Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Верховодько Владимир Михайлович

Верховодько Владимир Михайлович

22.06.1918 - 26.02.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 10306

Орден Ленина № 370079

Верховодько Владимир Михайлович – мастер вагонного депо Москва-Смоленская Калининской железной дороги, город Москва.

Родился 22 июня 1918 года в оккупированной кайзеровской Германией деревне Уборок Мстижской волости Борисовского уезда Минской губернии, ныне в составе Мстижского сельсовета Борисовского района Минской области Белоруссии. Белорус.

С 1938 года служил в Красной Армии. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Накануне Великой Отечественной войны работал помощником машиниста в локомотивном депо станции Орша Оршанского отделения Западной (с 1951 Калининской, с 1957 Белорусской железной дороги).

В 1942 году прошёл подготовку в Особом белорусском сборе ЦК КП(б) Белоруссии и был направлен Белорусским штабом партизанского движения в тыл противника для выполнения специальных заданий с отрядом полковника Антоненко. В августе 1942 года был тяжело ранен, лишился левого глаза. После излечения в госпиталях в 1943 году вошёл в состав группы Владимира Яковлевича Сарнова, созданную в апреле 1943 года. В середине мая группа прибыла в тыл противника (Бегомльский район Минской области). На её базе в начале июня был создан отряд «Дяди Кости». Тогда же, в июне, комиссаром отряда был утверждён В.М. Верховодько. Через месяц отряд влился в состав 1-й партизанской бригады имени К. С. Заслонова. С декабря 1943 по июнь 1944 года – командир партизанского отряда «Дяди Кости» 1-й партизанской бригады имени К.С. Заслонова.

Соединения бригады действовали на территории Холопеничского района Минской и Оршанского, Сенненского, Богушевского, Сенненского, Чашникского и Толочинского районов Витебской областей. В августе 1943 года на железной дороге Витебск — Орша подорвали более тысячи рельс. В сентябре вели тяжёлые бои в Сенненском районе. В октябре участвовали в Лепельской операции партизанских соединений Витебщины в тыле 3-й танковой армии вермахта. Цель операции — дезорганизовать руководство и оборону противника, оттянуть часть его сил с витебского участка Калининского (с 20.10.1943 - 1-го Прибалтийского) фронта. Совместно со Смоленским партизанским полком и Чашникской партизанской бригадой Дубова заслоновцы участвовали в ожесточённых, но мало успешных трёхдневных боях за Чашники (составная часть Лепельской операции: 19—21.10.1943). В феврале 1944 они вместе с Сенненской бригадой участвовали в боях за удержание опорного пункта и аэродрома у деревни Н. Белица Сенненского района, в мае — июне — за выход из вражеской блокады на территории Холопеничского района. 13 июня 1944 года был вторично легко ранен. 28.06.1944 бригада имени Заслонова (1826 штыков) соединилась с РККА. Вместе с её частями в июне участвовала в освобождении ряда населённых пунктов. Старший сержант.

После войны работал инструктором по автосцепке Западной железной дороги и мастером вагонного депо Москва-Смоленская Калининской (с 1961 года – Московской) железной дороги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Верховодько Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1961 году окончил заочно Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1966–1981 годах работал начальником вагоннного участка Юго-Западного направления Московской железной дороги.

Жил в Москве. Умер 26 февраля 1999 года. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

Награждён орденами Ленина (01.08.1959), Октябрьской Революции (28.02.1974), Красного Знамени (30.12.1948), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Славы 3-й степени (30.05.1951), медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (12.11.1946), «За трудовую доблесть» (31.07.1954), «За трудовое отличие» (12.07.1951) и другими медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Книга памяти Белорусской железной дороги