Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Свищёв Георгий Петрович

 
Свищёв Георгий Петрович
24.12.1912 - 02.05.1999
Дважды Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 12.07.1957
2. 23.12.1982 Медаль № 175
Орден Ленина № 400301

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бронзовый бюст в Санкт-Петербурге
  Бронзовый бюст в Санкт-Петербурге (фрагмент)
  Мемориальная доска в Жуковском


Свищёв Георгий Петрович – учёный в области авиации и механики, начальник Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова (ЦИАМ);
начальник Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ).

Родился 11 (24) декабря 1912 года в городе Санкт-Петербург в семье рабочего Путиловского завода. Русский. Воспитывался в Москве в семье тёти. Окончил среднюю школу и Сокольническую музыкальную школу по классу фортепиано.

В 1935 году окончил Московский дирижаблестроительный институт и был направлен на предприятие по проектированию, изготовлению и эксплуатации дирижаблей в системе Гражданского воздушного флота СССР – «Дирижаблестрой» (ныне Долгопрудненское научно-производственное предприятие), где проработал до 1940 года. Был комсоргом ОКБ А.И.Путилова на заводе «Дирижаблестрой».

В 1940-1954 годах работал в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ), где прошёл путь от научного сотрудника до заместителя начальника ЦАГИ (1950-1954). Занимался проблемами аэродинамики профилей, фюзеляжей и органов управления самолётов, транс- и сверхзвуковых течений газа, изучением пограничного слоя тел с протоком в перфорированных границах, аэродинамикой самолётов и их силовых установок, исследования перспективных направлений развития авиационной техники. Им решены многие проблемы аэродинамики крыла, фюзеляжа и оперения дозвуковых и сверхзвуковых самолётов и проектирования аэродинамических труб; его исследования в области аэродинамики позволили раскрыть механизмы физических процессов, установить важные свойства течения около аэродинамического профиля. Разрабатывал профили крыльев для многих советских боевых самолётов - истребителей серий Як, МиГ, бомбардировщиков Ту-2, Ту-4 и других.

В 1954-1967 – начальник Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ). В этой должности обеспечивал разработку и исследования авиационных силовых установок, возглавлял разработку двигателей разных типов и схем – от турбореактивных до ядерных. Большое внимание уделял развитию и совершенствованию экспериментальной базы ЦИАМ, строительству и организации уникального научно-исследовательского центра в Тураево. Именно под его руководством в феврале 1956 года были введены в эксплуатацию высотные стенды первой очереди Центра, на которых были проведены исследования и доводка более 40 различных типов авиационных двигателей, в том числе самого мощного тогда в мире двигателя АМ-3 самолёта Ту-104, первого отечественного двухвального двигателя Р11Ф-300 самого массового в мире истребителя МиГ-21, двигателя Р15Б-300 истребителя-перехватчика МиГ-25.

За большие успехи в создании авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Свищёву Георгию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1963 по 1967 годы Г.П.Свищёв, совмещая научную работу с преподавательской, руководил кафедрой «Газовая динамика, горение и теплообмен» в Московском физико-техническом институте.

В 1967-1989 – начальник Центрального аэродгидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством в ЦАГИ был проведён большой объём фундаментальных и прикладных исследований в области авиации и космонавтики, создан целый ряд новых экспериментальных установок для исследований в области аэродинамики, прочности и управления летательных аппаратов, разработаны методы проектирования летательных аппаратов с помощью ЭВМ. Активно способствовал развитию работ по сверхзвуковому пассажирскому самолёту и определению перспектив развития авиации. Осуществлял координацию научных исследований в области авиации.

Особое внимание Г.П.Свищёв уделял развитию исследований по перспективным фундаментальным направлениям. Он стоял у истоков исследований надёжности авиационных газотурбинных двигателей. При нём начались исследования комбинированных двигателей для больших скоростей полёта, завершившиеся в 1991 году первыми в мире лётными испытаниями гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей.

За выдающиеся заслуги в развитии науки и техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1982 года Свищёв Георгий Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

С 1989 года – почётный директор Центрального аэрогидродинамического института и член Коллегии ЦАГИ. На этом посту основное внимание уделял развитию Института в направлении гармоничного сочетания исследований разрабатываемых образцов аэрокосмической техники с развитием фундаментальных исследований по основным направлениям аэрокосмической науки, а также расширения и усовершенствования экспериментальной и вычислительной базы.

Инициатор создания журнала «Учёные записки ЦАГИ», главным редактором которого был многие годы.

Действительный член (академик) Академии наук СССР (с 1992 года – Российской академии наук) с 1971 года, член-корреспондент АН СССР с 1966 года.

Жил в Москве. Умер 2 мая 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Лауреат Ленинской премии (1976), двух Сталинских премий 2-й степени (1946, за создание новых крыльевых профилей для скоростных самолётов; 1952) и Государственной премии СССР (1968, за разработку и результаты внедрения новых методов доводки авиационных газотурбинных двигателей в высотно-скоростных условиях).

Бронзовый бюст Г.П.Свищёва установлен в Санкт-Петербурге. Его именем названа площадь в городе Жуковский Московской области. В Москве на здании ЦАИМ и в Жуковском на здании ЦАГИ установлены мемориальные доски.

Сочинения:
Исследование профиля сопротивления с различными деформациями носика, М., 1946;
Эффективность руля и шарнирные моменты, М., 1948;
Сверхзвуковые течения газа в перфорированных границах, М., 1967.

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)