Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Щербина Николай Семёнович

 
Щербина Николай Семёнович
23.01.1920 - 28.02.1981
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 4608

    Памятники
  Памятный знак в Енакиево
  Аллея Славы в Запорожье


Щербина Николай Семёнович – заместитель командира эскадрильи 36-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (202-я Средне-Донская Краснознаменная бомбардировочная авиационная дивизия имени Верховного Совета Татарской АССР, 4-й Львовский бомбардировочный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 23 января 1920 года в городе Дебальцево ныне Донецкой области в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества при машиностроительном заводе. Работал модельщиком на этом же заводе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. С первого дня войны – в действующей армии. Воевал на Юго-Западном, Северо-Западном, снова на Юго-Западном, 1-м Украинском фронтах в должностях пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи. Летал на пикирующем бомбардировщике Пе-2. До конца ноября 1941 года воевал в составе 260-го бомбардировочного авиационного полка, затем – в составе 514-го (с 22 ноября 1942 года – 36-й гвардейский) бомбардировочного авиационного полка.

Уже в первых воздушных боях Н.С.Щербина проявил высокое летное мастерство, мужество и отвагу. За совершение 47 успешных боевых вылетов в октябре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. В июне 1943 года направлен на курсы усовершенствования командного состава, после окончания которых в августе 1944 года вернулся в свой полк.

К середине сентября 1944 года Н.С.Щербина совершил 169 успешных боевых вылетов, из них 55 – на разведку колонн, скоплений войск и техники, коммуникаций и аэродромов противника. При выполнении боевых заданий неоднократно вступал в воздушные бои с истребителями противника и подвергался обстрелам вражеской зенитной артиллерии, но всегда возвращался на родной аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Щербине Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны гвардии капитан Н.С.Щербина совершил 198 успешных боевых вылетов. После войны продолжил службу в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. Служил в авиационных частях Прибалтийского, Прикарпатского, Одесского военных округов в должности командира эскадрильи.

С 1959 года подполковник Н.С.Щербина в запасе. Жил и работал в городе Запорожье (Украина).

Умер 28 февраля 1981 года. Похоронен в городе Дебальцево Донецкой области (Украина).

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (07.07.1942, 28.02.1943), орденом Александра Невского (15.05.1945), 2 орденами Красной Звезды (27.11.1941, …), медалями.

Именем Героя названа улица в городе Дебальцево Донецкой области.

Из наградного листа на Н.С.Щербину:

