украинском фронте участвовал в составе 1-й гвардейской танковой армии в Житомирско-Бердичевской наступательной операции (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года); Корсунь-Шевченковской наступательной операции (24 января – 17 февраля 1944 года); Проскуровско-Черновицкой наступательной операции ( 21 марта – 3  апреля  1944 года); Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (12 июля – 29 августа 1944 года).

Во время Житомирско-Бердичевской операции офицер связи штаба 44-й танковой бригады гвардии капитан А.П.Иванов выполнял задания командования бригады в частях, ведущих бои. Находясь под огнем и бомбежками противника, помогал командирам батальонов в организации и ведении боя. 27 декабря 1943 года в местечке Андрушовка при бомбежке был легко ранен, но остался в строю.
Награжден вторым орденом Красной Звезды.

В июне 1944 года гвардии капитан А.П.Иванов был назначен заместителем командира танкового батальона.

Особо отличился в Львовско-Сандомирской наступательной операции.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Тов Иванов, действуя в передовом отряде бригады, 17.07.1944 года достиг государственной границы СССР на реке Буг, отыскал брод и форсировал ее. Сломив сопротивление противника на западном берегу реки Буг, с боем овладел железнодорожной станцией Клусув Галушинского района, где уничтожил две бронеплощадки, в восьми местах взорвал железнодорожное полотно.
18.07.1944 года, имея своих 3 танка, отбил контратаку 10 танков противника, уничтожив при этом 2 танка Т-6, 1 танк Т-4, 2 пушки  и до 60 солдат и офицеров противника, тем самым обеспечил форсирование реки Буг основными силами.
В ночь на 25 июля 1944 года тов. Иванов, командуя батальоном в связи с ранением командира батальона гвардии капитана Карабанова, действуя в передовом отряде бригады, достиг реки Сан и под огнем противника форсировал ее в районе местечка Радымно.
В боях за город Перемышль с большим натиском ворвался в город и очистил северную часть города по реке Сан.
30 июля 1944 года решительной атакой с боем овладел деревней Хмелюв и вышел к реке Висла, создав плацдарм для форсирования ее пехотой.
1 августа 1944 года под огнем противника форсировал реку Висла и ночной атакой овладел местечком Копшивница, тем самым создал плацдарм для форсирования основными силами реки Висла.

За умелое руководство батальоном в бою с форсированием водных преград Буг, Сан и Висла достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 44-й гв Бердичевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого и Красной Звезды тбр гвардии полковник Гусаковский

