Шпильков Григорий Андреевич – летчик 74-го гвардейского штурмового авиационного Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии младший лейтенант.
Родился 25 декабря 1922 года в деревне Бирюковка Большесолдатского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. С 1937 года работал в машинно-тракторной станции (МТС) села Большое Солдатское механиком.
Призван в армию в мае 1941 года. Был направлен в 1-ю учебную эскадрилью Гражданского Воздушного Флота, где получил первоначальную летную подготовку. В июне 1942 года был направлен а 14-ю военную авиационную школу пилотов (город Чебоксары, ныне Республика Чувашия). После окончания школы в октябре 1942 года направлен в 46-й запасной авиационный полк (город Алатырь, Чувашия), где проходил дальнейшее обучение в качестве слушателя. По окончании обучения в апреле 1943 года прибыл на Южный фронт в 77-й гвардейский авиационный полк 2-й гвардейской ночной бомбардировочной дивизии.
На Южном (с 20 октября 1943 года – 4-м Украинском) фронте совершал боевые вылеты на самолете У-2 (в 1944 году переименованном в По-2) на бомбардировку скоплений войск и техники противника и военных объектов. Принимал участие в составе 8-й воздушной армии в Миусской (17 июля – 2 августа 1943 года), Донбасской стратегической (13 августа – 22 сентября 1943 года) и Мелитопольской (26 сентября – 5 ноября 1943 года) наступательных операциях. За 130 совершенных боевых вылетов был в октябре 1943 года награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. К январю 1944 года имел на своем счету 215 боевых вылетов на самолете У-2.
С января по апрель 1944 года в 10-м учебно-тренировочном авиационном полку в городе Большой Токмак (ныне – Токмак) Запорожской области, Украина, проходил переобучение на штурмовик Ил-2.
С апреля 1944 года – в 74-м гвардейском штурмовом авиационном полку 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии на 3-м Белорусском фронте.
В составе 1-й воздушной армии принимал участие в Белорусской стратегической операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года), в том числе Витебско-Оршанской (23 – 28 июня), Минской (29 июня – 4 июля), Вильнюсской (5 – 20 июля) и Каунасской (27 июля – 28 августа) наступательных операциях; Гумбиннен-Гольдапской наступательной операции (16 – 30 октября 1944 года); Инстербургско – Кёнигсбергской (13 – 27 января 1945 года) и Кёнигсбергской (6 – 9 апреля 1945 года) наступательных операциях – этапах Восточно-Прусской стратегической операции; Земландской наступательной операции (13 – 25 апреля 1945 года).
К концу Великой Отечественной войны совершил 317 боевых вылетов (215 на самолете По-2 и 102 на самолете Ил-2). Уничтожил и повредил 12 танков, 91 автомашину, 11 батарей полевой и зенитной артиллерии, 1 паровоз, 30 вагонов, 16 точек малокалиберной зенитной артиллерии, 5 складов боеприпасов и горючего, 45 повозок, 2 самоходных орудия, 1 прожектор, 1 бензозаправщик, 3 бронетранспортера. Создал 49 очагов пожара и взрывов в местах скопления войск противника, истребил около 500 вражеских солдат и офицеров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Шпилькову Григорию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1946 года старший лейтенант Г.А.Шпильков – в запасе. Работал в системе Аэрофлота в аэропортах Ташкента, Бугуруслана, с 1963 года – Курска. С 1966 года работал в Курской областной организации ДОСААФ.
Скончался 30 июля 1990 года. Похоронен в Бирюковке Большесолдатского района.
Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (19.7.1944; 29.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (2.04.1945; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (7.10.1943), Славы 3-й степени (2.11.1944), медалями.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза
Тов. Шпильков на фронтах Отечественной войны с 10 апреля 1943 года. За время Отечественной войны произвел 215 боевых вылетов на самолете По-2 ночью, за что был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Боевой путь летчика-штурмовика начал на 3-м Белорусском фронте в июне 1944 года, где за этот период произвел 102 успешных боевых вылета на самолете Ил-2.
Активный участник освобождения Белоруссии, Литвы, овладения Восточной Пруссией.
Мужественный, безгранично храбрый и отважный летчик-штурмовик, имеет неутомимое желание как можно больше летать на выполнение боевых заданий, на разгром врага.
Отличная техника пилотирования, смелый и грамотный противозенитный маневр, дерзость и решительность при отражении атак вражеских истребителей, высокая эффективность в поражении заданной цели – обеспечивали тов. Шпилькову успех при выполнении боевых заданий.
На своем личном боевом счету тов. Шпильков имеет уничтоженными и поврежденными: 12 танков, 91 автомашину, 11 батарей полевой и зенитной артиллерии, 1 паровоз, 30 вагонов, 16 точек малокалиберной зенитной артиллерии, 5 складов боеприпасов и горючего, 45 повозок, 2 самоходных орудия, 1 прожектор, 1 бензозаправщик, 3 бронетранспортера. Создал 49 очагов пожара и взрывов в местах скопления войск противника, убил около 500 гитлеровцев.
