Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Паращенко Феодосий Карпович

 
Паращенко Феодосий Карпович
05.04.1919 - 26.10.1978
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.09.1943 Медаль № 1735

    Памятники
  Памятный знак в Полтаве
  Мемориальная доска в Саратове
  На могиле


Паращенко Феодосий Карпович - командир звена 10-го гвардейского Краснознамённого авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса Авиации дальнего действия (АДД), гвардии капитан.

Родился 5 апреля 1919 года в селе Давыдово-Никольске ныне Новосветловского района Луганской области Украины. Украинец. Окончил 8 классов средней школы. Работал слесарем-наладчиком на Луганском станкостроительном заводе. В 1939 году окончил Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота.

В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Балашовскую школу военных лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. С сентября 1941 года до победы над гитлеровской Германией сражался в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания в интересах Верховного Главнокомандования, а также Западного, Ленинградского, Сталинградского, Воронежского, Центрального 2-го и 1-го Украинских, 3-го и 1-го Белорусских фронтов.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1735) гвардии капитану Паращенко Феодосию Карповичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за 259 успешных боевых вылетов на бомбардировщике "Ил-4", нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.

Всего за время войны гвардии капитан Паращенко произвел 388 успешных боевых вылетов.

После войны Ф.К. Паращенко продолжал службу в ВВС. В 1963 году уволился из рядов Советской Армии по состоянию здоровья. Полковник запаса. Жил в городе Энгельс Саратовской области, работал на комбинате химических волокон. Скончался 26 октября 1978 года.Похоронен в городе Саратов на Елшанском кладбище.

Награжден 2 орденами Ленина (1942, 18.09.1943), 4 орденами Красного Знамени (1942 - дважды, 1944, 1953), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1952), медалями "За боевые заслуги" (1947), "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За взятие Будапешта", "250-летие Ленинграда", "За безупречную службу" 1-й степени и четырьмя другими медалями, а также венгерским орденом "Красная Звезда" (1955).

В Саратове на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Тяжкой осенью сорок первого, когда враг рвался в глубь нашей страны, дальним бомбардировщикам часто приходилось действовать вместе с фронтовой авиацией в интересах наземных войск. Требовалось во что бы то ни стало остановить вражеские танковые армии, рвавшиеся к Ленинграду, Москве и Донбассу. Дальние бомбардировщики наносили удары по врагу только днём небольшими группами с малых высот и без прикрытия истребителями. Всё это требовало от экипажей огромного мужества.

В этих первых операциях участвовал и Феодосии Паращенко. В дневное время его экипаж совершал десятки боевых вылетов и в воздушных схватках с врагом сбил два вражеских истребителя "Ме-109". Позднее Паращенко в числе немногих самых опытных экипажей полка в условиях почти нелётной погоды принимал участие в штурмовых налётах на мотопехоту и танки противника, подходившие со стороны Орла к Туле.

С переходом полка на ночные боевые действия Паращенко быстро и в совершенстве овладел техникой слепого полёта и считался одним из лучших лётчиков, летавших на ответственные боевые задания в любых метеорологических условиях.

Много раз Паращенко водил свой двухмоторный бомбардировщик "Ил-4" на разведку погоды, освещение цели и для нанесения ударов по объектам глубокого тыла. Он участвовал в массированных налётах нашей авиации на Берлин и Будапешт, Варшаву и Данциг, Кенигсберг и Тильзит, Бреслау и Инстербург. Нередко возвращался с боевого задания на подбитом самолёте - "на честном слове", как говорили лётчики.

Так, например, было 18 июля 1942 года во время налёта на Кенигсберг. Самолёт попал в зону сильнейшего зенитно-артиллерийского огня противника. Когда штурман гвардии капитан Василий Сенатор сбросил бомбы на цель, прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя правый мотор, плоскости и фюзеляж бомбардировщика были изрешечены осколками. И всё-таки лётчик сумел вырваться из лап смерти. На одном моторе он покрыл тысячекилометровое расстояние и произвёл посадку на своём аэродроме.

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.