Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Чаговец Григорий Иванович

Чаговец Григорий Иванович

05.01.1922 - 16.09.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Чаговец Григорий Иванович — лётчик 43-й эскадрильи 15-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, лейтенант.

Родился 5 января 1922 года в селе Новоалександровка ныне Беловодского района Луганской Народной Республики. Русский. Окончил семилетнюю школу на станции Чертково Ростовской области, затем 9 классов в посёлке Кантемировка Воронежской области. Окончил в 1941 году авиационный техникум и аэроклуб в Таганроге.

Призван в РККФ в 1941 году. Окончил в 1943 году Ейское военно-морское авиационное училище.

В действующей армии во время Великой Отечественной войны младший лейтенант Г.И. Чаговец — с июня 1943 года. Летал в 43-й эскадрилье 15-го отдельного разведывательного авиационного полка на истребителях Як-7 и Як-9. В короткий срок овладел методами ведения воздушной разведки на морском и сухопутном театрах военных действий, в том числе аэрофотографированием, летал в любых метеорологических условиях, на высотах до 7 тысяч метров. Во время разведывательных полётов, несмотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, прикрывавших объекты разведки, производил на них неоднократные заходы с целью получения качественных снимков.

Обеспечивал разведывательными данными командование Балтийского флота при проведении Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 года); Выборгской наступательной операции (10 – 20 июня 1944 года) — составной части Выборгско-Петрозаводской стратегической операции; Нарвской наступательной операции (24–30 июля 1944 года).

Доставлял командованию Балтийского флота ценные данные. В частности, его фотодонесения сыграли определяющую роль в операции по потоплению авиацией Балтийского флота вражеского крейсера противовоздушной обороны «Ниобе» 16 июля 1944 года в финском порту Котка.

В ноябре 1943 года его успехи в выполнении боевых заданий, храбрость, стойкость и мастерство были отмечены первым орденом Красного Знамени, в феврале 1944 года он был награждён вторым орденом Красного Знамени, а в августе 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий — третьим орденом Красного Знамени.

К сентябрю 1944 года совершил 165 боевых вылетов, в том числе 66 — на аэрофотосъёмку скоплений войск и боевой техники противника на побережье Балтийского моря, военно-морских баз, кораблей и аэродромов противника. В 13 воздушных боях сбил вражеский самолёт. 16 сентября 1944 года при аэрофотосъёмке военно-морской базы Либава (Лиепая) истребитель Як-9 лейтенанта Г.И. Чаговца был атакован шестью истребителями противника ФВ-190 и сбит. Летчик погиб*.

Увековечен на Центральном кладбище в городе Лиепая, Латвия**.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Чаговцу Григорию Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (05.11.1944, посмертно), 3 орденами Красного Знамени (03.11.1943; 17.02.1944; 07.08.1944).

В селе Новоалександровка одна из улиц носит имя Г.И. Чаговца. Материалы, содержащие сведения о жизни и подвигах Героя, собраны в музее Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова (бывший авиационный техникум).


*по данным донесения о безвозвратных потерях и донесения о безвозвратных потерях.
**по данным учетной карточки воинского захоронения и учетной карточки воинского захоронения.


Из книги «Подвиги, ставшие легендой» (в сокращении)


