Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Евсюков Николай Андреевич

 
Евсюков Николай Андреевич
14.05.1921 - 08.03.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.07.1944 Медаль № 1975
Орден Ленина № 13855

    Памятники
  с. Болеславице, на могиле


Евсюков Николай Андреевич - командир эскадрильи 66-го штурмового авиационного полка (266-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант.


Родился 14 мая 1921 года в селе Сара (по другим данным, в селе Новопокровка) ныне Кувандыкского района Оренбургской области. Русский. Образование неполное среднее. Окончил Алма-Атинский аэроклуб. Призван в армию в 1940 году. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов в звании старшего сержанта.

В действующей армии – с октября 1942 года. Сражался на Калининском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах в составе 66-го (с 5 февраля 1944 года 140-м гвардейского) штурмового авиационного полка 266-й (с 5 февраля 1944 года 8-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии в качестве летчика, командира звена, командира эскадрильи.

На Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии участвовал в Великолукской наступательной операции (24 ноября 1942 – 20 января 1943 года); Демянской наступательной операции (15 - 28 февраля 1943 года) в интересах Северо-Западного фронта; Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31 марта 1943 года).

На Воронежском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал с 5 июля 943 года в оборонительной фазе сражения на Курской дуге.

На Степном (с 20 октября 1943 года – 2-м Украинском фронте) в составе 5-й воздушной армии участвовал в Белгородско-Харьковской наступательной операции (3 – 23 августа 1943 года) – завершающей фазе сражения на Курской дуге; Полтавско-Кременчугской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года) – составной части Черниговско-Полтавской стратегической операции, в том числе освобождении города Полтава; поддержке наземных войск при форсировании Днепра и в боях на захваченных плацдармах; Пятихатской (15 октября – 23 ноября 1943 года) и Знаменской (20 ноября – 23 декабря 1943 года) наступательных операциях – составных частях Нижнеднепровской стратегической операции; Кировоградской наступательной операции (1 – 16 января 1944 года) и освобождении города Кировоград; Корсунь-Шевченковской наступательной операции (24 января – 17 февраля 1944 года) и освобождении города Корсунь-Шевченковский; Уманско-Ботошанской наступательной операции (5 марта – 17 апреля 1944 года) и освобождении городов Умань и Новоукраинка.

К 31 января 1944 года совершил на штурмовике Ил-2 83 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку стратегических объектов, скоплений войск и техники противника. Уничтожил и повредил 11 танков, 42 автомашины, 4 паровоза, 30 железнодорожных вагонов, 10 зенитных артиллерийских батарей 6 зенитно-пулеметных точек 5 орудий полевой артиллерии, истребил до 200 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Евсюкову Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После получения высокой награды Н.А.Евсюков продолжал активную боевую деятельность.

На 1-м Украинском фронте участвовал в составе 2-й воздушной армии в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29 августа 1944 года) и освобождении города Львов; Сандомирско-Силезской наступательной операции (12 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции, в том числе освобождении городов Гинденбург (Забже) и Семяновиц (Семяновице-Сленске); Нижнесилезской наступательной операции и освобождении города Глогау (Глогув).

8 марта 1945 года капитан Н.А.Евсюков трагически погиб в автокатастрофе в польском городе Любен (ныне Любин). Там же был похоронен. Позднее его прах был перезахоронен на Кутузовском мемориале - воинском мемориальном кладбище у села Болеславице, в трех километрах от города Болеславец (Нижнесилезское воеводство, Польша), рядом с останками фельдмаршала Кутузова.

Его имя носит средняя школа села Новопокровка Кувандыкского района. У входа в школу установлен бюст Героя.

Награжден орденом Ленина (1.07.1944), орденом Красного Знамени (30.09.1943), 2 орденами Александра Невского (17.06.1944; …), орденом Отечественной войны 2-й степени (15.05.1943), орденом Красной Звезды (3.01.1943), медалями.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза


За мужество, проявленное в 12 успешных боевых вылетах на Калининском фронте, награжден орденом Красной Звезды в 1943 году.
За 15 успешных боевых вылетов на Калининском и Воронежском фронтах награжден орденом Отечественной войны 2 степени в 1943 году.
За 14 успешных боевых вылетов на Степном фронте награжден орденом Красного Знамени в 1943 году.

