Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Савченко Александр Петрович

Савченко Александр Петрович

15.07.1919 - 08.04.1988

Герой Советского Союза

Даты указов

04.02.1944

Медаль № 3333

Орден Ленина № 17675

Савченко Александр Петрович - командир эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка (282-я истребительная авиационная дивизия, 6-й смешанный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт),  капитан.


Родился 15 июля 1919 года на станции Алмазная, ныне город Луганской области (Украина), в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов. Работал слесарем на Всесоюзной сельскохозяйственнойвыставке в Москве*.

Призван в армию Дзержинским райвоенкоматом Москвы в 1939 году, по комсомольской путевке направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. Служил в Ленинградском военном округе.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Северном, Ленинградском, Юго-Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.

На Северном (с 28 августа 1941 года – Ленинградском) фронте воевал с 22 июня 1941 по 26 июня 1942 года. Боевые вылеты совершал с 26 июля 1941 года. В составе 191-го, а затем 127-го истребительного авиационного полка на истребителе И-16 штурмовал вражеские войска на подступах к Ленинграду, отражал налеты вражеских бомбардировщиков, прикрывал транспортные самолеты и суда, доставлявшие по Ладожскому озеру в блокированный город продовольствие и боеприпасы и обратными рейсами эвакуировавшие из него детей, больных и раненых жителей города. В составе 54-й армии прикрывал наземные войска в ходе Любанской наступательной операции (7 января – 30 апреля 1942 года).

Всего за время своего участия в боевых действиях на Ленинградском фронте совершил около 300 боевых вылетов. Сбил лично 8 самолетов противника и 11 – в группе. Был дважды награжден орденом Красного Знамени. В октябре 1941 года ему было присвоено звание лейтенанта, он стал командиром звена. В марте 1942 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

Пройдя переобучение на истребитель Як-1, с 7 октября 1942 по 3 марта 1943 года воевал на Юго-Западном фронте в составе 127-го истребительного авиационного полка 282-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии. В дальнейшем летал также на самолетах Як-7 и Як-9. Участвовал в оборонительных боях на подступах к Сталинграду, стратегической наступательной операции «Уран» (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года) по окружению группировки вражеских войск под Сталинградом, ее блокаде и окончательному разгрому, в том числе в освобождении города Морозовск и станицы Тацинская Ростовской области.
В январе 1943 года был награжден третьим орденом Красного Знамени.

С 3 июня по 20 октября 1943 года воевал на Центральном фронте в составе 16-й воздушной армии. Участвовал с 7 июля 1943 года в оборонительных боях Курского сражения, затем в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года).

К 9 июля 1943 года капитан А.П.Савченко совершил 424 боевых вылета, из них на штурмовку войск противника – 51, на патрулирование – 42, на прикрытие своих войск и объектов – 122, на сопровождение своих самолетов – 175, на перехват самолетов противника – 4, на разведку войск и ближнего тыла – 31. Провел 64 воздушных боя, в которых сбил 11 самолетов противника лично** и 15 самолетов противника – в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Савченко Александру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После Курской битвы А.П.Савченко участвовал в составе 16-й воздушной армии в Черниговско-Припятской наступательной операции Центрального фронта (26 августа – 30 сентября 1943 года) – освобождении Левобережной Украины, в том числе городов Глухов, Путивль, Конотоп (Сумская область), Бахмач (Черниговская область).

На Белорусском (с 24 февраля – 1-м Белорусском) фронте в том же составе участвовал в освобождении Белоруссии:
Гомельско-Речицкой наступательной операции (10 – 30 ноября 1943 года) и освобождении Гомеля;
Калинковичско-Мозырской наступательной операции (8 – 30 января 1944 года)  и освобождении города Калинковичи Гомельской области;
Рогачёвско-Жлобинской наступательной операции (21 – 26 февраля 1944 года) и освобождении города Рогачев Гомельской области;
Белорусской стратегической наступательной операции "Багратион":
Бобруйской наступательной операции (24 – 29 июня 1944 года) и освобождении города Бобруйск Могилевской области;
Люблин-Брестской наступательной операции (18 июля – 2 августа 1944 года), в том числе освобождении города Любомль (Волынская область Украины).

К 29 августа 1944 года помощник командира 127-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитан А.П.Савченко совершил 485 боевых вылетов, сбил 13 самолетов противника лично и 15 – в группе. Был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В дальнейшем его полк участвовал в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) на территории Польши – составной части Висло-Одерской стратегической операции, в том числе освобождении города-крепости Прага под Варшавой и города Познань;
Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года), в том числе взятии города Франкфурт-на-Одере и в штурме Берлина.

