Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Берников Михаил Михайлович

 
Берников Михаил Михайлович
21.10.1915 - 12.03.1963
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 6321
Орден Ленина № 56690

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
  Мемориальная доска
  Мемориальная доска
  Информационная доска


Берников Михаил Михайлович – командир эскадрильи 809-го штурмового авиационного Каменец-Подольского полка (264-я штурмовая авиационная Киевская Краснознаменная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), майор.

Родился 21 октября 1915 года в хуторе Атаманский (ныне в городской черте Омска) в семье железнодорожного служащего. Русский. С 1921 года с семье жил в пригороде Омска – деревне Серебряковка. В 1929 году его семья вступила в колхоз «Опыт» Серебряковского района. Учась в школе, летом работал в колхозе. Окончил в 1931 году 7-летнюю железнодорожную школу № 3 станции Омск, затем школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1933 года работал токарем на Омском паровозо-вагоноремонтном заводе (ныне АО Омсктрансмаш), затем токарем в путевой части станции Омск. Параллельно обучался в омском аэроклубе, где прошел курс обучения на пилота и инструктора-парашютиста.

Призван в армию в 1937 году Омским горвоенкоматом. Первоначальную подготовку проходил в 102-й авиабригаде, после чего был направлен в Новосибирскую школу пилотов. После ее окончания в 1940 году в звании младшего лейтенанта был направлен а 205-й скоростной бомбардировочный полк, дислоцировавшийся в районе станции Сиверская Ленинградской области. Летал на бомбардировщике СБ.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Ленинградском, Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

В первые дни войны его полк потерял почти все самолеты, в том числе самолет Берникова. Он был направлен на переподготовку, где прошел обучение на пилота штурмовика Ил-2. Вновь в действующей армии – с июня 1942 года, на Калининском фронте в качестве летчика-штурмовика. Воевал в 264-й штурмовой авиационной дивизии в 235-м, 451-м, 809-м штурмовых авиационных полках.

Принимал участие в Ржевско-Сычевской (30 июля – 23 августа 1942 года) и Великолукской (с 24 ноября по конец декабря 1942 года) на¬ступательных операциях Калининского фронта.

На Воронежском (с 20 октября – 1-м Украинском фронте участвовал в оборонительных боях Курской битвы, Белгородско-Харьковской (3 – 23 августа 1943 года), Сумско-Прилукской (26 августа – 30 сентября 1943 года) наступательных операциях, Киевских наступательной (3 – 13 ноября 1943 года) и оборонительной (13 ноября – 22 декабря 1943 года) операциях, Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года), Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года), Львовско-Сандомирской стратегической (13 июля – 29 августа 1944 года) наступательных операциях.

На 2-м Украинском фронте участвовал в Дебреценской (6 – 28 октября 1944 года), Будапештской стратегической (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), Венской стратегической (16 марта – 15 апреля 1945 года), Братиславско-Брновской (25 марта – 5 мая 1945 года) и Пражской стратегической (6 – 12 мая 1945 года) наступательных операциях.

К концу января 1945 года совершил 97 успешных боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники, опорных пунктов, стратегических военных объектов, артиллерийских позиций противника, нанеся ему большой урон, в том числе 15 танков, 2 самолета, 35 автомашин, 7 артиллерийских орудий, 8 бензоцистерн, 7 зенитно-пулеметных точек, до 200 вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Берникову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны М.М.Берников продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Служил в своей 264-й штурмовой авиадивизии в Чехословакии до лета 1946 года, когда дивизия была передислоцирована в Одесский военный округ и вскоре расформирована. Майор М.М.Берников, окончив курсы переподготовки на пилота бомбардировщика Пе-2, был назначен заместителем командира эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы, был назначен командиром эскадрильи в штурмовом авиационном полку. Служил в городе Запорожье (Украина).

С 1957 года подполковник М.М.Берников – в запасе. Жил в Запорожье, с 1959 года работал на заводе «Запорожсталь» старшим бригадиром на складе гнутых профилей. Учился на курсах мастеров. Вел большую общественную работу. Был избран депутатом Орджоникидзевского райсовета города Запорожье.

Скончался 12 марта 1963 года. Похоронен на Первомайском кладбище города Запорожье.

Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 7.02.1944; 13.06.1945), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (23.12.43), Александра Невского (5.11.44), Отечественной войны 2-й степени (27.08.43), Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названа улица в Омске. На здании одного из цехов АО Омсктрансмаш,, на здании профессионально-технического училища № 2 (бывшая школа ФЗУ), на здании средней школы № 87, на доме, где жила семья Берниковых (ул. 20 лет РККА, 272) установлены мемориальные доски.

