Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Мироненко Александр Алексеевич

 
Мироненко Александр Алексеевич
19.04.1918 - 17.07.1999
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 22.07.1944 Медаль № 4015
Орден Ленина № 19215

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Севастополе


Мироненко Александр Алексеевич – командир 13-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ (9-я штурмовая авиационная дивизия ВВС ВМФ, ВВС Балтийского флота), майор.

Родился 19 апреля 1918 года в селе Ивахники Ивахникской волости Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне село Яхники Лохвицкого района Полтавской области, Украина). Украинец. Детство и юность провёл в городе Краснодар. В 1936 году окончил 10 классов школы, в 1937 году – 1 курс Ленинградского военно-механического института.

В ВМФ с августа 1937 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в морской авиации лётчиком истребительного авиаполка (ВВС Балтийского флота).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – командир звена 5-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в сентябре 1941 – августе 1942 – командир звена 71-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в августе 1942 – январе 1943 – командир авиаэскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. В январе-мае 1943 – командир 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС ВМФ, в июне 1943 – мае 1945 – командир 13-го (с июля 1944 – 14-го гвардейского) истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Балтийского флота.

Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда, снятии блокады Ленинграда, Выборгско-Петрозаводской операции, освобождении Прибалтики, Восточно-Прусской операции и блокировании курляндской группировки противника. 7 июля 1941 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку.

За время войны совершил 671 боевой вылет на истребителях И-15бис (567 вылетов), МиГ-3 (18 вылетов), Як-7Б (28 вылетов) и Як-9 (58 вылетов), в 74 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 5 самолётов противника*.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года подполковнику Мироненко Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

До октября 1945 года продолжал командовать истребительным авиаполком (ВВС Балтийского флота).

В ноябре 1948 года окончил Военно-морскую академию. В феврале 1949 – апреле 1950 – командир 7-й истребительной авиационной дивизии ВВС 5-го ВМФ (на Тихом океане; посёлок Угловое, ныне в черте города Артём Приморского края). В 1950-1952 – помощник командующего ВВС 5-го ВМФ (штаб – в городе Владивосток), в сентябре 1952 – июле 1954 – командир 106-го истребительного авиационного корпуса ВВС ВМФ (ВВС Тихоокеанского флота; город Владивосток), в 1954-1956 – помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота (штаб – в городе Владивосток).

В мае 1956 – январе 1971 – командующий ВВС Черноморского флота (штаб – в городе Севастополь, Крым). В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

В январе 1971 – августе 1974 – начальник штаба авиации ВМФ, а в августе 1974 – июле 1982 – командующий авиацией Военно-Морского Флота. С 1982 года – научный консультант в Научно-техническом комитете ВМФ. С декабря 1987 года генерал-полковник авиации А.А.Мироненко – в отставке.

Работал референтом в Научно-техническом комитете ВМФ.

Депутат Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва (в 1967-1971 годах).

Жил в Москве. Умер 17 июля 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965), генерал-полковник авиации (1965), кандидат военно-морских наук (1967). Награждён 3 орденами Ленина (24.11.1942; 22.07.1944; 31.10.1967), орденом Октябрьской Революции (21.02.1978), 3 орденами Красного Знамени (29.09.1941; 3.11.1943; 22.06.1944), орденами Ушакова 2-й степени (23.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (26.02.1953; 9.03.1956), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными наградами.

В городе Севастополь (Крым) на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 6 личных и 4 групповые победы;
2) Награждён за выполнение 629 боевых вылетов и участие в 32 воздушных боях, в которых сбил лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника (на май 1944 года);

Сочинение:
Авиация Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне. М., 1986 (с В.Н.Багровым).

Воинские звания:
Лейтенант (3.08.1940)
Старший лейтенант (10.02.1942)
Капитан (15.05.1942)
Майор (28.07.1943)
Подполковник (14.07.1944)
Полковник (22.02.1949)
Генерал-майор авиации (27.01.1954)
Генерал-лейтенант авиации (18.02.1958)
Генерал-полковник авиации (16.06.1965)

Из воспоминаний А.А.Мироненко:

Окончив в 1936 году десятилетку в Краснодаре, я поступил учиться в Военно-механический институт в Ленинграде.

Но по призыву «Комсомолец – на самолёт!» отправился навстречу неизведанному, чтобы стать военным лётчиком.

Летом 1937 года я оказался в городе Ейске в авиаучилище, которое готовило лётные кадры всех профилей для военно-морского флота. А море я очень любил. И тут-то произошло неожиданное: больше всего мне пришлись по душе истребители, хотя я и начинал теоретическое обучение на морских самолётах. Так я стал крылатым моряком, любя обе эти стихии.

После трёх лет учёбы, летом 1940 года, я получил профессию истребителя и, воспользовавшись своим лестным для курсанта правом выбора флота, оказался (а точней, остался) на Краснознамённом Балтийском флоте в составе ВВС. Летал я ещё на самолётах И-15бис.

В то время в Европе уже пылало пламя Второй мировой войны, и нам было понятно, что рано или поздно придётся воевать с немецким фашизмом. Поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы подготовить себя к будущим боям. Тем более что у нас оказались прекрасные учителя-практики, которые в 1936-1937 годах повоевали в Испании. И мы имели возможность – хотя и негласно – получить от них некоторые весьма важные, рекомендации по ведению воздушных боев с фашистскими истребителями Ме-109. К моменту нападения фашистов я, казалось, на своём истребителе готов решать любые задачи, но выяснилось, что со многими из них, к сожалению, нам пришлось встретиться впервые!.. Кроме того, за три дня, до начала войны меня назначили командиром звена, и мне пришлось заниматься вводом в строй своих лётчиков уже в ходе выполнения реальных боевых задач.