К концу войны А.П.Савченко выполнил 493 боевых вылета, лично сбил 15 самолетов противника лично и 16 – в группе.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Служил командиром 741-го гвардейского истребительного авиационного полка.

С 1954 года подполковник А.П.Савченко – в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону, работал инженером в тресте «Стройконструкция».

Скончался 8 апреля 1988 года.

Награжден орденом Ленина (4.02.1944), 3 орденами Красного Знамени (29.10.1941; 3.05.1942; 1.01.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.09.1944; 11.03.1985), медалями.
……………………….
*По свидетельству бывшего командира 127-го истребительного авиационного полка В.В.Пузейкина, после восьми классов А.П.Савченко поступил в Кадиевское горнопромышленное училище, одновременно занимался в аэроклубе. Успешно окончив то и другое, начал работать на шахте.
** В приложенной к наградному листу справке на сбитые самолеты с указанием дат, места сбития и типа сбитого самолета, приведены данные на 12 самолетов, сбитых лично и 15 – в группе.


Из книги «Герои ленинградского неба»

В.Пузейкин

Не числом, а умением (в сокращении)


Как и другим пилотам, в августе — сентябре 1941-го, когда враг бросал на Ленинград все новые и новые силы, Александру Савченко приходилось вылетать по четыре-пять раз в день для отражения налетов фашистской авиации. А каждый вылет — это жестокий воздушный бой. Такой бой, например, произошел 2 сентября.
Утром по сигналу ракеты с командного пункта авиаполка в воздух поднялись два звена истребителей. Одно из них возглавлял старший лейтенант Жуйков, другое — лейтенант Кузнецов. Александр Савченко был ведомым у Николая Савченкова.
В районе станции Мга наши истребители вступили в бой с фашистскими бомбардировщиками Ю-87 и «Дорнье», бомбившими советские войска.
Звено Жуйкова атаковало «юнкерсы», звено Кузнецова — «Дорнье». Александр догнал один из бомбардировщиков и с двухсот — трехсот метров открыл огонь из двух пушек. На выходе из второй атаки он увидел, как «Дорнье» резко накренился, перевернулся и понесся к земле. Вслед за ним были сбиты три «юнкерса».
В тот день адъютант эскадрильи внес в летную книжку Савченко запись не только о боевом вылете, но и о его первой победе в воздухе. А через несколько дней в ней появилась такая же вторая запись.

Чтобы сломить волю защитников Ленинграда, враг подвергал их позиции жестоким артиллерийским обстрелам. В небе то и дело появлялись большие группы бомбардировщиков.
Советские авиаторы боролись с ними в воздухе, совершали налеты на места их базирования.
8 сентября 191-й истребительный авиационный полк получил задачу уничтожить самолеты противника на вражеском аэродроме. Полет проходил на небольшой высоте. Линию фронта преодолели на бреющем.
К аэродрому зашли на небольшой высоте с востока. Фашистские зенитчики открыли огонь. Но было поздно. Прямо на них пикировали специально выделенные для этого истребители, расстреливали их пулеметно-пушечным огнем. Другие истребители занялись уничтожением вражеских машин. Взлететь фашистские самолеты не смогли, так как ввиду позднего часа гитлеровские летчики давно завершили свой «рабочий день». К тому же появление советской авиации было столь неожиданным, что никто не успел объявить тревогу.
По примеру ведущего Александр начал переводить свой самолет в пикирование для атаки наземной цели, но в этот момент заметил приблизившийся к аэродрому самолет «Хеншель-126».
Видя неблагополучно сложившуюся на аэродроме обстановку, фашистский летчик решил за лучшее убраться с этого места. Но тут его заметил Александр Савченко и бросился за ним вдогонку.
Советскому летчику трудно было атаковать летящий на малой высоте фашистский самолет. Поэтому он посылал из пушек своего «ишачка» одну очередь за другой. Какая-то из них достигла цели — подбитый фашистский самолет рухнул на лес.
Так в летной книжке младшего лейтенанта Александра Савченко появилась запись о втором сбитом им самолете. А через три дня — еще об одном.
Впрочем, об этом, третьем самолете можно прочесть не только в летной книжке А. П. Савченко.
В тот день, 10 сентября, противник сосредоточил на Красносельском направлении на фронте в пятнадцать километров около двухсот танков и более трехсот самолетов. Используя сильные истребительные заслоны, «юнкерсы» и «хейнкели» совершали массированные налеты, яростно бомбили боевые порядки наших войск и дороги, ведущие к линии фронта.
Авиация, защищавшая небо Ленинграда, работала с огромным напряжением. Наши летчики поднимались в воздух почти без передышки. Инженерно-технический состав трудился днем и ночью, восстанавливая боевую технику. Об обстановке, сложившейся в тот день под Ленинградом, пишет в книге «В небе Ленинграда» Главный маршал авиации А. А. Новиков.
«В этот день в районе Коломенского и Ропши произошли два воздушных боя, которые навсегда останутся одной из ярчайших героических страниц в истории ленинградской авиации.
Под Коломенском пятерка истребителей из 195-го иап вступила в схватку с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием «мессеров». Наши летчики уничтожили пять вражеских самолетов и не допустили организованной бомбежки наших войск.
Сходная ситуация сложилась под Ропшей. Здесь дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградила четверка истребителей из 191-го иап. В жестокой схватке советские летчики сбили шесть самолетов. Героями ее были старший лейтенант Г. С. Жуйков, младшие лейтенанты В. А. Плавский, А. П. Савченко и Г. А. Мамыкин».
Среди шести сбитых фашистских самолетов, упоминаемых в этих записках, один приходится на долю Александра Савченко. Это была его третья победа.

