Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Старченков Иван Сергеевич

Старченков Иван Сергеевич

08.03.1923 - 13.02.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Памятники

Надгробная плита

Старченков Иван Сергеевич - командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского полка (224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), капитан.


Родился 8 марта 1923 года в поселке Ирбитский Завод, ныне поселок Артемовского городского округа Красногвардейский Свердловской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Челябинском тракторном заводе (ныне профессионально-техническое училище № 1), учился в  Челябинском тракторном техникуме, окончил  аэроклуб. Призван в армию  в 1940 году Советским райвоенкоматом Челябинска. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне Оренбург).

В действующей армии сержант И.С.Старченков – с августа 1942 года. Сражался на штурмовике Ил-2 на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинском фронтах в 224-й штурмовой дивизии, почти всю войну в 571-м, а в конце своей боевой деятельности – в 996-м штурмовом авиационном полку. Был тяжело ранен.

Участвовал на Западном фронте в составе 1-й воздушной армии в Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31  марта 1943 года).

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года) - завершающей части Курской битвы. 

На 1-м Украинском фронте участвовал в составе 2-й воздушной армии в Проскуровско-Черновицкой  наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года) и Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 5  августа 1944 года). С 5 по 29 августа 1944 года участвовал в последней операции в составе 4-го Украинского фронта.

На 4-м Украинском фронте в составе 8-й воздушной армии участвовал в Восточно-Карпатской (8 сентября – 28 октября 1944 года) и Западно-Карпатской (12 января – 13 февраля 1945 года) стратегических наступательных операциях.

К октябрю 1944 года совершил 125 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника.

В результате штурмовых действий лично уничтожил и повредил до 50 танков, 170 автомашин, более 20 орудий зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, 18 минометных батарей, 4 железнодорожных эшелона с войсками и грузами, на аэродромах сжег до 15 самолетов Ю-88, в воздушном бою сбил 1 самолет Ме-109, истребил до 800 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Старченкову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако Герою не было суждено получить высокую награду.

13 февраля 1945 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника штурман 996-го штурмового авиационного полка капитан И.С.Старченков был подбит над целью зенитным снарядом. На горящем самолете продолжал штурмовку, прекратив ее только после израсходования боеприпасов. После этого повел самолет на свою территорию, перетянул через линию фронта. Перед самой посадкой самолет взорвался. И.С.Старченков и его воздушный стрелок сержант Шептун Михаил Прокофьевич погибли. Оба летчика похоронены на военном кладбище в Кракове, где в это время базировалась 224-я штурмовая авиационная дивизия (в настоящее время - Раковицкое мемориальное воинское кладбище).

Именем Героя названа улица в поселке Красногвардейский. На доме, где он жил, и на здании профессионально-технического училища  № 1 в Челябинске установлена мемориальная доска.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (29.05.1943; 29.09.1944; 6.02.1945), орденами Александра Невского (27.03.1944), Красной Звезды (13.03.1943).


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Отечественную войну Старченков вступил в августе 1942 года и влился в состав 571 ШАП в звании сержанта. Успешно громил немецко-фашистских захватчиков на поле брани Западного, Брянского, 1-го Украинского фронтов и сейчас продолжает громить оккупантов в Карпатских горах в составе 4-го Украинского фронта. Воюет грамотно и умело, командует эскадрильей в звании капитана.

Лично произвел 125 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, в бой смело водит группы в 18 – 24 Ил-2.

На боевом счету Старченкова числятся лично уничтоженными и поврежденными до 50 танков, 170 автомашин, более 20 орудий ЗА и МЗА, 18 минометных батарей, 4 железнодорожных эшелона с войсками и грузами, на аэродромах сгорело до 15 самолетов Ю-88, в воздушном бою сбит 1 самолет Ме-109, до 800 солдат и офицеров.

Эскадрилья, водимая капитаном Старченковым, на 1-м Украинском фронте произвела 618 боевых вылетов, имея потери 8 самолетов Ил-2 и 4 экипажа, на 4-м Украинском фронте – 204 боевых вылета в сложных условиях Карпатских гор, имея потери в 1 экипаж.

