Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Воронин Павел Андреевич

 
Воронин Павел Андреевич
12.07.1903 - 08.09.1984
Дважды Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 08.09.1941 Медаль № 16
Орден Ленина № 7313
2. 02.02.1982 Медаль № 168
Орден Ленина № 458486

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бронзовый бюст в Калуге


Воронин Павел Андреевич - заместитель наркома авиационной промышленности СССР, начальник Главного управления истребительной авиации; генеральный директор Московского авиационного производственного объединения имени П.В.Дементьева.

Родился 12 июля 1903 года в Калуге в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу. В 1919 году начал трудовую деятельность, работал разметчиком вагонов на станции Калуга Сызранско-Вяземской железной дороги.

В 1920 году уехал к родственникам в Москву, где устроился на авиационный завод № 1 (бывший завод «Дукс») учеником слесаря. На этом заводе в 1920-40 годах прошёл все ступени - от рабочего, мастера, начальника цеха до директора завода.

Дальнейшее образование П.А.Воронин без отрыва от производства продолжил сначала в вечернем техникуме, а позже, в начале 30-х годов в вечернем машиностроительном институте имени И.И.Лепсе.

На заводе № 1 имени Осоавиахима с его участием и под его руководством производились первые советские бипланы, первые истребители. Под его руководством на заводе в конструкторском бюро трудились такие знаменитые конструкторы, как Н.Н.Поликарпов, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин, А.И.Микоян, П.О.Сухой, А.С.Яковлев.

В 1936 году П.А.Воронин на 8 месяцев с группой других специалистов был командирован в США для изучения авиационного производства.

После возвращения из США на заводе № 1 П.А.Воронина и на других заводах страны было резко увеличено производство главным образом истребителей. В 1939 году по сравнению с 1938 годом авиапромышленность получила увеличение на 44%, себестоимость продукции снизилась на 13,3%.

По инициативе П.А.Воронина и при поддержке Наркомата авиапромышленности на заводе № 1 осенью 1939 года из состава ОКБ Н.Н.Поликарпова был выделен опытно-конструкторский отдел для разработки высотного скоростного истребителя, способного противостоять немецкому Me-109E. Новый отдел возглавили А.И.Микоян и М.И.Гуревич. В результате его деятельности появился истребитель МиГ-1, который после доработок переименовали в МиГ-3. Это был лучший истребитель начального периода Великой Отечественной войны. Кроме МиГ-3 на заводе Воронина выпускались истребители других авиаконструкторов: Як-1, ЛаГГ.

В 1940 году П.А.Воронин  был назначен заместителем наркома авиационной промышленности СССР. С началом войны именно на его плечи легла задача эвакуации авиационных предприятий на восток и налаживание в кратчайшие сроки серийного выпуска самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Воронину Павлу Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всю войну П.А.Воронин занимался серийным производством самолётов для фронта и наладил на эвакуированных на восток заводах выпуск такого количества самолётов, которое позволило, начиная с 1943 года, завоевать господство в воздухе и в конечном итоге приблизить День Победы. Большую лепту в общее дело внёс завод № 1, которым ранее руководил П.А.Воронин и которому уделял особенное внимание. В эвакуации в городе Куйбышев в период с 1942 по 1945 годы на заводе № 1 было изготовлено более 8,5 тысяч штурмовиков Ил-2. 19 августа 1944 года П.А.Воронину было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В 1946 году П.А.Воронин был назначен директором авиазавода № 30. Этот завод был создан в Москве на бывшей территории авиазавода № 1 и стал его преемником. В 1950 году он был объединён с московским авиазаводом № 381 и вскоре кроме № 30 получил название «Знамя Труда».

С 1949 года началось освоение реактивной техники. Под руководством П.А.Воронина завод продолжал выпуск известных на весь мир самолётов микояновской конструкторской школы. Среди них были: открывший эру реактивной авиации МиГ-9, первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19, всепогодный МиГ-21, МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла, разведчик и перехватчик МиГ-25 и много других, не менее славных машин этого семейства.

П.А.Воронин руководил техническим перевооружением завода, который в конце 1970-х годов был преобразован в Московское авиационное производственное объединение имени П.В.Дементьева, а уже после ухода Воронина – в РСК "МиГ". Именно по его инициативе началось освоение новой сдаточной территории в районе деревень Третьяково и Ларино около города Луховицы Московской области, где был образован филиал завода. Другой филиал вспомогательного производства для МиГов был открыт в городе в Калязин. Кроме этого по инициативе и при помощи П.А.Воронина сборка МиГ-23 была организована и освоена на Иркутском и Тбилисском авиазаводах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года за большие успехи в создании авиационной техники Воронин Павел Андреевич был награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал Дважды Героем Социалистического труда.

В начале 80-х годов П.А.Воронину ещё удалось увидеть выпуск установочной партии самолётов МиГ-29, получивших позднее признание во всем мире и ставших своеобразным эталоном качества среди самолётов своего класса.

Жил в Москве. Умер 8 сентября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Калуге установлен бронзовый бюст П.А.Воронина, его именем названы улица и сквер. Его имя присвоено Производственному центру РСК «МиГ», где установлена мемориальная доска в его честь.

Награждён 7 орденами Ленина (в т.ч. 1941, 1944, 22.07.1966, 02.02.1982), орденами Октябрьской Революции (1974), Суворова 2 й степени (19.08.1944), Кутузова 1 й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (31.12.1940), медалями. Лауреат Ленинской премии (1976).

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)