Из наградного листа

По деловому и умело командует личным составом подразделения в условиях интенсивной боевой работы. Личный состав эскадрильи в бою смел, решителен и инициативен, учится на боевых подвигах своего командира. Летчиками и воздушными стрелками в воздушных боях сбито 5 самолетов противника. Свой практический и теоретический боевой опыт с умением и желанием передает подчиненным.
Эскадрильей  на 1-м и 2-м Украинских фронтах за время его командования  произведено 930 боевых вылетов и уничтожено: танков 65, автомашин 117, повозок с воинскими грузами 250, бензоцистерн 13, зенитных точек 237, самолетов противника на земле и в воздухе 16, рассеяно и частично уничтожено до 1875 человек  живой силы противника. Летчики и воздушные стрелки под его командованием, взаимодействуя с наземными частями, решали задачи по взятию городов Богодухов, Белгород, Зеньков, Харьков, Сумы, Киев, Житомир, Бердичев, Винница, Каменец-Подольск и др.
Им лично за период участия в Отечественной войне уничтожено: танков 15, автомашин 35, артиллерийских орудий 7, складов с горючим 1,  бензоцистерн 8, зенитно-пулеметных точек 7. самолетов 2,  живой силы 200 человек.
Задания выполняет только хорошо и отлично, невзирая на сплошной заградительный зенитный огонь противника, на яростные атаки его истребителей, смело и уверенно выводит на цель группы и наносит по врагу сокрушительные удары.
В дни форсирования реки Днепр, расширения наших плацдармов на ее правобережье и освобождения столицы Украины – города Киев водил в бой группы и уничтожал живую силу и боевую технику противника, проявляя в бою смелость, отвагу и мужество.
21.10.1943 года при выполнении боевого задания над целью был атакован истребителями противника. Самолет получил большие повреждения: пробит стабилизатор, руль поворота и глубины, в нескольких местах пробита левая плоскость, в результате чего в воздухе отлетело ее нижнее покрытие. Несмотря на это, смело и уверенно вел свой самолет и группу на свой аэродром и на плохо управляемом самолете благополучно произвел посадку.
3.11.1943 года при штурмовке артиллерийских позиций, танков и живой силы противника севернее города Киев его самолет в результате атак истребителей противника был сильно поврежден – отбит правый руль глубины, отбит левый элерон, пробиты оба колеса шасси. Самолет был доведен до своего аэродрома и отлично посажен.
3.2.1944 года  ведущим группы из 6 самолетов Ил-2 выполнял задание по уничтожению живой силы материальной части – транспортных самолетов противника, вывозивших генеральский и офицерский состав из окруженной группировки в районе Корсунь-Шевченковский. Выведя группу точно на цель, произвел бомбовый удар, которым уничтожил несколько самолетов. Несмотря на сильный заградительный зенитно-пулеметный огонь, сделал повторный штурмовой заход, при котором нанес большой материальный ущерб. Всего за этот вылет его группой было уничтожено и повреждено 5 транспортных самолетов противника типа Ю-52. Только за этот вылет всему летному составу группы командующим 2-й воздушной армией генерал-полковником авиации Красовским была объявлена благодарность, а ведущий группы Берников был награжден орденом Красного Знамени.
В дни жарких боев Львовской операции, в дни уничтожения окруженной группировки противника в районе Белый Камень тов. Берников также проявил мужество. отвагу и летное мастерство командира и прекрасного ведущего эскадрильи. В день производил полным составом эскадрильи по 4 – 5 боевых вылетов, меткими бомбовыми и штурмовыми ударами уничтожал танки, автомашины и живую силу противника на направлениях его главных ударов, тем самым срывая планы прорыва окружения и выхода из него.
Как мужественный и отважный мастер летного дела, как отличный ведущий в бой групп, приложил много усилий и умения в дни боев по изгнанию немецких оккупантов из районов северной Трансильвании. Ведя в бой свою эскадрилью и сборные группы полка, отлично выполнял боевые задания в сложных горных условиях, из боя выходил и выводил своих подчиненных только тогда, когда лично убедился в эффективности действия группы и в отличном выполнении поставленной командованием боевой задачи.
Майор Берников,  как верный своей Родине, как защитник и освободитель ее от немецких оккупантов, так же участвует в боях по уничтожению немецких группировок на венгерской территории и в районе города Будапешт. Усовершенствовавшийся мастер бомбовых и штурмовых ударов, отлично выполняя боевые задачи ведущим группы, наносит противнику максимальные потери в его технике и живой силе в крупных населенных пунктах, на железнодорожных станциях и на окраинах столицы Венгрии.

Эскадрилья за время его командования имеет потери – 2 экипажа и 2 самолета Ил-2.

За мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками, за отличное вождение в бой групп без потерь и обеспечение с воздуха операций наземного командования, за отличное руководство в боях подразделением и лично произведенные 97 боевых вылетов достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 809 штурмового авиационного Каменец-Подольского полка подполковник Билык
28 января 1945 года

Кроме приведенных источников, при составлении биографии использован материал из статьи с сайта Живые.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Подвигом славны твои земляки. - Запорожье: 1962