Кузнецов Александр Алексеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6612
Кузнецов Александр Алексеевич – начальник Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути) при Совете Министров СССР, генерал-майор авиации.
Родился 10 (23) апреля 1904 года в селе Щербово ныне Торжокского района Тверской области в семье рабочего. Русский. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров.
В Военно-Морском Флоте с 1923 года. В 1927 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград). Служил на линкоре "Парижская коммуна" (Морские силы Балтийского моря). По собственному желанию направлен на учёбу в авиационное училище. Окончил школу морских лётчиков - в 1929 и в 1933 годах, в 1932 году – Ейскую школу морских лётчиков и летнабов ВВС РККА имени И.В. Сталина, в 1940 году - курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года.
С 1929 года - младший летнаб, старший летнаб, командир звена авиационного отряда, командир авиазвена крейсера "Червона Украина" Черноморского флота. С 1933 года - командир звена, отряда, эскадрильи, 51-го отдельного авиаотряда, командир-военком 20-й морской эскадрильи дальних разведчиков ВВС Балтийского флота.
В 1936-1937 годах - участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. С июля 1938 года - начальник штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а с июля по октябрь 1939 года исполнял должность командующего ВВС флота. С ноября 1939 года - командующий ВВС Северного флота. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Под его командованием лётчики Северного флота обороняли Советское Заполярье, вели борьбу на коммуникациях врага. Являясь командующим ВВС Северного флота генерал-майор авиации Кузнецов А.А. совершил 70 боевых вылетов.
С января 1943 года – помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота по лётной подготовке, с ноября 1944 года - в распоряжении наркома ВМФ СССР, с марта 1945 года - начальник 4-го Военно-морского авиационного училища, с апреля 1946 года – начальник Высших офицерских лётно-тактических курсов авиации ВМФ.
С сентября 1946 года генерал-майор Кузнецов А.А. – первый заместитель начальника, а затем с октября 1948 года – начальник Главного управления Севморпути при Совете Министров СССР. Руководитель советских высокоширотных воздушных экспедиций «Север-2» (1948), «Север-4» (1949), «Север-5» (1950). В ходе их проведения лично совершил десятки вылетов на ледовую разведку, выполнял посадки на льду для организации ледовых аэродромов. Выполнил успешную посадку на Северном полюсе. В результате этих экспедиций выполнен огромный объём работы по исследованию Арктики и полярных льдов, совершены замечательные географические и научные открытия.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года генерал-майору авиации Кузнецову Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С мая 1953 года – командующий ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море), с марта 1956 - старший военный советник командующего авиацией ВМС Китайской Народной Республики, а по возвращении на Родину в 1959 году - сотрудник научно-исследовательской группы при Главнокомандующем ВМФ СССР.
С августа 1959 года генерал-лейтенант авиации Кузнецов А.А. - в запасе. Скончался 7 августа 1966 года. Похоронен в городе-герое Москве на Введенском кладбище (участок 21).
Генерал-майор авиации (4.06.1940).
Генерал-лейтенант авиации (27.01.1951). Награждён 4-я орденами Ленина (1936, 1949, 1949, 1952), 4-я орденами Красного Знамени (1941, 1944, 1945, 1954), медалями, именным оружием (1954).
«ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ГЕРОЙ АРКТИКИ»
«... есть Герой Советского Союза, чей подвиг по-прежнему окутан ореолом таинственности и чьё имя, ввиду былой засекреченности, до сих пор не упоминается ни в одном официальном списке североморцев - Героев Советского Союза. Это генерал-лейтенант авиации А. Кузнецов, первый (с 1939 по 1942 гг.) командующий ВВС Северного флота, удостоенный звания Герой Советского Союза в 1949 г.
Александр Алексеевич Кузнецов родился 10(23) апреля 1904 г. в селе Щербово, ныне Торжокского района Тверской области в семье рабочего. До 17 лет он учился и работал в родном селе, потом Тверским губкомом комсомола направлен на учёбу в Петроградский институт гражданских инженеров.
Спустя год, по спецнабору ЦК комсомола, юношу направили в Военно-морское подготовительное училище, а позднее - в Военно-морское училище, ставшее впоследствии ВМУ имени М.В. Фрунзе.