В начале сентября 1941 года гитлеровцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Положение войск, защищавших город на Неве, и мирного населения значительно ухудшилось. Советское правительство, командование Ленинградского фронта принимали меры для организации снабжения Ленинграда. Летали транспортные самолеты. По Ладожскому озеру шли к городу суда и баржи.
Эти жизненно важные для города на Неве артерии подвергались нападению авиационного противника. С ним вели непрерывные схватки наши истребители. Не раз в схватках с фашистскими летчиками участвовало и звено истребителей в составе Николая Кузнецова, Николая Савченкова и Александра Савченко.
Как-то, сопровождая транспортные самолеты, наши летчики увидели: над Ладожским озером две пары «мессершмиттов» расстреливали наши суда с войсками, шедшими в Ленинград. Командир звена старший лейтенант Николай Кузнецов решил атаковать противника. Но вражеские летчики уже заметили советские самолеты и упредили их в атаке.
— Коля Савченков, — рассказывал потом Александр, — открыл огонь по ведущему. Фашист прекратил атаку и стал выводить самолет из пикирования с набором высоты. Тут я его и прихватил! Дал две длинные очереди — и фашист пошел в воду. Остальные, видя такое дело, драпанули.
Может показаться, что победы над воздушным противником давались нам легко. Конечно, мы их сбивали. Но и сами нередко попадали в довольно сложное положение.
Однажды они прихватили Александра Савченко над Пулковскими высотами и долго гонялись за ним, не давая возможности оторваться. Савченко проявил настоящее мастерство, стараясь вырваться из огненного кольца. Спасла его отличная техника пилотирования. Он закладывал такие виражи, что самолет, казалось, не выдержит. Александр оторвался, но остался без горючего. Дотянуть до своего аэродрома он уже не смог и буквально упал на пашню, посадив «ишачка» на фюзеляж.