Проявил мужество и героизм при выполнении боевого задания в ночь с 19 на 20 августа 1943 года на самолете По-2. Ему была поставлена задача разбомбить железнодорожный эшелон противника с горючим на станции Чистяково (Донбасс). Тов. Шпильков тщательно изучил цель и противовоздушную оборону противника в районе цели. Отыскав цель, он с высоты 500-600 метров сбросил бомбы, эшелон загорелся. Пожар был виден на расстоянии 10 – 15 километров. При проверке результатов бомбардирования было установлено, что сгорело 7 – 8 цистерн с горючим.
23 июня 1944 года тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал артиллерию на огнвых позициях и скопление автомашин в районе Лесирщики – Шабаны. Над целью группу атаковали 8 Ме-109, которые пытались не допустить к цели штурмовиков. Тов. Шпильков метко сбросил бомбы по артбатарее и подавил ее, после чего вступил в воздушный бой с истребителями противника, отбивая их атаки от своих боевых товарищей. Своими умелыми действиями группа подавила огонь артиллерии, мешавший продвижению наших наземных войск, и без потерь возвратилась на свой аэродром.
25 июня 1944 года тов. Шпильков в составе 7 Ил-2 атаковал танки, автомашины и пехоту противника в районе перекрестка шоссейных дорог Орша-Витебск и Смоленск-Борисов.
Над целью группа подверглась ожесточенному обстрелу зенитной артиллерией и из танков. Но, метко сбросив бомбы в расположении танков, тов. Шпильков прямым попаданием бомбы взорвал склад боеприпасов и повредил 1 танк. Своими дерзкими и решительными действиями группа разбила мост через реку Оршанка, не дав возможности врагу переправляться на западный берег. Группа без потерь и повреждений возвратилась на свой аэродром.
26 июня 1944 года тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал скопление автомашин и танков, а также переправу через реку Плисса в районе Тростянка, Малявка. В результате группа уничтожила 15 автомашин, создала 3 очага пожара, сожгла 1 танк, разбила мост через реку Плисса. Лично тов. Шпильков уничтожил 3 автомашины, создал 1 очаг пожара, сопровождаемый взрывом. Над целью группу атаковали 12 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою группа сбила 1 Ме-109, после чего вражеские истребители атаки прекратили, а группа, успешно выполнив задание, без потерь возвратилась на свой аэродром.
4 июля 1944 года тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал скопление автомашин и пехоты противника в районе окруженной группировки противника восточнее Минска. Несмотря на противодействие малой зенитной артиллерии и ружейно-пулеметного огня, группа уничтожила 28 автомашин, повредила 20 автомашин, убила до 300 солдат и офицеров противника. Лично тов. Шпильков сжег 9 автомашин и огнем из пушек и пулеметов убил до 50 гитлеровцев.
16 октября 1944 года тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал артиллерию противника в районе Шукле-Мисвице. Цель прикрывалась большим количеством зенитной артиллерии. Дерзкими и решительными действиями группы был подавлен огонь 2 артбатарей. Создано 3 очага пожара, было убито до 15 гитлеровцев. В этот же день тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал скопление артиллерии и автомашин противника в районе Руссен – Шмильген. Над целью группа подверглась ожесточенному обстрелу зенитной артиллерией и нападению 8 Ме-109. Отбивая атаки вражеских истребителей, группа отлично выполнила боевое задание, при этом сбила 1 Ме-109, уничтожила 5 втомашин, создала 5 очагов пожара и взорвала крупный склад боеприпасов.
22 октября 1944 года тов. Шпильков в составе пары Ил-2 вылетел на разведку войск противника в район Гумбиннен. Над целью штурмовики были атакованы 4 Ме-109. Отбиваясь от атак вражеских истребителей, пара отлично выполнила боевое задание, привезя командованию ценные разведданные. В этом воздушном бою был сбит 1 Ме-109, штурмовики без потерь возвратились на свой аэродром.
7 апреля 1945 года тов. Шпильков в составе 6 Ил-2 атаковал живую силу, артиллерийско-минометные батареи, доты и дзоты на северном берегу реки Прегель на южной окраине Кенигсберга. Тов. Шпильков обнаружил большое скопление артиллерии и живой силы и доложил об этом ведущему группы. Вся мощь огня группы была направлена на эту цель. Тем самым группа обеспечила продвижение наступающим войскам. Лично тов. Шпильков уничтожил 1 батарею зенитной артиллерии, создал 1 очаг пожара и убил до 10 солдат и офицеров противника.
20 апреля 1945 года группа в составе 5 Ил-2 атаковала танки, самоходные орудия и живую силу противника на юго-западном берегу залива Фриш-Хафф в районе детского курорта. Несмотря на сильное противодействие зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, группа уничтожила 2 танка, 5 автомашин, подавила огонь 2 батарей полевой артиллерии, взорвала склад с боеприпасами, убила до 60 гитлеровцев. После успешных штурмовых атак группы наши наземные войска продвинулись вперед. Рация наведения дала хорошую оценку работе группы.
За активное участие в освобождении Донбасса, низовья Днепра, Крыма, Белоруссии и Литвы, за проявленную доблесть, мужество и героизм прирагроме Восточно-Прусской группировки противника, за произведенные 215 успешных боевых вылетов на самолете По-2 и 102 успешных боевых вылета на самолете Ил-2 тов. Шпильков достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 74 гвардейского штурмового авиационного Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Смильский
12 мая 1945 года