В 1927 году, после окончания училища, А. Кузнецов назначен помощником вахтенного начальника на линкор «Парижская Коммуна» Морских Сил Балтийского моря (МСБМ). Но вскоре его судьба делает первый крутой вираж: Александр Алексеевич принимает решение стать... морским летчиком (!) и поступает в Севастопольскую школу летчиков-наблюдателей. Окончив школу, он почти четыре года служит летчиком-наблюдателем, командиром звена в авиации Морских Сил Черного моря (МСЧМ).
Затем - вновь учеба: Кузнецов становится слушателем Ейской школы морских летчиков ВВС РККА имени И.В. Сталина, после окончания которой его, как одного из лучших выпускников, оставляют инструктором.
Через год - возвращение на Балтику, где он начинал службу флотским командиром. Командир отдельной авиаэскадрильи, отдельного авиаотряда, 20-й дальнеразведывательной эскадрильи...
Годы репрессий конца 30-х отличались не только человеческими трагедиями и кадровыми чистками, но и неожиданными стремительными служебными взлётами для многих военнослужащих.
В 1937 г. краскома Кузнецова, участника боёв в Испании, награждённого орденом Ленина (первым, а всего их у него будет четыре!), неожиданно назначают с должности командира эскадрильи сразу же начальником штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Затем, более года, он исполняет должность командующего балтийскими ВВС.
В ноябре 1939 г. лётные части и подразделения Северного флота были организационно оформлены в Военно-воздушные силы флота. И первым командующим ВВС СФ назначают Александра Алексеевича Кузнецова. Было ему тогда 35 лет.
Под руководством своего первого командующего североморские авиаторы успешно прошли серьезную боевую проверку во время советско-финляндской войны. В состав ВВС СФ тогда входили: 118-й морской ближнеразведывательный авиаполк, состоящий из трёх эскадрилий морских ближних разведчиков МБР-2, а также 72-й смешанный авиаполк, который состоял из двух эскадрилий истребителей И-153, И-15 бис и И-16 и эскадрильи скоростных бомбардировщиков СБ-2.
Авиация флота вела разведку, прикрывала морские коммуникации, наносила бомбовые удары по объектам противника, перебрасывала различные грузы десантным отрядам и сухопутным войскам.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу группа авиаторов-североморцев была награждена орденами Красного Знамени, Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Командующему авиацией флота, неоднократно участвовавшему в боевых вылетах, в числе первых в Военно-Морском Флоте 4 июня 1940 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР присвоил только что введенное воинское звание «генерал-майор авиации».
И вновь учеба, но теперь уже на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС) при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, которую Александр Кузнецов окончил накануне войны, в мае 1941 г.
Так уже получилось, что авиацией молодого Северного флота генералу А. Кузнецову довелось командовать в самое нелегкое время Великой Отечественной - до конца 1942 г.
К началу Великой Отечественной войны состав авиации СФ практически не изменился. Только к уже морально устаревшим самолетам добавились 7 современных гидросамолетов ГСТ, которые могли вести разведку не только в Баренцевом море, но и в самых отдаленных районах Карского моря. Однако торпедоносцев и бомбардировщиков у Северного флота вообще не было.
По воспоминаниям ветеранов, из-за малочисленности авиационного парка бывало порой некому охранять с воздуха выходившие в море боевые корабли и транспорты или прикрывать высадку советских десантов. Да и базировались североморские самолеты на двух аэродромах: сухопутном - в поселке Ваенга и морском - в губе Грязная, и лишь с началом войны - на нескольких оперативных площадках.
Эти объективные недостатки летчики-североморцы стремились с лихвой перекрыть мужеством и отвагой, мастерством и дерзостью. Только с июля по октябрь 1941 г. авиация флота совершила 8131 самолёто-вылет, из них более 3 тысяч - на бомбардировку и штурмовку наступающих войск противника.
Родина высоко оценила боевую работу североморских авиаторов. 16 сентября 1941 г. 72-й смешанный авиаполк первым в ВМФ и единственным из флотских авиаполков (в 1941 г.) награжден орденом Красного Знамени. А уже в январе 1942 г. ему присвоили гвардейское наименование. Только за первый год войны в Заполярье североморцы в воздушных боях сбили около трехсот вражеских самолетов, потопили восемь боевых кораблей и транспортов, семь - повредили. При этом, 70 боевых вылетов совершил лично командующий ВВС СФ.