Из воспоминаний А.П.Иванова, изложенных в письме школьникам СОШ № 2 города Луга

17 июля 1944 года наша гвардейская часть была сосредоточена в лесах 35-40 километров восточнее реки Буг. В то время там проходила оборонительная линия  фашистов. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки наша часть двумя клиньями врезалась в фашистскую оборону и углубилась в тыл противника. Танкисты под командованием гвардии полковника Гусаковского шли передовым отрядом левого клина. В то время я был заместителем командира 3-го танкового батальона, которым командовал гвардии капитан Алексей Карабанов. Нам были оказаны большая честь и доверие – возглавить разведку на острие танкового клина. Задача, поставленная полковником Гусаковским, была короткой и ясной: без потерь дойти до Буга, форсировать его, зацепиться за «пятачок» на западном берегу, держать его до подхода основных сил. На прощание Иосиф Ираклиевич сказал: “Сделаешь это, Иванов, – представлю к званию Героя Советского Союза.”
        Менее всего я думал тогда о звании Героя, а вот как дойти до Буга на острие клина, как сохранить от потерь свою маленькую боевую группу, как успешно форсировать реку и удержать плацдарм – вот эти мысли занимали меня и перед входом в прорыв и во время его. Мы неоднократно оговаривали все возможные варианты действий нашей группы, чтобы на расстоянии, в движении хорошо понимать друг друга. Нам было строго приказано не задерживаться на узлах сопротивления фашистов, не ввязываться «в драку» , обходить опорные пункты врага и лишь сообщать по рации места обнаружения противника и маршрут своего обхода, с главной задачей – быстрее вперёд.
     При встрече с наземным врагом нас выручали слаженные действия экипажей, особенно механиков-водителей, умело маневрировавших отличной боевой машиной того времени – танком Т-34, а вот воздушный враг был для нас очень опасен.
     Не имея зенитной защиты, наши «коробочки» были сверху легко уязвимы для штурмовиков. И хотя их авиация появлялась в небе не часто, мы всегда вели круговое наблюдение, быстро принимали решение и маскировались. Это выручало нас не однажды.
       Автомобили и мотоциклы врага, встречавшиеся нам изредка при выходах на дороги, мы не пропускали, старались уничтожить всё, что могло выдать фашистам нашу группу, её количество, место и направление.  С первой частью задачи мы справились успешно, когда тёплым июльским вечером вышли на лесистый восточный берег Буга. Наблюдая в бинокль за селом, расположенном на левом берегу, я видел на улице спокойное передвижение машин и групп немецких солдат.  Это говорило о том, что наше пребывание не было замечено.
         Левее, километрах в двух, виднелась ещё одна прибрежная деревня, утопающая в зелени садов, а за ней вглубь, километрах в трёх, была железнодорожная станция Клусув и южнее её м. Сокаль.  Захватить  и удержать станцию. Задача была бы выполнена отлично, но хватит ли сил? Примерно через час-полтора инженерная разведгруппа десанта, посланная мною на поиски возможной переправы через Буг, доложила, что мостов поблизости нет, но найден брод, глубиной менее 1,5 метра, т.е. проходимый для наших танков.
        Не теряя времени, мы сосредоточились к месту брода, и первый танк, взревев мотором, опустился с берега в воду. Западный берег Буга значительно выше и круче восточного, но опытный механик-водитель, не меняя скорости и темпа движения, умело преодолел песчаный подъём и вышел на западный берег реки. Первый русский танк на польской земле.
    На этом маленьком, узком участке Советская Армия начала свою миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.
    У механика-водителя второго танка получилось неудачно. На взрыхлённой песчаной почве гусеницы танка забуксовали, стали зарываться. Потребовалась помощь третьего танка. Учитывая крепость дна, крутой рыхлый снег, мы начали форсировать реки на максимально возможной скорости,  на “полном газу”.
     Наши манёвры, конечно же, не остались не замеченными. Вскоре отвратительно завыли вражеские мины, разрываясь поблизости в водах Буга, появилось звено лёгких немецких самолётов. Фашисты сбросили на нас небольшой запас бомб. При этом бомбили настолько поспешно и не прицельно, что мы не понесли никаких потерь, ни в людях, ни в технике. Вырвавшись на западный берег, широкой развёрнутой линией, используя манёвр и скорость танков, рванули на станцию Клусув. Сходу ведя огонь из пушек, ворвались в пристанционный посёлок, забитый тяжёлыми грузовыми автомобилями фашистов с награбленным добром. На железнодорожных путях стояло два товарных состава и фашистский бронепоезд.  За всю войну я, да и, пожалуй, все мои товарищи впервые столкнулись с бронепоездом. Мы знали, что по количеству пушечного вооружения бронепоезд значительно превосходит нас, и если он выйдет со станции, нам будет очень трудно бороться с ним.
