Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Маношин Константин Васильевич

Маношин Константин Васильевич

24.05.1917 - 23.08.1971

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 4166

Орден Ленина № 19284

 Маношин Константин Васильевич – штурман  64-го гвардейского  истребительного  авиационного Оршанского Краснознаменного полка (4-я гвардейская истребительная  авиационная Оршанская дивизия, 1-й гвардейский  истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии майор.

Родился  24 мая 1917 года в поселке Суксун, ныне поселок городского типа Пермского края, в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов. Призван в армию в 1935 году. В 1938 году окончил Энгельсское военное авиационное училище.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с  сентября 1942 года.

Летчик-истребитель К.В.Маношин сражался в 271-м (с 18.03.1943 года – 64-м гвардейском) истребительном авиационном полку 274-й (с 18.03.1943 года – 4-й гвардейской) истребительной дивизии на Калининском, Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, снова 1-м Прибалтийском, снова 2-м Прибалтийском, Ленинградском, 1-м Белорусском фронтах. Летал на истребителях Як-7Б, Як-9, Як-3.

К 11 июля 1944 года выполнил 132 боевых вылета, провел 38 воздушных боев, в результате которых сбил 15 самолетов противника. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм,  проявленные в воздушных боях, за сбитые 15 самолетов противника  Маношину Константину Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза  с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны  на боевом счету гвардии подполковника К.В.Маношина было 16 самолетов, сбитых лично, и 5 – в группе.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1964 года полковник К.В.Маношин – в   запасе. Жил в Воронеже. 

Скончался 23 августа 1971 года. Похоронен на Левобережном кладбище в Воронеже. Именем Героя названы улица и переулок в поселке Суксун.

Награжден  орденом Ленина (26.10.1944), 2 орденами  Красного Знамени (6.02.1943; 19.07.1943), орденами Суворова 3-й степени (6.11.1943), Александра Невского (30.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (6.11.1944), Красной Звезды, медалями. 


 К.В.Маношин начал свою боевую деятельность на Калининском фронте. В составе 3-й воздушной армии участвовал в Великолукской наступательной операции (24 ноября 1942 – 20 января 1943 года),  где истребители его дивизии прикрывали наземные войска 3-й ударной армии и действия штурмовиков, поддерживавших ее наступление на великолукском направлении, блокировали  окруженную в Великих Луках группировку противника и способствовали освобождению города Великие Луки. В ходе этой операции К.В.Машошин сбил первые 2 самолета.

На Брянском фронте участвовал в  составе 15-й воздушной армии в битве на Курской дуге, где 15-я воздушная армия действовала  в интересах Центрального фронта, с 5 по 11 июля 1943 года прикрывая наземные войска его правого крыла в оборонительных боях на ольховатском и поныревском направлениях.

С 12 июля по 18 августа 1943 года участвовал в завершающей фазе Курского сражения – Орловской наступательной операции «Кутузов», в которой его дивизия поддерживала войска 3-й, 63-й и 3-й гвардейской танковой армии, обеспечивала действия бомбардировщиков и штурмовиков,  вела воздушные бои, стремясь завоевать господство в воздухе.
13 июля К.В.Маношин достиг выдающегося успеха, за один день сбив 5 самолетов противника.

В составе 15-й воздушной армии участвовал также в Брянской наступательной операции (1 сентября – 3 октября 1943 года), где его дивизия поддерживала войска 2-го кавалерийского корпуса при прорыве обороны противника, форсировании реки Десна, преследовании отступающего противника. 

В конце октября 1943 года 1-й гвардейский истребительный авиакорпус был переведен на 2-й, а 24 ноября 1943  года – на 1-й Прибалтийский фронт.

В составе 3-й воздушной армии К.В.Маношин участвовал в Городокской наступательной операции (13 – 31 декабря 1943 года), где сопровождал штурмовики 3-го штурмового авиакорпуса, поддерживавшие наземные войска 11-й гвардейской армии в успешном завершении разгрома вражеской группировки и освобождении города Городок Витебской области Белоруссии.

С 3 февраля по 13 марта 1944 года участвовал в Витебской наступательной операции, где также прикрывал действия штурмовиков, обеспечивавших разгром Витебской группировки противника. 

С 25 марта по 5 апреля 1944 года 1-й гвардейский истребительный авиакорпус перебазировался на тыловой аэродром для доукомплектования личным составом и боевой техникой, после чего прибыл на 3-й Белорусский фронт.