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1942 года в группе из 12 Ил-2 на штурмовку танков в Смоленской области. После успешного удара по цели на обратном пути группа была атакована 10 Ме-109. В воздушном бою Старченков подбил 1 Ме-109, однако его машина была также подбита, сам он ранен в голову.  Сумел привести почти неуправляемый самолет на свой аэродром и совершил посадку, после чего в бессознательном состоянии был отправлен в лазарет. Через 15 дней вернулся в строй.

Молодой пилот Старченков прославился в полку как смелый разведчик. 5 мая 1943 года командир звена младший лейтенант Старченков на подбитой машине доставил штабу дивизии и армии ценные разведданные о противнике, в результате чего была разгромлена колонна врага и сорвана подготовка врага к наступлению на одном из участков фронта.

6 мая 1943 года  в составе группы из 9 Ил-2 летал штурмовать брянский аэродром. В результате стремительного захода на цель, умелого подавления зенитного огня группа подожгла 10 Ю-88, 3 Ме-110, 2 ангара, подавила до 8 точек зенитной артиллерии противника.

10 июня 1943 года в группе из 12 Ил-2 вновь штурмовал брянский аэродром. Группа сожгла 34 Ю-88, 14 Ме-110, 3 ангара. Уничтожила до 6 зенитных точек. В этом налете Старченков лично поджег 8 Ю-88 и 3 Ме-110.

В 1944 году капитан Старченков вместе с полком прибыл на 1-й Украинский фронт. В боях за освобождение советской Украины показал образцы отваги и героизма. В день по 2 – 3 раза водил в бою свою эскадрилью, уничтожая отступающие войска противника.

Эскадрилья Старченкова воевала в районах Староконстантинов, Проскуров, Острополь, Тарнополь, штурмовала Каменец-Подольскую  группировку, прорывала линию обороны на Львовском и Станиславском направлениях, громила резервы противника в районах Львов, Станислав, Галич, Стрый, Коломыя, Журавно, Дрогобыч, уничтожала окруженную группировку в районе Броды и сейчас громит врага в Карпатах, освобождая от немецкого ига  Западную Украину в составе 4-го Украинского фронта.

15 апреля 1944 года ведущим группы из 8 Ил-2 вылетел в район Пшеловка – Бучач с задачей разбить танки, живую силу и артиллерию, готовящиеся к контратаке. Несмотря на сильный зенитный огонь. Группа сделала 3 захода, в результате которых уничтожила 6 танков, 10 автомашин, подавила огонь 4 орудий полевой артиллерии, сковала действия наземных войск противника. Группа Старченкова работала над полем боя, когда наши войска перешли в наступление и. сломив сопротивление противника, продвинулись вперед.

С 20 по 23 апреля 1944 года Старченков ежедневно по 2 – 3 раза в день водил группы штурмовать немецкие войска, засевшие в городе Тарнополь и в деревне Загробеля. Буквально спускаясь до крыш домов, штурмовики с бреющего полета расстреливали из пушек и пулеметов немецких солдат и офицеров, бомбами и снарядами уничтожали технику врага.

20 апреля 1944 года Старченков, выполняя задание по  уничтожению живой силы и техники в районе Бучач, был атакован двумя истребителями ФВ-190. Самолет получил сильное повреждение – был отбит элерон, машина валилась вправо. Напрягая все силы, Старченков довел свой самолет до аэродрома и благополучно совершил посадку. Оказалось, что для этого Старченков оторвал шнур шлемофона и им привязал  штурвал к левому борту самолета, чтобы машину  не тянуло вправо.

14 июля началось наступление на Львовском и Станиславском направлениях.

20.7.1944 года капитан Старченков со своей группой из 12 самолетов Ил-2 разбил на железнодорожной станции Ходоров 3 вражеских эшелона  с войсками и грузами, взорвал склад с боеприпасами, разрушил станцию и тем самым парализовал движение на сутки.