После последнего награждения тов. Евсюков на Степном и 2-м Украинском фронтах в трудных условиях сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника произвел 45 успешных боевых вылетов. Водил большие группы штурмовиков штурмовать и бомбардировать наступающего противника. его живую силу и технику в районе Белгорода.

В Белгородской операции  при срыве наступления немцев и на Степном фронте при занятии нашими войсками городов Белгород и Харьков 27 раз тов. Евсюков наносил массивные удары группами в 12 – 18 самолетов по скоплениям войск и техники противника. Все удары имели исключительную эффективность и подтверждались командованием наземных войск и экипажами истребителей прикрытия.

Всего за время наступления и отступления немцев группы, ведомые тов. Евсюковым, уничтожили и повредили 40 танков, 180 автомашин с войсками и грузами, 14 автоцистерн с горючим, 30 орудий полевой артиллерии, 24 орудия зенитной артиллерии, 4 паровоза, взорвано 16 складов с боеприпасами и горючим, уничтожено 50 всадников, 430 солдат и офицеров, создано 52 очага пожаров, сопровождавшихся взрывами.

При вождении групп тов. Евсюков в условиях интенсивного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника не потерял ни одного экипажа.

Особенно удачными налеты группы, ведомой тов. Евсюковым, были 20 августа, 4 и 29 сентября 1943 года. В результате этих дерзких налетов наши наземные части заняли сразу после бомбардировки три укрепленных населенных пункта – Безлюдовка (в 20 км южнее Харькова),  Лобовка и Мишурин Рог на правом берегу реки Днепр.

Тов. Евсюков – мастер ведения оборонительных воздушных боев Илов с истребителями противника и подавления зенитных точек. Отличный организатор штурманской и бомбардировочной подготовки.
За период участия на различных фронтах Отечественной войны случаев потери ориентировки и бомбометания по своим войскам не было.

Имеет 10 вылетов на разведку войск противника.
В одном из вылетов обнаружил большое сосредоточение танков противника в районе Белгорода, подготовлявшихся к прорыву нашей линии обороны. В результате своевременного доклада и отличной фотосъемки замысел противника был сорван.

На личном счету тов. Евсюкова в боях числятся уничтоженными и поврежденными:  танков – 11, автомашин – 42, повозок – 39, паровозов – 4, вагонов – 30, зенитных артиллерийских батарей – 10, зенитно-пулеметных точек – 6, орудий полевой артиллерии – 5, до 200 солдат и офицеров.

Эскадрилья под командованием тов. Евсюкова произвела 673 успешных боевых вылета.
Эффективность ударов  групп штурмовиков, водимых тов. Евсюковым, подтверждена наземным командованием, истребителями сопровождения и фотосъемкой.

За отличную боевую работу имеет 5 благодарностей от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина. За взятие города Великие Луки, за уничтожение живой силы противника в Демянском котле, за разгром войск противника при летнем немецком наступлении на Белгородско-Курском направлении, за взятие городов Белгород и Харьков имеет 8 благодарностей от командира корпуса и дивизии.

За 83 успешных боевых вылета, за мужество и героизм, проявленные в 45 успешных боевых вылетах на 2-м Украинском фронте, при срыве наступления немецких войск на Белгородском направлении, взятии городов Белгород и Харьков, отражении контратак противника на Кировоградском и Криворожском направлениях – достоин высшей степени отличия – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 66 штурмового авиационного полка майор Круглов
31 января 1944 года.