«Хороший моряк, талантливый организатор и великолепный пилот, он пользовался авторитетом у подчиненных, умел заражать их своим энтузиазмом и вдохновить на подвиг» - такую оценку генералу А. Кузнецову дает хорошо его знавший адмирал Василий Платонов, с 1939 по 1944 гг. командовавший ОВРом главной базы Северного флота, а затем - начальник штаба и командующий СФ. Не менее высокую оценку личным качествам командующего ВВС СФ дал и командир английского крыла подполковник Н. Ишервуд. (Осенью 1941 г. на Север прибыли английские летчики-истребители, которые вступили под непосредственное командование к генералу Кузнецову).
Но вскоре - новый крутой поворот, а скорее, - «пике» в служебной карьере А. Кузнецова: в январе 1943 года его назначают на далёкий Тихоокеанский флот помощником командующего ВВС по лётной части. Потом, с марта 1945 г. Александр Алексеевич в течение года возглавляет Военно-морское авиаучилище, а затем - полгода командует Высшими офицерскими лётно-тактическими курсами.
Новый взлёт в его жизни начался в сентябре 1946 г. Генерала Кузнецова, оставив в кадрах Военно-морских сил, назначают сначала первым заместителем начальника (1946-1948 гг.), а затем (1948-1953 гг.) - начальником Главного управления Севморпути при Совете Министров (СМ) СССР.
На этих необычных для военного человека постах особенно ярко проявились высокие организаторские и человеческие качества Александра Алексеевича, его профессионализм и компетентность.
Отлично знающий авиацию, Север и флот, генерал Кузнецов с энтузиазмом взялся за решение важнейших государственных задач, непосредственно связанных не только с глубоким и основательным изучением Северного Ледовитого океана, но и повышением обороноспособности страны.
Сейчас уже мало кто помнит, что в первые послевоенные годы в США, наряду с другими агрессивными планами, была разработана так называемая "арктическая стратегия". Она предусматривала освоение и подготовку Арктики к военным действиям с учетом того, что над Арктикой проходят кратчайшие воздушные пути для нанесения бомбовых и ракетных ударов по различным центрам Советского Союза.
По мнению американских военных специалистов, Центральный полярный бассейн тогда (да и сейчас) мог стать важным театром военных действий в любом глобальном конфликте, а Северный полюс - стратегическим центром третьей мировой войны. Принимая адекватные (или хотя бы снижающие) этой угрозе меры, Советский Союз также начал ускоренно и широкомасштабно изучать самые малоизвестные районы Арктики. В обстановке строжайшей секретности на вечные льды высаживались специальные группы ученых, создавались посадочные площадки для авиации. Самое активное участие в этой работе принимал и Александр Кузнецов.
По заданию правительства им были организованы высокоширотные арктические воздушные экспедиции Главсевморпути Центральном полярном бассейне Арктики. Он не только успешно руководил работой по подготовке совместных операций военной и полярной авиации в Арктике, но и сам неоднократно вылетал на разведку, для определения районов будущих ледовых аэродромов и полярных станций показывая, при этом, образцы мужества и героизма.
Об этом красноречиво свидетельствуют факты, приведённые в недавно рассекреченном его представлением к званию Героя Советского Союза. Вот они:
«Кузнецов А.А. умело и мужественно проводил ледовую разведку по изучению районов, пригодных для ледовых аэродромов и организации на них научных станций. В самый критический момент работы экспедиции на Северном полюсе, когда сжатием разломало лед и поставило под угрозу потери находившихся там самолетов и научного оборудования, Кузнецов лично вылетел в этот район и произвел посадку на колесном самолете на неподготовленную льдину и своим смелым руководством обеспечил вылет самолетов на спасение научного оборудования. По окончании работы экспедиции на 32 аэродромах он покинул район работ последним и совершил, при этом, беспосадочный перелет Северный полюс – Москва».
Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 г. генерал-майору авиации Александру Алексеевичу Кузнецову, лётчикам полярной авиации В. Задкову, И. Котову, И. Черевичному и начальнику отделения геофизики Арктики НИИ Главсевморпути М. Острекину, были присвоены звания Героя Советского Союза. В открытых же источниках формулировка звучала проще: «За умелое руководство войсками и героизм в Великой Отечественной войне» или «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга...»
