Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Ивлиев Юрий Дмитриевич

Ивлиев Юрий Дмитриевич

16.03.1923 - 29.01.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 4535

Орден Ленина № 20864

Ивлиев Юрий Дмитриевич – командир авиационной эскадрильи 312-го штурмового Белостокского авиаполка (233-я Ярцевская штурмовая авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 16 марта 1923 года в городе Ташкенте в семье рабочего, по национальности русский. После окончания средней школы в 1940 году был призван в армию и в 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне г.Оренбург).

На фронте Великой Отечественной войны с сентября 1942 года, воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах, в составе 312-го штурмового авиационного полка 4-й воздушной армии.

Отличился в ходе Белорусской наступательной операции летом 1944 года при освобождении Могилёва, Минска, Гродно.

К августу 1944 года капитан Ю.Д.Ивлиев совершил 120 успешных боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых уничтожил 20 вражеских танков, 11 самолетов на аэродромах и 1 ФВ-190 в воздушном бою, взорвал 10 складов с горючим и боеприпасами, 5 железнодорожных эшелонов, до 100 автомашин, а также на его счету 15 поврежденных и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, до 500 человек немецких солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Ивлиев Юрий Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

29 января 1945 года погиб при выполнении боевого задания. При атаке скопления танков с пехотой противника в районе Шаринги, что западнее 4 км Гутштадт, прямым попаданием снаряда из танка на втором заходе во время пикирования был сбит и врезался в землю.

Похоронен в братской могиле в Гродно.

Его именем названы улицы в городах Гродно и Ташкент. В 1975 году Министерство связи СССР выпустило художественный маркированный конверт с портретом Героя Советского Союза капитана Ю.Д.Ивлиева.

Награждён орденом Ленина (26.10.44), двумя орденами Красное Знамя (29.7.43 и 12.7.44) и орденом Красная Звезда (05.4.43).


Наградной лист на присвоение капитану Ю.Д.Ивлиеву звания Героя Советского Союза.

Капитан Ивлиев участвует в Отечественной войне с сентября 1942 года и за этот период вырос от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи и совершил 120 успешных боевых вылетов на бомбардирование и штурмовку техники и живой силы противника. Уже в первых своих вылетах Ивлиев зарекомендовал себя способным лётчиком, владеющим отличной техникой пилотирования, мужественным и смелым войном, поэтому очень скоро ему доверили командовать в воздухе группами штурмовиков.

Постоянно учась и совершенствуя в бою свои знания, Ивлиев неуклонно рос как воин и командир, удостоился заслуженной славы мастера штурмовых ударов.

Исключительная дерзость штурмовки, точность бомбометания, меткость воздушной стрельбы, умение быстро принять в воздухе решение, передать свою волю подчинённым, стремление во чтобы то ни стало выполнить боевое задание – эти качества выгодно отличают капитана Ивлиева, как героя. Самые ответственные задания, выполнение которых под час сопряжено с риском для жизни, командование обычно поручало ему и он всегда с честью их выполнял. Так, Ивлиеву приходилось командовать в воздухе группами 4-6-8-12 самолётов «ИЛ-2» при налётах на вражеские аэродромы (Дугино, Сеща, Карачев), на железнодорожные станции (Спасс-Деменск), Ельня, Шклов, Зубры), на переправы, на колонны танков и автомашин (район Ржева, Сычевки, Вязьмы, Витебска, Смоленска, Белостока, Гродно), на укреплённые районы противника, сильно насыщенные огнём зенитной артиллерии, а также выполнять задания по воздушной разведке и постановке дымовых завес над передним краем вражеской обороны.

Вот несколько примеров, с достаточной убедительностью характеризующих высокое боевое мастерство, мужество и находчивость капитана Ивлиева.

17 марта 1943 года он произвёл разведку на железнодорожном участке Спасс-Деменск – Ельня и обнаружил вражеский эшелон. Данные разведки немедленно передал по радио на КП. Вылетевшие тотчас по данным разведки Ивлиева штурмовики уничтожили немецкий железнодорожный эшелон.

10 июня 1943 года Ивлиев в качестве командира четвёрки «Ил-ов» участвовал в штурмовом налёте 24-х самолётов на аэродром Сеща. Вражеский аэродром прикрывался большим количеством зенитных орудий. При подходе наших самолётов немцы открыли ураганный заградительный огонь, пытаясь сорвать налёт. Однако штурмовики преодолели огневой заслон зениток и вышли на цель. В результате бомбово-штурмового удара было уничтожено и повреждено 15 самолётов противника, из них 2 «Ю-88» были уничтожены и несколько повреждено 4-кой «Ил-ов» под командованием Ивлиева.

В этом же налёте Ивлиев совершил поистине героический подвиг. Два немецких истребителя «Фокке-Вульф -190» атаковали его самолёт в момент отхода от цели Ивлиев и его воздушный стрелок мастерски отбили две атаки истребителя, однако третьей атакой одному немцу удалось попасть в штурмовик, разбить пулемёт воздушного стрелка и пробить бронь. В кабине стрелка возник пожар. Раненый стрелок собрал в себе достаточно сил чтобы потушить пожар и отбить выстрелом из ракетницы 4-ю атаку «Фокке-Вульфа -190». Несмотря на это истребители противника продолжали наседать и последующими атаками пробили правую плоскость штурмовика, перебили элероны, повредили левое колесо шасси, раздробили левую половину руля высоты, нанесли пробойны в киле и фюзеляже. Остальные их атаки были отбиты нашими истребителями прикрытия. Потерявший управление самолёт на большой скорости нёсся книзу. Казалось, ещё несколько секунд и он врежется в землю. Между тем, у самой земли Ивлиеву удалось вывести машину в горизонтальный полёт. Руками и ногой придерживая ручку, до оцепенения напрягая все силы, он вёл так свой изрешеченный самолёт 15 минут над территорией противника и столько же над нашей территорией, пока не пересёк линию фронта и не достиг ближайшего аэродрома истребителей. В это время на аэродром вернулись с задания «Лавочкины». Ивлиев приземлился на одно колесо левее посадочного знака «Т», обеспечив тем самым беспрепятственную посадку истребителям. Приземлившись, Ивлиев от колоссального напряжения потерял сознание.