За время боев на 4-м Украинском фронте Старченков с 1 августа 1944 года произвел 23 боевых вылета, лично уничтожил 2 эшелона с живой силой и техникой противника. взорвал 2 переправы и 3 склада с боеприпасами и горючим, уничтожил 1 самоходное орудие, до 3 танков, 13 орудий зенитной и полевой артиллерии, в воздушном бою сбил 1 самолет Ме-109.

В горных условиях ориентируется отлично и цель поражает грамотно.

22 сентября 1944 года выполнял задачу по уничтожению танков и живой силы в районе Полото. Группа в 6 Ил-2 произвела три захода на цель, сбросила бомбы, обстреляла пушечно-пулеметным огнем замаскированные в кустарников фашистские танки. Внезапно из-за горы выскочила шестерка Ме-109 и  устремилась к штурмовикам. Капитан Старченков, заметив грозившую опасность, построил штурмовики в оборонительный круг и принял бой. Фашистские стервятники  стремились разбить строй наших самолетов, проскакивали в центр круга и атаковали группу, однако меткие очереди из пушек и пулеметов не дали им возможности сделать свое дело. В результате умелого отражения атак капитан Старченков сбил 1 самолет Ме-109, и группа выполнила свое боевое задание.

За проявленное личное геройство, мужество и отвагу в воздушных боях, лично совершенные 125 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, уничтожение живой силы и техники противника, руководство эскадрильей – достоин  присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 571-го штурмового авиационного Остропольского полка Герой Советского Союза майор Безух
30 сентября 1944 года

Из книги  «От батальона до армии. Боевой путь.»  Том 2. - М.: Академия исторических наук, 2008

Немцы, отойдя за р. Бяла и сосредоточив там остатки потрепанных частей и резервы, решили долго и прочно обороняться. Зорау, Бельско и Живец были превращены в мощные узлы сопротивления. В их тылу Моравско-Остравский угольный бассейн также готовился к длительной обороне. Дальнейшее продвижение наших войск приостановилось. Еще были в пути наземные эшелоны полков, еще тыл дивизии не выехал из Заршина, как дивизия вновь была перенацелена на Краковский аэроузел.
      Придавая важное значение опорному пункту Бельско и неся большие потери, противник по дороге Бельско – Скочув стал лихорадочно подбрасывать резервы, яростно сопротивляться в самом городе Бельско. Штурмовики дивизии, выполняя приказ командования 8-го шак, бомбардировочно-штурмовыми ударами по автоколоннам и гужевому транспорту срывали автомобильные и гужевые перевозки противника.
Одновременно, штурмуя очаги сопротивления, помогали наземным войскам выбивать фашистов из города. Наконец, не выдержав комбинированного натиска с земли и воздуха, немцы 12 февраля оставили Бельско.
     На следующий день, 13 февраля, наша дивизия понесла тяжелую утрату: погиб верный сын Родины, превосходный мастер штурмовых ударов, штурман 996-го авиаполка, недавно переведенный на эту должность из 571-го шап, где был командиром эскадрильи, капитан Иван Сергеевич Старченков.
     В этот день из-за плохой погоды штурмовики ходили на задания парами через небольшие интервалы времени. И.С.Старченков вылетел в паре с И.И.Филиппенко. Достигнув района цели, ведущий передал команду: “В атаку!” На втором заходе от прямого попадания зенитного снаряда машина Старченкова загорелась. Филиппенко передал ведущему: “Горишь, уходи на свою территорию!” Но не таков был командир Старченков, чтобы до конца не выполнить задание, у него еще оставался запас боекомплекта. Старченков ответил: “Делаю еще заход”. На третьем заходе он израсходовал весь боекомплект, уничтожив несколько солдат и офицеров противника. Филиппенко видел, как командир перетянул линию фронта и пошел на посадку. И надо же такому случиться: совершая вынужденную посадку, самолет взрывается в пяти метрах от земли. Такова трагическая гибель Героя, одного из лучших летчиков 8-й воздушной армии.
    Похоронили капитана И.С.Старченкова в центре города Кракова у костела. Провожая товарища в последний путь, летчики 996-го шап поклялись над могилой своего боевого друга еще крепче бить врага.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»