Все эти подробности боевой деятельности Александра Петровича Савченко я узнал из его рассказов, когда он пришел в наш 127-й истребительный авиационный полк для дальнейшего, как в армии говорят, прохождения службы.
В его летной книжке было записано: «За время войны с германским фашизмом в период с 26 июля 1941 года по 30 сентября 1941 года произвел 65 боевых вылетов. Провел 34 воздушных боя. В воздушных боях на подступах к городу Ленина сбил индивидуально 7 фашистских самолетов, а также в группе с товарищами еще 9 самолетов противника».
Эта запись, как и орден Красного Знамени, которым Александр Савченко был награжден в октябре 1941 года, говорила о мужестве молодого летчика.
Александр, как и другие летчики, прибывшие в нашу часть вместе с ним, сразу же включился в боевую работу по сопровождению транспортных самолетов в Ленинград и из него.
20 марта 1942 года обеспечение боевого вылета было поручено пятерке летчиков-истребителей лейтенантам Ивану Белову, Константину Трещеву, Александру Савченко, Владимиру Плавскому и Петру Бондарцу. Вел группу лейтенант Белов.
При перелете через линию фронта на высоте четыре тысячи метров появились два «мессершмитта». Имея преимущество в высоте, они буквально свалились на наши машины. Едва завязался бой, появилась еще пара немецких истребителей, сопровождавших десятку бомбардировщиков.
Лейтенанты Белов и Плавский решительно атаковали группу фашистских бомбардировщиков. Остальные наши самолеты дрались с «мессершмиттами».
Бой длился полчаса. Фашисты недосчитались пяти самолетов. Все наши летчики благополучно возвратились на аэродром.
На другой день, 21 марта, нам была поставлена задача прикрыть от вражеских атак с воздуха наши наземные войска в районе Шала, Зенино, Кондуя, Погостье. На этот раз было решено поднять в воздух семь истребителей И-16. В составе группы кроме пяти участников боя 20 марта находились лейтенанты Иван Петренко и Борис Горшихин.
В этот день пришлось вступить в схватку с восемью вражескими бомбардировщиками «Юнкерс-88» и пятнадцатью истребителями «Мессершмитт-109». Бой был жестоким. Как и накануне, все советские летчики возвратились на свою базу. А враг недосчитался шести самолетов.
Все участники этих двух воздушных боев были награждены орденами. Им присвоили очередные воинские звания — «старший лейтенант».
Командующий 13-й воздушной армией, в которую входил наш полк, генерал С. Д. Рыбальченко издал приказ, в котором говорилось:
«Действия мужественной семерки, руководствовавшейся суворовским правилом воевать не числом, а умением, ставлю в пример всем летчикам Ленинградского фронта».
В этих двух воздушных боях на долю лейтенанта Савченко пришлось два сбитых им фашистских самолета. Свой второй орден Красного Знамени он получил в Кремле, когда полк получил передышку и ожидал пополнения новой боевой техникой.
После пополнения 127-й истребительный полк снова стал участвовать в боях. И после каждого увеличивался счет сбитых самолетов противника.
Рос счет и у Александра Савченко. Помнится воздушный бой 12 декабря 1942 года. Савченко в то время уже командовал эскадрильей.
Накануне, 11 декабря, летчики его эскадрильи сбили три «юнкерса». 12 декабря старший лейтенант Савченко получил задачу завязать эскадрильей бой с фашистскими «мессершмиттами», обстреливавшими наших пехотинцев.
Наземная радиостанция навела эскадрилью в составе девяти самолетов в нужный район. Фашистских машин было около двадцати. Считая себя в безопасности, они вели огонь по нашим позициям. Приблизившись к противнику, Савченко подал команду своему заместителю лейтенанту Тараскину шестеркой самолетов атаковать немецкие истребители-штурмовики Ме-110, а сам стал прикрывать их своим звеном от атак истребителей Ме-109.
Шестерка Тараскина дружно атаковала гитлеровцев. После первой атаки один Ме-110 врезался в снег в расположении наших войск. За ним, оставляя за собой шлейф черного дыма, последовал еще один «мессершмитт». Фашистские летчики прекратили обстрел наших стрелковых позиций и повернули к линии фронта.
Шестерка Тараскина повторила атаку — и еще один Ме-110, охваченный огнем, упал на землю.
О том, что произошло дальше, рассказал после возвращения из боя сам Савченко:
— Бой, собственно, уже окончился. Шестерка Тараскина приблизилась к нам, собираемся домой, и вдруг слышу по радио: «Командир, берегись! Фашист бьет по тебе!» Оглянулся. Вижу — со стороны солнца на большой высоте прямо в лоб несется «мессершмитт». Открыл по мне огонь из всех пулеметов. Расстояние быстро сокращается. Все решали доли секунды. Нажал две гашетки. Чувствую, оружие стреляет. Вот-вот должны столкнуться. Сам понимаешь, уходить вверх или вниз — верная смерть. Даю правую ногу вперед, скольжу вправо, огня не прекращаю. Немец проскакивает мимо меня буквально в пяти — десяти метрах, переворачивается и отвесно идет к земле. Видно, все-таки прошил я его!
Наверное, крепкий орешек достался Александру Савченко в тот раз. Обычно нервы у фашистских летчиков при лобовом сближении быстро сдавали. Они отворачивали в сторону, боясь нашего тарана. В этот же раз изрядно досталось и нашему однополчанину. Техник Васильев, осматривая самолет командира эскадрильи, то и дело восклицал:
— Ну и ну! Вот это — да! Все лопасти винта пробиты. Чудом вы, товарищ старший лейтенант, остались живы — пули прошли над вашей головой в двадцати — тридцати сантиметрах!
Да, это был тяжелый воздушный бой. И все же эскадрилья Савченко в тот день сбила шесть самолетов противника, не потеряв ни одного своего.
Через несколько дней после того памятного боя мы принимали комэска Савченко в партию. А еще через несколько дней пришло сообщение о награждении его третьим орденом Красного Знамени.
Росло боевое мастерство воинов нашего 127-го гвардейского истребительного авиационного полка. Росло боевое мастерство и Александра Савченко. Рос и счет сбитых им и его эскадрильей фашистских самолетов.
И все мы очень обрадовались, когда в начале 1944 года услышали по радио о том, что Александру Петровичу Савченко, нашему боевому товарищу, присвоено звание Героя Советского Союза.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои ленинградского неба. - Л.: Лениздат, 1984

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»