Из книги  И. Г.Драченко  На крыльях мужества. – М.: ДОСААФ, 1986

Попал я в эскадрилью старшего лейтенанта Николая Евсюкова. До знакомства почему-то представлял комэска мощным парнем, косая сажень в плечах, с трубным голосом. Оказалось же все наоборот: Евсюков был худощав, но жилист, нетороплив на слово. За этой обманчивой внешностью скрывалась масса энергии, твердость характера, трезвый расчет, умение быстро, рационально сориентироваться в самой неблагоприятной обстановке.
Те горячие деньки, о которых так много говорилось, наступили*.
Нас включили в боевой расчет. Молодежь собрал командир эскадрильи. Расположились на лужайке. Говорит он спокойно, словно преподает урок, изредка приглаживает льняные волосы.
- Команды выполнять четко и неукоснительно. Строй - святое место. Никакой самодеятельности. Осмотрительность и еще раз осмотрительность. Учтите Курскую магнитную аномалию, девиация действует на компас. Стрелка крутится, как белка в колесе. Поэтому главное - наземные ориентиры и карта.
Работать будем так: сначала угостим немцев бомбами, затем накроем огнем эрэсов, а потом ударим из пушек и пулеметов. Огонь открывать по моей команде.
Получив задание в штабе, бежим к машинам, где механики сбрасывают последние маскировочные ветки.
Сажусь в машину. В ней прохладно. Откинувшись назад, сосредоточиваюсь на деталях предстоящего полета. Томительны минуты ожидания. Наконец-то!
Всплеск зеленой ракеты! Прелести свежего утра как не бывало: все исчезло, потонув в хаосе звуков и пыльной метели от свиста винтов.
"Илы", начиненные скрытым огнем в оболочках бомб, эрэсов, снарядов, поднимают свою тяжесть на пятнадцатиметровом размахе крыльев.
Взлетаю, мягко отделившись от земли. Набрав высоту, занимаю место в строю. Чуть впереди - ведущий группы старший лейтенант Н. Евсюков с лучшим воздушным стрелком полка И. Кузиным. Направление - Белгород.
Внизу плывет степь, покрытая порослью молодого дубняка и орешника, белеют песчаные плешины на склонах балок, бойко взбегают на пригорки ряды хат под соломой. По петлям дорог в разные стороны движутся танки, автомобили, конные упряжки. Через четверть часа подходим к линии фронта. На моей карте она обозначена красным и синим. Уже отчетливо видна изломанная, многолинейная даль позиций противника, разбрызганные розовые кляксы от пожаров, витки дыма, ползущие из лощин.
Скоро цель!
На земле, как мы и ожидали, забесновались вражеские зенитки. Их трассы сплели по курсу такую цветную картину из смертоносных нитей, что казалось, ничто живое не в силах проскочить через этот световой ералаш.
Разрывы зенитных снарядов то слева, то справа пятнали небо, воздух вокруг кипел, бурлил, машину болтануло, как щепу на крутой волне.
В форточку пахнул едкий кисловатый запах тротила. Быстро изменяем курс, маневрируем, чтобы не дать зенитчикам вести прицельный огонь. За ведущим набираем высоту. Неотступно от двух наших шестерок "илов" чуть выше следуют истребители прикрытия капитана С. Карнача.
В шлемофоне раздалась команда Евсюкова: "Атака!" - и "ильюшины", подгоняемые тысячью семьюстами лошадиными силами моторов, как по желобу, скользнули вниз на цель.
Ножницы трасс "эрликонов" (малокалиберной зенитной артиллерии) скрещиваются прямо у самой земли.
Нервы - как струна. Между лопатками прокатились шарики-льдинки, на губах запеклась соленая пленка.
- Бросай!..
Команда ведущего сразу отрезвила, ободрила. Нажимаю кнопку бомбосбрасывателя. Замкнулась электрическая цепь, и бомбы соскользнули вниз. Освобождают бомболюки Кудрявцев, Полукаров, Кобзев... Черные чушки "соток" вспушили землю, ударная волна подбросила самолет, по обшивке пробежала металлическая судорога.
Выходим из пикирования, левым разворотом делаем второй заход с бреющего полета, третий, четвертый...
- Двести пятый, я - "Грач". Бомбы положили классно. Прочешите пехоту огнем из пушек и пулеметов. Пройдите вдоль траншей, - передала станция наведения ведущему.
Она же предупредила: в воздухе рыскают "мессеры".
И снова торпедами несемся к земле. Стрелка высотомера энергично ползет влево. Ловлю в сетку прицела орудийный расчет. Проекция его все увеличивается, разрастается. Крещу бегущих артиллеристов пулеметными очередями. Азарт боя так вскружил голову, что и не заметил, что отстал от своих. Лихорадочно разбираюсь в создавшейся обстановке, слышу настороженный голос Сергея Смирнова, моего стрелка:
- Командир! Сзади "худые"...
Этого еще не хватало. Закладываю левый вираж, ныряю вниз. "Мессершмитты" - тощие, словно акулы, пронеслись рядом, обдав каким-то смертельным холодком. Проскочили... и сразу же напоролись на "яков". Спасибо им, выручили.
В разноголосице боя слышу комэска:
- Подтяни...
Наконец-то пристраиваюсь к своим.
Возвращаемся домой: под крыло наплывает аэродромное поле. Над посадочной полосой ведущий резко отходит влево. Повторяю такой же маневр, выдерживаю безопасное расстояние от других машин, на которых отчетливо видны пробоины, масляные пятна...
На стоянке открыл фонарь, подставил лицо бодрящему ветерку. Расстегнул привязные ремни. Тикают в беспокойном беге часы на приборной доске. А шея так болит, словно на нее повесили мельничный жернов.
…Ослепительным ледоходом плывут кучевые облака. Восходящие потоки воздуха волнами подходят под бронированное брюхо "ила". Внизу извивается мутный в тенях и бликах Северский Донец. Скоро выйдем на цель. На пути к ней, конечно, вражеские зенитки поставят огневую завесу. А пока - тишина. Идет невидимая подготовка к психологической дуэли между небом и землей.
Мы готовы ринуться на зенитчиков сверху, заколотить их по самые уши в землю.
Они уже видят нас.
Представляем злые глаза, притененные сталью касок, которые напряженно следят за нашим полетом.
Жерла зениток хищно поворачиваются к "илам". Секунда, другая - и небо словно зашевелилось. К штурмовикам потянулись ядовито-красные трассы, то выше, то ниже начали раздаваться хлопки рвущихся снарядов.
Частокол прочерков снарядов становится все гуще, напоминая летучее пламя электросварки. Казалось, что какая-то нечистая сила пытается соединить в одно целое несовместимое - небо и землю.
Благополучно проскочив поток огня, пошли после бомбометания крушить гитлеровцев в окопах. Пустили в ход эрэсы, пушки, пулеметы. Фашисты прятались в укрытия, но и там напрасно искали спасения: над блиндажами взлетела земля, перемешанная с обломками бревен. А в наушниках уже раздавалась новая команда Евсюкова:
- "Горбатые", делаем второй заход...
Идем в набор высоты за ведущим.
- За мной! - командует комэск.
Подтягиваемся, по команде бросаем машины в новую атаку.
Приметил автомобиль с высокими бортами под тентом. Ловлю его в кольцо прицела, полосую очередями. Механизированная колымага подскочила и как-то боком поползла, словно подбитая собака, распушив бурый хвост дыма. Горит...
В наушниках шлемофона стоит то пронзительный писк, то завывающее урчание. Вороньем закружились "мессеры". Кто-то падает, кто-то зовет на помощь "яков" - самолеты прикрытия. А это захлебывающийся голос фашистского летчика (видно, совпала волна):
- Аллес капут! Муттер...
Да, для него, наверное, все окончено, и никакая мама уже не поможет.
Меня отбрасывает в сторону. Впереди лопнул большой белый шар, брызнуло осколками. Смотрю: у Полукарова на плоскости зияет огромная дыра. Его кренит, но Николай удерживает самолет от разворота. Да, на посадке товарищу придется попотеть изрядно. У него и на стабилизаторе дыр в избытке.
Возвратились с задания все. Осматривая пробоину на "ильюшине" Полукарова, комэск только покачал головой: "Получи такой апперкот снаряда среднего калибра чуть правее, и..."
Мы отчетливо представляли, что такое "правее, и...".
Старший лейтенант Евсюков сделал тщательный разбор боя, прошелся по отставшим, кое-кого пристыдил за ошибки и просчеты.
- На фронте оценки за полет не ставят, - заключил он, - Это не учебный полк. Здесь за ошибки летчик часто платит собственной кровью, жизнью. Вы должны твердо усвоить неписаные правила штурмового удара. Преодолевая огонь зенитной артиллерии, расчетливо маневрируй! В каждом боевом вылете выжимай из машины все до предела. Атаковать старайся из облаков, со стороны солнца. Уходи от цели тоже в облака или на солнце. Огонь веди из любого положения, а главное, бей наверняка с первой же атаки...
………………………..
*Речь  идет о сражении на Курской дуге.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»