        Трассирующий снаряд в сторону бронепоезда. И мы поняли замысел: разбить паровоз и не дать ему уйти со станции. Началась артиллерийская дуэль. Наше преимущество было в манёвре между станционными зданиями. Разведчики и сапёры автоматным огнём, прикрывая танки с тыла, расправлялись с немецкими солдатами и шоферами.
       Прошло немного времени и меткими выстрелами мы пустили «пары во все стороны» - паровоз буквально тонул в собственном пару. Немцы бросили свой бронепоезд, спасаясь бегством. Станция Клусув была нами взята.
        Одержанная нами победа на станции – результат дружных действий экипажей танков, десанта, наших энергичных манёвров. Вскоре к нам прибыл заместитель командира по политчасти. Он поздравил нас с успехом, сообщил, что остальные танки также переправляются через Буг, но вынуждены вести тяжёлый бой с танками противника. Мы получили приказ удержать станцию.
       Нас тупила ночь, сапёры взорвали железнодорожные стрелки, с тем, чтобы враг не смог увезти поезд ночью. Мы заняли круговую оборону и с нетерпением поджидали подхода остальных сил. Ночью фашисты пытались разведать наши силы, но мы были начеку и снова отбили попытки врага.
         Наступило утро, а подкрепление ещё не подошло. Справа слышался огневой бой танковых пушек, а вскоре и нас атаковали фашистские танки, поддержанные пехотой и артиллерией.
          Шесть танков “тигр”, четыре танка Т-4 и до батальона пехоты с артиллерией., вероятно, имели задачу сбить наш заслон и с фланга зайти в тыл.
          Начался неравный ожесточённый бой.  Лобовая броня “тигров” была неуязвима для снарядов. Но, используя наши позиции на  станции, с возможностью манёвра, мы подбили два “тигра”, подожгли  три танка Т-4, нанесли урон наступающей пехоте. В этом бою тяжёлые потери понесли и мы. Сгорел один танк, один был разбит. У моего танка была разбита правая гусеница, был выбит поддерживающий каток, рация тоже была разбита. Появились убитые и раненые. А враг уже ворвался на станцию. Надо отходить, а состояние гусеницы, державшейся чудом, ежеминутно грозило разрывом. Это была катастрофа.
       Двумя танками с оставшимися воинами десанта мы по лощине и оврагу, в обход высоты отошли в прибрежное село, куда ранее отправляли раненых. Здесь мы решили драться до последнего. Да и отходить было просто некуда.
       К обеду мы с радостью встречали наши долгожданные танки, пехоту, артиллерию, и сразу же атаковали фашистов. Короткий бой, стоивший фашистам ещё двух подбитых танков, и мы снова ворвались на станцию. Здесь встретили экипаж пятого танка, отрезанного от нас фашистами. Друзья рассказали нам, что в разгаре боя на станции вражеским снарядом буквально был обрезан ствол пушки. Командир машины был убит, танк стал безоружным пред немецкими танками. Прорваться стало невозможным. Тогда механик-водитель старшина Василий Соколов принял правильное решение. Обнаружив огромную воронку от авиабомбы, он спустил в неё свой танк, снял пулемёты и, взяв запас гранат, укрылся на чердаке близ лежащего здания. Он готов был драться с врагом, за свою жизнь и своего “раненого боевого друга”.
    За эту операцию по освобождению станции товарищи из нашей группы были представлены к наградам. В их числе старшина Соколов – к ордену Ленина.
      Поставленная задача была нами выполнена полностью. Вытащив танк Соколова, три боевые машины, повреждённые, но не побеждённые, следовали в свою большую семью. Наше возвращение вызвало удивление и искреннюю радость наших боевых друзей.
   Радость боевых друзей, большая благодарность командования за выполненную боевую задачу – были в то время самой лучшей, приятной наградой:  ужин был самый “сладкий”, сон короткий. А на завтра приказ – и снова вперёд, на остриё танкового клина в направлении на м. Томащув, Рава-Русская, Радымно.
    Дорогие друзья! На этом я заканчиваю вои воспоминания о первых боях за освобождение Польши, когда наши войска форсировали реку Буг и перешли западную государственную границу нашей Родины. Что касается боёв, за которые я был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, то они продолжались ещё  на реке Сан, где я уже принял командование батальоном, который продолжал быть передовым отрядом вплоть до форсирования реки Вислы.
       Герой Советского Союза, гвардии капитан в отставке А.П. Иванов, 23 мая 1965 года 

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Гетман А.Л. Танки идут на Берлин. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982.
 Документы на сайте «Подвиг народа»