В составе 1-й воздушной армии К.В. Маношин участвовал в Белорусской стратегической операции «Багратион» – в Витебско-Оршанской (23 – 28  июня 1944 года) наступательной операции. В ее ходе 1-й гвардейский истребительный авиакорпус поддерживал войска 11-й гвардейской армии и 2-го гвардейского танкового корпуса, наступавших на Оршанском направлении и 27 июня освободивших город Орша Витебской области, за что его полк и дивизия получили наименование Оршанских.

Затем участвовал в Минской наступательной операции (29 июня – 4  июля 1944 года) и в освобождении столицы Белоруссии  Минска.

С 5 по 16 июля 1944 года участвовал в Вильнюсской наступательной операции и освобождении города Гродно (Белоруссия).

С 16 июля 1944 года  1-й гвардейский истребительный авиакорпус  снова был переведен на 1-й Прибалтийский фронт. 

С 22 по 31 июля принимал участие в Шяуляйской наступательной операции, прикрывая наступление 3-го гвардейского механизированного корпуса. При содействии  4-й гвардейской истребительной авиадивизии был освобожден город Шяуляй (Литва).

С 14 по 27 сентября  К.В.Маношин принимал участие в Рижской наступательной операции, затем с 5 по 22 октября 1944 года – в Мемельской наступательной операции, в ходе которой войска 1-го Прибалтийского фронта во взаимодействии с 39-й армией 3-го Белорусского фронта при активной поддержке авиации 3-й воздушной армии разгромили мемельскую группировку противника, в течение шести дней продвинулись на 130 км и 12 октября 1944 года вышли на побережье Балтийского моря, отрезав Прибалтийскую группу армий «Север» врага  от Восточной Пруссии. Она закрепилась на Курляндском полуострове (Латвия).
1-й гвардейский истребительный авиационный корпус с начала наступления завоевал господство в воздухе и удерживал его, надежно прикрывая войска 5-й гвардейской танковой, 4-й ударной и 43-й армий, действовавших на главном направлении фронта.

Вплоть до конца марта 1945 года на 1-м Прибалтийском, а затем Ленинградском фронте К.В.Маношин участвовал в боях по разгрому Курляндской группировки противника

В первой половине апреля 1945 года 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус  был переведен на Берлинское направление и вошел в оперативное подчинение 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. 

С 16 апреля по 8 мая 1945 года К.В.Маношин участвовал в Берлинской наступательной операции, в ходе которой его корпус обеспечивал боевые действия бомбардировщиков Ту-2 6-го бомбардировочного авиационного корпуса.
Этот корпус в целях обеспечения прорыва обороны противника 1-й танковой армией и содействия успешному наступлению войск 8-й гвардейской армии массированными бомбардировочными ударами разрушал опорные пункты, подавлял огневую систему и уничтожал живую силу в опорных пунктах Фридерсдорф, Зеелов, Дольгелин, Либбенихен, Герльсдорф, Дидерсдорф, Лицен и на железнодорожной станции Зеелов.

21 апреля началось сражение за Берлин. Авиация 16-й воздушной армии переключилась на нанесение ударов по войскам противника в Берлине. 
25 апреля 1945 года по приказу командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза Г.К.Жукова были нанесены два массированных авиационных удара по оборонявшимся в Берлине войскам противника.
В первом ударе участвовало 896 самолетов (из них 413 бомбардировщиков и 483 истребителя); во втором – 590  самолетов, в том числе 267 бомбардировщиков и 323 истребителя. 6-й бомбардировочный авиационный корпус поднял в воздух 18 девяток — 162 самолета Ту-2. Для непосредственного сопровождения бомбардировщиков от 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса вылетало 137 экипажей, в том числе 55 Ла-5 3-й гвардейской истребительной авиадивизии  и 82 Як-3 4-й гвардейской истребительной авиадивизии, которую возглавлял ее командир гвардии генерал-майор авиации В.А.Китаев.
Полки вели их командиры гвардии подполковники A. А. Сурков, М. Н. Зворыгин, В. А. Яманов, Герои Советского Союза гвардии майоры В. А. Луцкий, А. П. Шишкин, И. П. Витковский. Эскадрильи возглавляли Герои Советского Союза В. А. Орехов, В. А. Савельев, А. Я. Баклан, А. М. Числов, П. И. Муравьев, К. В. Маношин, B. Н. Кубарев, А. Г. Кулиев, Н. Ф. Денчик, А. П. Кондрашов и другие прославленные летчики.
25 апреля 1945 г. был последним днем боевых действий частей корпуса. Противник не имел уже аэродромов и горючего, не в состоянии был оказывать противодействие нашей авиации, и поэтому истребители остались без «работы». Корпус находился в готовности к вылету, но полетов не производил.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Гвардии майор Маношин К.В. принимает участие в Отечественной войне в составе 64-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка с 18 сентября 1942 года. За это время он произвел 132 боевых вылета, провел 38 воздушных боев, в результате которых сбил 15 самолетов противника: Ю-88 – 3, Ме-109 – 2, ФВ-190 – 9,5.
Все сбитые самолеты подтверждены командованием наземных войск. Кроме того, подбил 2 истребителя и 2 бомбардировщика противника.