Все годы войны, с первого до последнего её дня, мне довелось провести на Ленинградском фронте, начиная с подступов к главной базе флота, которая была в Таллине, и кончая, всеми Прибалтийскими республиками, затем Восточной Пруссией, Померанией – и ещё далее на запад по ходу наступления наших войск.

7 июля 1941 года, базируясь в районе военно-морской базы Хаапсалу и прикрывая три эскадренных миноносца, я, в паре со своим ведомым лейтенантом Марковым, вступил в первый бой с тремя Ю-88, пытавшимися атаковать наши корабли. Противник, будучи выше нас на 300-500 метров и имея преимущество в скорости, заставил меня строить свой манёвр на срезании курса, используя форсированный режим мотора. В итоге мне удалось выйти на перехват ведущего и зажечь оба его мотора. Ю-88 рухнул прямо на островок Муху.

Однако и мой мотор, будучи полностью перегретым, отказал. Надо было идти на посадку к берегу. Но профиль его не обеспечивал безаварийного приземления. Посадка же самолёта И-15бис с неубирающимися шасси небезопасна. Сел я с тремя «кульбитами», разбив самолёт. Сам отделался ушибами ног.

На другой день, 8 июля, командир нашей эскадрильи, герой Финской войны, майор Анатолий Нефёдов повёл нас на первую штурмовку немецкой мотомеханизированной колонны, вышедшей из Пярну на север, и получил тяжёлое ранение в голову.

Пришлось командира эвакуировать на И-15бис за бронеспинкой в фюзеляже, а Эскадрилье улететь на регламентные работы под Ленинград. Вернулись наши ребята 12 июля, уже в Таллин – на аэродром Лагсберг. Там мы находились до сдачи города фашистам. Никогда не забуду тяжёлых сентябрьских воздушных сражений 1941 года, когда Гитлер, стремясь уничтожить корабли Балтийского флота, прислал специальную группу лётчиков-пикировщиков. Это были самолёты Ю-87, Ю-88 и Ме-110. Действия их были приурочены к первому штурму города.

Мы базировались после прилёта из Таллина на единственном аэродроме в Кронштадте – Бычье поле и вошли в состав 71-го истребительного авиационного полка на самолётах И-153 («чайка») под командованием Алексея Коронца.

8 сентября 1941 года противнику удалось захватить город Шлиссельбург. Используя этот успех, гитлеровцы первую атаку (самолётами Ю-87, Ю-88 и Ме-110) провели в течение шести суток – с 12 по 17 сентября. Но не добились ощутимых результатов.

Мы же всем составом своей группы (36 И-15бис) с подвеской на самолёте четырёх фугасных авиабомб под прикрытием 36 «чаек», где ведущим был Алексей Коронец, наносили в этот период бомбо-штурмовые удары по войскам и технике, сосредоточенным в пушкинских парках.

Особо удачными и результативными были наши удары 12 сентября, когда нам удалось разгромить руководство фашистских войск и нарушить управление ими, после чего противник в панике стал отступать и вышел на ту линию фронта, которая и продержалась 900 блокадных дней. За эти успешные и весьма эффективные действия вся наша группа лётчиков была награждена орденами Красного Знамени, а мы с Алексеем Коронцом, как ведущие групп, получили по ордену Ленина.

Но награды наградами, а проза боевой нашей жизни была очень суровой. Ещё более жестоким был второй налёт группы фашистских асов – 21, 22 и 23 сентября 1941 года.

Противнику на этот раз удалось серьёзно повредить линкоры «Марат», «Октябрьская революция», несколько других кораблей. Однако и на этот раз им не была решена главная задача: корабли Балтийского флота продолжали оказывать существенную помощь своей артиллерией советским стойко оборонявшимся войскам – буквально до конца войны.

Эскадрилья, которой мне фактически пришлось командовать с октября 1941 года, принимала активное участие в прикрытии кораблей Ладожской флотилии, снабжавших Ленинград. А с 3 декабря 1941 года, когда начала действовать дорога по льду озера, вошедшая в историю, как «Дорога жизни», наши лётчики, не щадя себя, участвовали в развернувшихся в воздухе ожесточённых сражениях. «Дорога жизни», действовавшая 144 дня, спасла Ленинград от голода и холода!

Совершив свыше 400 боевых вылетов на старой авиатехнике (И-15бис, И-16) и сбив 7 фашистских самолётов, с января 1943 года я был назначен командовать 12-й отдельной эскадрильей, оснащённой самолётами МиГ-3, а с мая 1943 года, в возрасте 25 лет и в звании капитана, пришлось принять 13-й авиаполк, вооружённый самолётами Як-7Б и ЛаГГ-3. Это было большое доверие молодому командиру. И тут ещё – новый коллектив и новые задачи.

Наиболее сложной из этих задач было прикрытие истребителями ударных самолётов Ил-2, Пе-2, торпедоносцев А-20G. Но при всех этих трудностях моя боевая работа и здесь, в 13-м авиаполку сложилась удачно. За год лётчикам моего полка удалось сбить 178 самолётов противника (преимущественно истребителей) и ко Дню Военно-Морского флота получить наименование 14-го гвардейского полка. А мне 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Три раза меня сбивали. Три раза я на посадках делал вынужденные «кульбиты». 7 раз приходилось садиться на одно шасси из-за повреждений в бою систем выпуска шасси на Як-7...

Были и другие аварийные ситуации. Но всё это осталось позади.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Всем смертям назло. – Москва, 2000.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Личное дело
 Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР: 1946-1960. – Москва, 2007.
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.