«Один из бесстрашных летчиков полка гвардии старший лейтенант Щербина начал свою боевую деятельность с первых дней Великой Отечественной войны, с 22 июня 1941 года. Когда послышались раскаты орудийных выстрелов на наших западных границах, когда первый немец вступил на нашу священную землю, тогда Щербина стал летать на самолете Пе-2 и громить немецко-фашистских захватчиков.
Большой боевой путь он прошел за три года Отечественной войны, совершив 169 успешных боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники немецко-фашистских захватчиков. Из них 55 боевых вылетов на разведку, 10 вылетов на «охоту», 70 вылетов ведущим групп, 34 вылета ведомым.
Итогом боевой работы т. Щербина являются 47 уничтоженных им лично немецких автомашин, 9 самолетов, 12 танков, 2 ж.д. эшелона, 2 паровоза, 12 вагонов, 60 повозок с военным имуществом, до 200 солдат. Подавлен огонь 4 батарей противника и много другой техники врага.
Все боевые задания командования выполняет отлично, что подтверждено фотоснимками и экипажами.
Отличный летчик, способный выполнять любые задания командования в любых метеоусловиях и на разных высотах.
Закаленный в жестоких боях, не щадя своих сил, презирая страх и опасность для жизни, беспощадно громит немецко-фашистских захватчиков. В исключительно трудные дни для Родины, когда опьяненный успехами враг пытался захватить столицу нашей Родины – Москву, т. Щербина, защищая этот мудрый исторический и для всего народа любимый город, совершил 67 успешных боевых вылетов, уничтожив десятки автомашин, танков и другой техники врага.
Не раз Щербина попадал в опасные для жизни моменты, но никакие преграды не смогли устоять перед отважным летчиком, гордым соколом Сталинской авиации, которого партия позвала на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья Советского народа.
Воспитанный в духе ненависти к немецкому фашизму, он не знал, что перед ним встретятся такие трудности, которые он не преодолеет. И самые ответственные, самые серьезные задания поручались т. Щербина и он их отлично выполнял.
18.1.43 года, получил задание по разведке населенных пунктов Белолуцк, станция Босый, Сватово, Новопсков и аэродром Старобельск с задачей установить движение войск и мотомехчастей противника по дорогам и скопление их в населенных пунктах и установить количество самолетов на аэродроме Старобельск.
Быстро проложив маршрут, бреющим полетом пошел Щербина выполнять задание. Много трудностей встретилось на пути: плохая погода и сильный заградительный огонь противника. Достигнув цели, Щербина начал передавать по радио на КП командующего армией: «15.00 станция Босый – 2 ж.д. эшелона, 1 эшелон 50, второй 30 крытых вагонов. Бомбардировал. Разрушил ж.д. полотно, повреждено станционное здание. По дороге от станции Босый на совхоз Красноармейский смешанная колонна войск противника до полка. В населенном пункте Сватово – большое скопление войск и автомашин. По дороге Сватово – Старобельск колонна автомашин в движении более 100 единиц. Обстрелял из пулеметов, уничтожено и повреждено 12 автомашин и до 60 солдат и офицеров.
15.15 аэродром Старобельск, 15 Ме-109 и 8 двухмоторных самолетов. Обстрелян зенитно-пулеметным огнем, одна пулевая пробоина в конце элерона. От города Евсуг по дороге на Старобельск до 50 автомашин в движении. По дороге от Черемхово на Лозовая до 50 автомашин, преимущественно легковые. Погода: от Кантемировки Н=300 метров, видимость до 2-х км, от Ровеньки высота облачности 25 метров, видимость плохая.»
Так выглядели разведданные одного полета т. Щербина в сложных метеоусловиях. Благодаря своевременного донесения, наземные войска могли быстро принимать соответствующие решения для наступления, разгадывать замыслы врага и обрушивать всю огневую мощь для уничтожения живой силы и техники врага.
Исключительное летное мастерство и героизм отважного питомца военной авиации давали возможность т. Щербина выполнять самые сложные и ответственные задания командования. Не один раз самолет т. Щербина был сильно поврежден от зенитной артиллерии противника, но несмотря на сложность в управлении самолетом, он продолжал выполнять порученное ему задание. 22 февраля 1943 года т. Щербина получил задание произвести разведку в районе Красноармейское, установить движение войск по шоссейным дорогам, линию соприкосновения наших войск с противником и на каком направлении подтягиваются резервы противника к линии фронта.
Уяснив задачу, Щербина бреющим улетел выполнять задание. Достигнув цели, передает по радио: «16.55 высота 15-20 метров, Беззаботовка и Новобеззаботовка 15 танков, 10 автомашин и до роты пехоты. По дороге Снежовка на Александровка в движении 25 крытых автомашин с пехотой и с артиллерией на прицепах. В пунктах Марьяновка, Новознаменка, Новопетровка большое скопление войск и мотомехчастей и танков.
17.00 в районе Васи – Николаевка 6 танков, 12 автомашин и до взвода пехоты. Из танков обстрелян пушечным огнем. Снарядом поврежден самолет: разбита турель и фонарь самолета, снаряд разорвался в кабине сзади штурмана, штурман ранен и контужен. Разбиты приборы в кабине. Продолжаю выполнять задание.
17.02 из Гришино на Славинск в движении автоколонна, 60 крытых машин с пехотой.
17.05 из Доброполье на Александровка движение колонны до 40 автомашин.
17.10 над Красноармейские Рудники обстрелян ЗА, двумя снарядами поврежден самолет. Перебита гидросистема шасси и разбит руль глубины».
Выполнив задание, Щербина без помощи штурмана возвращается домой. Израненная машина плохо слушается летчика. Выбрав место в стороне, чтобы не загромождать посадочной полосы, отлично сажает Щербина машину на фюзеляж. На торжественном вечере, посвященном дню Красной Армии, т. Щербина командующим армией была объявлена благодарность.
При выполнении боевых заданий не один раз приходилось ему отражать атаки немецких истребителей и не раз с ними он вел воздушные бои.
10.1.42 года на СЗФ Щербина получил задание на разведку в район Рамушево с высоты 3000 метров сфотографировать Рамушево и переправу через реку Ловать.
Фотографируя р-н Рамушево, обнаружил переправлявшиеся войска противника и немедленно сообщил по радио. При дальнейшем продолжении полета был атакован 8 истребителями противника. Используя облачность, которая была 5-6 баллов, начал уходить от истребителей. При вторичной атаке один Хе-113 был сбит штурманом. И один самолет был сбит в беспорядочных атаках своими истребителями, так как Щербина, умело маневрируя, ускользал от прицельного огня истребителей. Выполнив задачу, ушел от истребителей противника, которые потеряли два самолета, не причинив ему никакого вреда.
За отличное выполнение боевых заданий Щербина награжден двумя боевыми орденами «Красное Знамя» и орденом «Красная Звезда».

ВЫВОД: За мужество, отвагу и геройство при выполнении боевых заданий командования по разгрому немецко-фашистских захватчиков, достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 36 гвардейского бомбардировочного авиационного полка
гвардии майор Мирошник

21 сентября 1944 года.»


12 января 1945 года в районе города Буско-Здруй (ныне Свентокшиское воеводство, Польша) самолет Н.С.Щербины был подбит огнем наземных войск противника и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. В течение пяти дней экипаж в тылу врага уходил от преследования, пересек линию фронта и благополучно вернулся в свою часть. Уже на следующий день летчики вылетели на очередное задание.

В послевоенное время Н.С.Щербина неоднократно образцово выполнял сложные служебные задания. В 1953 возглавил эскадрилью по переучиванию курсантов Кировоградского военного авиационного училища на реактивный бомбардировщик Ил-28. С 1955 года ежегодно принимал участие в учениях ВВС и ПВО с реальным бомбометанием. В 1958 году эскадрилья гвардии подполковника Н.С.Щербины первой во фронтовой бомбардировочной авиации была подготовлена для бомбометания управляемой авиабомбы УБ-2Ф. На инспекторской проверке Министерства обороны все 9 экипажей эскадрильи при бомбометании управляемой бомбой УБ-2Ф получили отличные оценки. Отклонение бомб от центра условной цели составило от 0 до 12 метров.

Биография предоставлена Олегом Кожухарем

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976
 Подвигом славны твои земляки. - Запорожье: 1962
 Трокаев А.А. Герои пламенных лет. Донецк: Донбас, 1985