Гвардии майор Маношин – тактически грамотный воздушный боец и командир. Имея колоссальный опыт воздушного боя, повседневно умело передает его молодому летному составу, раскрывает перед ним тактику противника и ей противопоставляет свою наступательную тактику, испытанную в боях и принесшую ему 15 воздушных побед. В боевой подготовке молодого летного состава тов. Маношин уделяет большое внимание штурманской подготовке, технике пилотирования, ведению воздушного боя парой, взаимодействию в бою и прикрытию  бомбардировочной и штурмовой авиации.

Летным составом эскадрильи, командиром которой был тов. Маношин, уничтожено в воздушных боях 56 самолетов противника при своих потерях – 9 самолетов, прикрыто более 3500 боевых вылетов штурмовиков и бомбардировщиков, которые не имели ни одной потери от истребителей противника и всегда отлично выполняли свои боевые задания. 
Тов. Маношин ввел в строй 14 молодых летчиков без нарушения общего ритма боевой работы эскадрильи, в том числе одного Героя Советского Союза.
Тов. Маношин – исключительно смелый и решительный защитник Родины. В тяжелые дни боев на Брянском фронте он производил по 4 – 5 боевых вылетов в день и каждый раз вел ожесточенные воздушные бои со значительно превосходящими по численности силами противника. Несмотря на это, истребители под его командованием всегда выходили победителями.

Наиболее характерные бои, которые показывают тов. Маношина как героя и доблестного защитника Родины, происходили на Брянском фронте.

8 июня 1943 года 8 Як-7 под командованием тов. Маношина вылетели на блокировку аэродрома Леженки (район города Орел). Над целью группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и 8 истребителями противника. Высота облачности 800-1000 метров сильно ограничивала маневренность, но тов. Маношин, умело использовал облачность, сквозь заградительный огонь прорвался к цели и в течение 6 минут блокировал аэродром, чем дал возможность штурмовикам выполнить боевую задачу. В бою с истребителями лично сбил один  Ме-109Ф и помог своему ведомому уничтожить еще один Ме-109Ф.

13 июля 1943 года 8 Як-7 под командованием тов. Маношина прикрывали боевые действия 18 Ил-4. В районе цели на бомбардировщики набросились 20 ФВ-190. В результате воздушного боя группа сбила 7 ФВ-190 и обеспечила бомбардировщикам эффективное бомбометание. В этом бою тов. Маношин лично сбил три  и подбил один ФВ-190. Наши бомбардировщики и истребители без потерь возвратились на свои аэродромы.
Во втором вылете 10 Як-7, прикрывая наземные войска, встретили 27 Ю-88 под прикрытием 30 ФВ-190. На подходе к цели противник был внезапно атакован нашими истребителями. Внезапность ошеломила бомбардировщиков, которые, сбросив бомбы вне цели, начали спасаться бегством, потеряв при этом два Ю-88. Последующий бой шел с истребителями противника. Несмотря на его тройное превосходство, группа тов. Маношина сбила 3 и подбила 4 ФВ-190. Остальные вышли из боя и ушли на запад. Лично тов. Маношин в этом бою сбил один Ю-88, один ФВ-190 и подбил один ФВ-190.  Наши потери – один самолет, летчик которого спасся с парашютом.

19 июля 1943 года 12 Як-7, прикрывая наземные войска, вступили в бой с 30 ФВ-190. В 10-минутной схватке группа сбила 5 ФВ-190, из которых одного сбил тов. Маношин. Остальные стервятники поспешно вышли из боя и ушли на запад.

На 1-м Прибалтийском фронте тов. Маношин провел 4 воздушных боя в чрезвычайно сложных метеоусловиях (высота облачности до 200 метров, видимость  2 – 3  километра) и сбил лично один и в паре один ФВ-190.

Боевым самолетом владеет в совершенстве. В боях неутомим, его ненависти к врагу нет предела, он всегда рвется в бой, ищет противника, навязывает ему бой и всегда выходит победителем.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявление при этом мужества, геройства и отваги, за уничтожение 15 самолетов противника достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Исполняющий должность командира 64 гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка гвардии майор Муравьев
11 июля 1944 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. - М.: Воениздат, 1974