Репортаж с неба

Предстоял сложный и ответственный разведывательный полет в тыл противника на очень далекое расстояние. Доверить его нужно испытанному мастеру. Молодой летчик Григорий Чаговец слыл таковым не только в родном полку. Он отменно знал боевую технику, в совершенстве владел искусством пилотажа. В боях проявлял хладнокровие, отвагу, безошибочно оценивал любую ситуацию, быстро находил выход из трудного положения. В разведке  чуть больше года, а уже совершил множество результативных полетов в тыл противника. Награжден тремя орденами Красного Знамени.
Скоростной серебристый «ястребок» Чаговца стремительно поднялся в балтийское небо. Набрав заданную высоту, лег на боевой курс. Первый ориентир – остров Гогланд. Сколко раз пролетал над ним Чаговец, идя на разведку военно-морских баз Котка, Хельсинки, Порккала-Удд, Ханко. Всего два месяца назад четыре дня кряду в сложных погодных условиях велся в районе Котка поиск скрывавшегося от возмездия в финских шхерах фашистского крейсера ПВО. Но все же нашли и потопили. А два дня назад воздушные разведчики обнаружили около Гогланда внушительный отряд вражеских кораблей и барж с пехотой и техникой. По их сигналу прилетели штурмовики. Противник понес ощутимые потери и покинул остров.
– Пересек линию фронта! – передал Чаговец командиру полка, когда Гогланд остался позади, и получил от него дополнительное задание: на линии Таллин – Порккала-Удд проследить за тем, где противник ведет минирование залива.
В районе острова Нарген Чаговец заметил на водной глади необычную картину. На строго определенном расстоянии один от другого копошились фашистские катера. Приблизившись к цели, летчик понял  – идет минирование. Уточнил координаты минируемого участка, включил микрофон.
– Непременно засними на фотопленку! – отозвался командир.
Определив параметры, необходимые для масштаба съемки, придав самолету нужное направление и высоту полета, Чаговец принялся за дело. По ближнему катеру дал длинную очередь. Тот шарахнулся в сторону. Другие встретили огнем.
Выходить из зоны обстрела, даже сколько-нибудь маневрировать в эти минуты уже было нельзя. Любое отклонение от заданного курса существенно отразилось бы на качестве фотографирования. Поэтому, несмотря на усиливающийся огонь, Чаговец продолжал полет вдоль растянувшегося на километры фронта стрелявших по самолету кораблей и выполнил задание блестяще.
От Наргена до Лиепаи путь лежал через Моондзундский архипелаг, порт Вентспилс. Здесь Чаговцу надлежало поинтересоваться, чем заняты гитлеровцы на море и на суше. Тяжелых боевых кораблей обнаружить не удалось. Опасаясь советской авиации, подводных лодок, они в 1944 году коротали время в глубинных портах Германии. В конвоях участвовали легкие силы. Один из конвоев был замечен у берегов острова Сааремаа, второй – в горловине Рижского залива. В порту Вентспилс с барж выгружали боевую технику. Об этих наблюдениях Чаговец оперативно радировал на командный пункт полка, на подводные лодки.
Чем ближе конечная цель, тем чаще командир полка запрашивал у Чаговца обстановку в воздухе. Хотя по докладу разведчика она складывалась благополучно, все же усиливалось чувство тревоги за боевого товарища. Командир то и дело напоминал летчику об осторожности.
Григорий Иванович подошел к Лиепае с той стороны, где его не ожидали. Появление над базой советского самолета было для фашистов таким внезапным, что у них не оказалось достаточно времени, чтобы поднять навстречу свои истребители. Этим и воспользовался Чаговец. К базе тянулась лента кораблей различного назначения и тоннажа. Рейд и причалы тоже не пустовали. Разведчик включил микрофон и  повел обстоятельный рассказ о том, сколько и каких кораблей где находится. Спохватившись, противник открыл по самолету огонь из корабельных орудий. Чуть погодя заговорили зенитные батареи, расположенные на берегу. Летчик изменил высоту полета. Зенитчикам пришлось менять прицел. Наступила короткая пауза. Чаговец использовал ее для того, чтобы лучше разобраться в обстановке на причалах, определить, что выгружается из кораблей и барж. Так он маневрировал над базой до тех пор, пока не выяснил все самым обстоятельным образом.
– Заканчивай репортаж, – удовлетворенный результатом разведки, приказал командир полка.
– Надобно разведать и расположение здешних зенитных батарей, – высказался Чаговец. – Их в районе базы так много, что они будут представлять серьезную угрозу для нашей бомбардировочной авиации.
И Григорий Иванович пошел навстречу новой опасности. Он знал: чтобы не раскрыть себя, не все зенитные батареи, прикрывающие военно-морскую базу, вели огонь по одиночному самолету-разведчику. Летчик пошел на хитрость. Вклинившись вглубь вражеской территории, он стал делать облет. Нервы у вражеских зенитчиков не выдержали. Они открыли стрельбу. Разведчик определил точные координаты расположения всех батарей и передал их на КП полка.
Как-то сразу в небе не стало разрывов снарядов. Чаговец понял: настал черед истребителей. Да, они окружали его со всех сторон. Отступать было некуда. Советский летчик и не думал об этом. Доложив командиру сложившуюся ситуацию, он смело вступил в бой. В течение нескольких минут в телефонном аппарате на КП полка вместо голоса Чаговца слышался гул воздушного сражения.
Таким был последний, 165-й, разведывательный вылет в тыл противника Григория Ивановича Чаговца. 16 сентября 1944 года он погиб в неравном бою с фашистами, отдав жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Подвиги, ставшие легендой. - Донецк: Донбас, 1985