Каким был в жизни герой Арктики? Думается, лучше всего об этом расскажут свидетельства его современника - известного врача-испытателя и полярника Виталия Воловича:
- Будучи начальником одной из экспедиций под кодовым названием "Север" (1949 г.), А. Кузнецов носил китель морского летчика с золотыми генеральскими погонами, ладно сидевший на его атлетической фигуре. Его моложаво-обветренное лицо и ярко-синие глаза странно контрастировали с густыми, слегка вьющимися, совершенно седыми волосами. Ходил он присущим только ему уверенным шагом, что придавало его походке некую весомость и неповторимость. Особой отличительной чертой было то, что при всей мужественности и решительности облика говорил он, никогда не повышая голоса, сохраняя внешнее спокойствие даже "снимая стружку". Видно поэтому полярные летуны между собой называли Александра Алексеевича «тишайшим»... Чего стоило ему быть таким, пройдя столько испытаний и по-прежнему неся на плечах груз высочайшей ответственности за порученное дело государственной важности - знал только он один...
В январе 1951 г. А. Кузнецову присваивается очередное воинское звание генерал-лейтенант авиации. В этом не было бы ничего особенного, если бы не тот факт, что в это время он занимал «штатскую» должность начальника Главсевморпути. Это событие становится еще более значимым, если вспомнить биографию знаменитого полярника Ивана Дмитриевича Папанина.
Дважды Герой Советского Союза, И. Папанин возглавлял Главсевморпуть с 1939 по 1946 г., но имел воинское звание лишь «контр-адмирал», присвоенное ему в 1943 г.
Контр-адмиралом, всю свою службу в Арктике, остался и сменивший в 1953 г. Александра Алексеевича на посту начальника ГУ СМП Василий Бурханов. Его воинское звание не изменилось и при его назначении заместителем министра морского флота СССР.
По-видимому, присвоением Александру Кузнецову очередного генеральского звания руководство страны особо отметило его заслуги в укреплении обороноспособности страны и повышении боеготовности ВС СССР.
В мае 1953 г. генерала А. Кузнецова назначают командующим ВВС 4-го ВМФ (с 1946 по 1956 гг. КБФ был «разделён» на 4-й и 8-й ВМФ. - прим. авт.).
Примечательно, что в 1952-1956 гг. этим же, 4-м ВМФ, командовал адмирал А. Головко, хорошо знавший Александра Алексеевича по совместной службе на Северном флоте в 1940-1942 гг.
После «слияния» 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот, в 1956 г. военная судьба А. Кузнецова делает последний вираж: его назначают старшим военным советником командующего авиацией ВМФ КНР.
После возвращения из Китая он несколько месяцев работает в научно-исследовательской группе при Главнокомандующем ВМФ, а в августе 1959 г. - увольняется в запас.
Заслуги генерала А. Кузнецова перед страной и Вооруженными Силами были отмечены четырьмя орденами Ленина и четырьмя орденами Красного Знамени, многими медалями и именным оружием. Герой Арктики избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва и Верховного Совета Литовской ССР.
Умер Александр Алексеевич 7 августа 1966 г. в Москве, где и похоронен на Введенском кладбище. В апреле 2004 г. ему исполнилось бы сто лет...
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мы справедливо гордимся и считаем североморцем дважды Героя Советского Союза, прославленного разведчика Виктора Леонова. Хотя свою вторую «Золотую Звезду» он получил будучи командиром разведывательного отряда Тихоокеанского флота. Во всех списках североморцев - Героев Советского Союза послевоенного времени также упомянуты имена адмиралов флота Владимира Касатонова и Георгия Егорова, которые в свое время были командующими Северным флотом, но звания Героя Советского Союза они, тем не менее, были удостоены, занимая должности 1-го заместителя ГК ВМФ и начальника Главного штаба ВМФ соответственно.
А потому будет справедливо включить (и числить героем-североморцем!) в эти списки и имя генерал-лейтенанта авиации Александра Алексеевича Кузнецова, первого командующего ВВС СФ.
Вероятнее всего, он всё же первым из североморцев 6 декабря 1949 г. был удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в послевоенное время.
Капитан 1 ранга запаса А. Буглак, Мурманская Ассоциация исследователей Арктики (см. журнал ВМФ «Морской сборник», 2005, № 4 (1901), стр. 73-77.)
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984
Сорокажердьев В.В. Они служили в Заполярье. – Мурманск, 2009.
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.