Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Шмагин Николай Александрович

 
Шмагин Николай Александрович
08.03.1923 - 21.09.1991
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 17.06.1961 Медаль № 9989
Орден Ленина № 944991

    Памятники
  Надгробный памятник


Шмагин Николай Александрович – бригадир мотористов ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 8 марта 1923 года в селе Якиманское, ныне Солнечногорского района Московской области. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Химках. С 1940 года работал учеником слесаря на Химкинском заводе №84.

В годы Великой Отечественной войны с апреля 1942 года работал мотористом на Химкинском заводе № 301, вернувшемся из эвакуации из Новосибирска. Участвовал в выпуске истребителей Як-1, Як-7 и деталей ЛаГГ-3.

С 1949 года работал в испытательном комплексе на заводе №456 (ныне - НПО “Энергомаш” имени академика В.П.Глушко, город Химки Московской области). С 1949 года - моторист, с 1959 года - бригадир мотористов, с 1965 года - механик-испытатель.

С 1955 года на реконструированном стенде №1 участвовал в доводочных испытаниях жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) РД-107 и РД-108, предназначавшихся для межконтинентальной двухступенчатой ракеты Р-7. Испытанные двигатели разработки ОКБ-456 стояли в 1957 году и на первой межконтинентальной баллистической ракете, и на ракете, которая вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. В 1960 году доводка ЖРД РД-107 и РД-108 была закончена, и началось их серийное производство на заводе в городе Куйбышев (ныне – Самара).

С 1959 года в должности бригадира испытательного стенда №1 участвовал в отработке двигателя РД-111 на паре компонентов "жидкий кислород + керосин". Двигатель предназначался для новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9.

В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и заводской практике бригадой Шмагина была отработана методика повторных испытаний без съёма двигателя со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива. Освоена технология переохлаждения жидкого кислорода. Преодолевая различные технические трудности, работники стенда №1 успешно за 2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и ОКБ-456 сдало его в серию.

12 апреля 1961 года трехступенчатая ракета-носитель доставила на околоземную орбиту космический корабль «Восток», на борту которого находился первый космонавт Ю.А.Гагарин. На трехступенчатой ракете-носителе на каждом из блоков I ступени был установлен четырехкамерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107, а на II ступени — четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен однокамерный жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя рулевыми соплами. Эти двигатели были испытаны и доведены до идеального рабочего состояния бригадой механика-испытателя Шмагина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство Шмагину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1959 по 1965 год участвовал в испытаниях и доводке двигателей для боевых ракет Р-14, Р-16 и Р-36.

10 марта 1964 года на стенде №1 состоялось первое испытание двигателя РД-253 с "закрытым" выхлопом, которое проводил Н.А. Шмагин. В течение 11 лет продолжались испытания двигателей на штатных компонентах топлива. На нём получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты "Протон", двигатели РД-263 и РД-268 для боевых ракет.

В 1967 году был назначен исполняющим обязанности начальника участка жидкого кислорода (ЖКУ), а с 1970 по 1986 годы являлся руководителем этого участка. В этой должности участвовал в испытаниях двигателей РД-263, а с начала 1974 года - сверхмощного ЖРД РД-170. В 1977-78 годах он участвовал в создании газогенератора будущего большого двигателя в составе установки 3УК, в 1978-79 годах – в отработке полноразмерного автономного турбогенератора ТНА в составе установки 6УК.

В 1980-х годах застал ещё создание и испытание двигателей РД-180, РД-171М.

Избирался депутатом Химкинского городского Совета.

С 1986 года – на пенсии.

Умер 21 сентября 1991 года. Похоронен в городе Химки Московской области на Машкинском кладбище.

Награждён орденом Ленина (17.06.1961), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (20.04.1956), «За трудовое отличие» (29.07.1960).

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)