21 июня 1943 года капитан Ивлиев возглавил восьмёрку штурмовиков в налёте на Карачевский аэродром противника. Скрытно подойдя к цели, штурмовики нанесли настолько внезапный удар по аэродрому, что ни одна зенитная установка не успела открыть огонь по атакующим самолётам. Зенитчики начали обстрел с опозданием, уже когда штурмовики легли на обратный курс. В результате этого налёта было уничтожено 8 и повреждено ещё несколько вражеских самолётов.

19 сентября 1943 года, возглавляя группу из 12 самолётов «ИЛ-2» при штурмовке скопления автомашин в районе Ельни – Стригино, капитан Ивлиев заметил, что со стороны солнца приближаются два «Фокке-Вульф -190». Он немедленно предупредил группу о появлении истребителей противника и один атаковал их, когда те приблизились. Двумя короткими очередями Ивлиеву удалось сбить один вражеский самолёт, второй удрал с поля боя. Падение вражеского истребителя в районе деревни Стригино было подтверждено.

15 декабря 1943 года капитан Ивлиев повёл четвёрку «Ил-ов» на удар по скоплению танков в деревне Любавино. Несмотря на сложные метеорологические условия, он успешно выполнил боевое задание. На обратном маршруте Ивлиев обнаружил в двух километрах восточнее станции Реста железнодорожный эшелон и приказал своим ведомым атаковать его пушечно-пулемётным огнём. От первой же атаки эшелон запылал. Внезапно появившийся немецкий истребитель «ФВ-190» подстерёг самолёт Ивлиева и атаковал его в момент ухода от цели. Капитан Ивлиев на подбитой машине мужественно отразил повторные атаки вражеского истребителя, собрал группу в плотный строй и благополучно привёл её на свой аэродром.

4 января 1944 года, направляясь во главе 4-х самолётов на боевое задание, капитан Ивлиев заметил на встречном курсе 18 самолётов «Юнкерс – 88» и 8 «Фокке-Вульф -190». Предупредив об этом по радио лётчиков своей группы, он немедленно принял решение изменить курс, чтобы избежать встречи с превосходящими силами противника и, пройдя к цели другим маршрутом, обеспечил себе выполнение непосредственной задачи по штурмовке автомашин в районе деревни Гришанки. Благодаря правильно принятому Ивлиевым решению, группа штурмовиков сумела успешно выполнить боевое задание – уничтожить 10 немецких автомашин. Сам Ивлиев бомбардировал мост через реку Оршица в деревне Гришанки и прямым попаданием ФАБ-100* взорвал его.

9 февраля 1944 года Ивлиев принимал участие в массированном налёте штурмовиков на артиллерийско-миномётные позиции противника в районе Роги – Сталинки. Дымовые бомбы, точно сброшенные лётчиками в расположение артиллерийских батарей, ослепили противника. В результате удачно поставленной дымовой завесы нашим наземным частям удалось полностью очистить от немцев восточный берег реки Лучеса.

Особо отличился капитан Ивлиев в нынешней операции по освобождению Белоруссии. За период с 23 июня по 4 августа 1944 года он совершил 20 успешных боевых вылетов. Делая по несколько заходов на цель, Ивлиев неустанно добивался высокой эффективности своих ударов и лично уничтожил и вывел из строя у противника: железнодорожный эшелон с боеприпасами, живой силой и техникой, взорвал склад с боеприпасами, вывел из строя до 100 человек немецких солдат и офицеров, уничтожил 3 танка и 20 автомашин.

Всего на боевом счету капитана Ивлиева числится: 20 уничтоженных танков, 11 уничтоженных самолётов на аэродромах противника и 1 сбитый им в воздушном бою, 15 повреждённых и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, 10 взорванных складов с горючим и боеприпасами, 5 разрушенных железнодорожных эшелонов, до 100 автомашин, уничтожил и вывел из строя до 500 человек немецких солдат и офицеров.

Капитан Ивлиев успешно руководит боевой работой авиационной эскадрильи, умело воспитывает лётчиков, неустанно передаёт им свой богатый боевой опыт, смело водит их в бой.

Активный коммунист, дисциплинированный офицер, храбрый и волевой лётчик, капитан Ивлиев составляет гордость авиационного полка и служит для каждого примером в боевой работе.

За 120 эффективных боевых вылетов на самолёте «ИЛ-2», за выдающееся мужество, отвагу и умение, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а также за умелое руководство боевой работой авиационной эскадрильи, капитан Ивлиев Юрий Дмитриевич достоин присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 312 штурмового авиационного полка майор Рубцов. 5 августа 1944 года.

- фугасная авиационная бомба.

Биографию подготовил: Сергей Кузоватов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»