Дерунов Павел Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16789
Орден Ленина № 403372
Дерунов Павел Фёдорович - директор Рыбинского моторостроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР, Ярославская область.
Родился 27 марта 1916 года в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии, ныне Алтайского района Алтайского края в семье фельдшера. Русский. В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Учебу продолжил в Калязинском механическом техникуме (Тверская область), с 1934 года – в институте.
В 1939 году окончил в Рыбинский авиационно-технологический институт. Получил направление на работу на завод имени Сталина в городе Пермь (в 1941-1957 годах – Молотов). Работал инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом.
В 1944 году был направлен на Рыбинский моторостроительный завод в городе Рыбинск (в 1946-1957 годах – Щербаков) Ярославской области и назначен на должность главного инженера предприятия. Внес большой вклад в восстановление производства на заводе, разрушенного войной, когда большая часть оборудовании и рабочих была эвакуирована в Уфу (Башкирия).
В послевоенные года П.Ф. Дерунов внес большой вклад в освоение на заводе серийного выпуска новых авиационных двигателей конструкции А.Д. Швецова. Еще в конце 1944 года завод освоил серийный выпуск мотора АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее - на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор в свое время не уступал лучшим зарубежным образцам. В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного двигателя АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора - на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 году наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.
В 1958 году П.Ф. Дерунов, как инициативный руководитель и высококвалифицированный специалист а, был назначен директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза (1959).
В марте 1960 года был назначен директором завода №36 - Рыбинского моторостроительного завода. Много сделал для внедрения на предприятии научной организации труда, производства и управления. В 1960-е годы на предприятии был налажен серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А.М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого. В КБ завода были разработаны и переданы в серию двигатели РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4 (так называемой «сотки»). По итогам семилетки в 1966 года завод был награжден орденом Ленина.
Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ (научная организация труда). За разработку системы количественной оценки НОТПУ, П.Ф. Дерунов был удостоен Государственной премия СССР в области науки и техники в 1969 году. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.
В начале 1970-х годов предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 году со сборки сошел первый серийный двигатель П.А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966-1970 годов и создание новой техники Дерунову Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В феврале 1973 года был назначен на должность заместителя Министра авиационной промышленности СССР. В декабре 1974 года вернулся в город Рыбинск (в 1984-1989 годах – Андропов) на свой завод, получивший новый статус – производственного объединения моторостроения.
В 1974-1986 годах – генеральный директор Рыбинского производственно-конструкторского объединения (с 1976 года - производственного объединения машиностроения) Минавиапрома СССР.
Наряду с выпуском основной продукции – авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.
Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. За период работы Павел Федорович прилагает большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска. Руководил предприятием до выхода на пенсию в 1986 году.
Принимал активное участие в партийной и государственной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го, 9-го (1971-1980) и 11-го (1985-1990) созывов. Был членом Ярославского областного комитета КПСС и Андроповского горкома КПСС, депутатом Андроповского городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения.
Жил в городе Рыбинск. Скончался 30 июня 2001 года. Похоронен на Южном кладбище города Рыбинск.
Награжден 3 орденами Ленина (22.07.1966; 26.04.1971; 28.03.1986), орденами Октябрьской Революции (29.03.1976), Трудового Красного Знамени (10.03.1981), Красной Звезды (16.09.1945), «Знак Почёта» (20.04.1956), медалями. Почётный гражданин города Рыбинска (22.02.1973)
В Рыбинск в его честь в 2001 году была переименован Юбилейная площадь, в 2013 году на площади установлен памятник. На доме, где жил Дерунов, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено рыбинской средней общеобразовательной школе №12.
Биографию подготовил:
Документы из фондов "Рыбинского музея-заповедника"
Публикации в сети Интернет