Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Курзенков Сергей Георгиевич

 
Курзенков Сергей Георгиевич
07.07.1911 - 18.11.1981
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.07.1943 Медаль № 1044
Орден Ленина № 13491

    Памятники
  Плита колумбария


Курзенков Сергей Георгиевич – заместитель командира 78-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ (6-я истребительная авиационная бригада ВВС ВМФ, ВВС Северного флота), капитан.

Родился 11 (24) июня 1911 года* в городе Омск Омского уезда Акмолинской области. Русский. Брат Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова. В 1916-1921 годах жил в городе Зима (ныне Иркутской области), с 1921 года – в городе Наро-Фоминск (ныне Московской области). В 1927 году окончил 7 классов школы, в 1929 году – школу ФЗУ. В 1929-1930 годах работал ткацким подмастерьем на Наро-Фоминской ткацкой фабрике.

В 1931 году окончил курсы при Ленинградском текстильном институте. В 1931-1932 годах работал мастером на Наро-Фоминской ткацкой фабрике, в 1932-1933 – заведующим производственным обучением и преподаватель школы ФЗУ в Наро-Фоминске.

В армии с августа 1933 года. В 1935 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1939-1941 – лётчик-инструктор Военно-морского авиационного училища имени С.А.Леваневского в городе Николаев (Украина). В 1941 году заочно окончил 1 курс Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в октябре-ноябре 1941 – командир звена 72-го смешанного авиационного полка ВВС ВМФ, в ноябре 1941 – январе 1942 – лётчик 78-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Северного флота. Участвовал в обороне Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев. 4 января 1942 года был тяжело ранен в правую ногу и 2 месяца находился на излечении в госпитале в посёлке Ваенга (ныне город Североморск Мурманской области).

В марте-сентябре 1942 – командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 2-го гвардейского смешанного авиационного полка ВВС ВМФ (ВВС Северного флота). 10 мая 1942 года во время воздушного боя его самолёт был подбит и совершил вынужденную посадку в тундре. Получил ранение головы и 2 месяца лечился в госпитале.

В сентябре 1942 – феврале 1943 – заместитель командира 78-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ (ВВС Северного флота). 28 февраля 1943 года осколком зенитного снаряда противника был тяжело ранен в правую ногу, после чего при подлёте к своему аэродрому его самолёт по ошибке сбили свои зенитки. С.Г.Курзенков выбросился с парашютом. В момент раскрытия купола лямки парашюта оборвались, и лётчик с высоты 700 метров упал на заснеженный склон горы. Получил при этом тяжелейшие травмы и до августа 1943 года находился в госпитале, после чего был списан с лётной работы.

Всего за время войны совершил 209 боевых вылетов на истребителях И-16, «Харрикейн» и Р-40 «Киттихаук», в 20 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года майору Курзенкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С октября 1943 года служил начальником отделения в Управлении боевой подготовки и военных учебных заведений Управления ВВС ВМФ. В 1946-1949 – офицер отдела боевой подготовки Управления ПВО ВМФ, с 1949 – офицер оперативного отдела Штаба авиации ВМФ. С августа 1950 года подполковник С.Г.Курзенков – в запасе.

В 1956 году окончил Московский литературный институт. Занимался литературной деятельностью, член Союза писателей СССР.

В 1957-1958 годах в течение 6 месяцев работал в советско-китайской киноэкспедиции шофёром автомобиля ГАЗ-69. Начав путешествие в Алма-Ате (Казахстан), закончил его в Пекине, проехав за рулём автомобиля более 10.000 километров. О своём путешествии по Китаю С.Г.Курзенков написал книгу путевых очерков.

Жил в Москве. Умер 18 ноября 1981 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Полковник (1950). Награждён орденом Ленина (24.07.1943), 2 орденами Красного Знамени (21.05.1942; 2.06.1942), орденом Красной Звезды (24.06.1948), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями, американским «Военно-морским крестом» (23.06.1943).

Бюст С.Г.Курзенкова установлен в посёлке Сафоново Мурманской области. Его именем названа улица в Наро-Фоминске. Имя С.Г.Курзенкова носил самолёт МиГ-31 174-го гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка имени Б.Ф.Сафонова (полк расформирован в 2001 году).

Примечание: В одной из автобиографий указана иная дата рождения – 18 июля 1911 года.

Сочинения:
Под нами – земля и море. М., 1960;
Рассказы о лётчиках. М., 1960;
Особое задание. М., 1965;
Рассказы лётчика. М., 1965;
Под нами – земля и море (на болгарском языке). София, 1965;
Воздушный ас. М., 1966;
Под нами – земля и море. 2-е издание. М., 1967.

Случай с Курзенковым, который, по мнению адмирала Головко А.Г., останется в истории Северного флота:

"28 февраля 1943 года, то есть полярной ночью, самолёт Курзенкова был подбит над вражеским аэродромом и загорелся. Раненный осколком при разрыве снаряда, лётчик сумел довести горящий самолёт до нашей территории, почти до своего аэродрома, после чего выбросился, не раскрывая парашюта, чтобы не попасть под удар падавшего следом самолёта, представлявшего пылающий факел. Пролетев около двух тысяч метров, Курзенков открыл парашют, ощутил сильный рывок, сорвавший унты и меховую перчатку (на земле в это время было около тридцати градусов мороза), но не почувствовал, что скорость падения замедлилась. Иссеченные осколками ремни парашюта не выдержали рывка и оторвались вместе с парашютом. Короче говоря, Курзенков достиг земли с непогашенной парашютом скоростью падения. Спасло его только то, что при падении он попал в глубокое ущелье, занесённое снегом. Тем не менее, у него от удара были травмированы внутренние органы, выбита из сустава рука, повреждена нога, разорвана почка. И всё-таки он нашел в себе силы достать пистолет и дважды выстрелил в воздух, чтобы привлечь внимание. Его нашли, доставили в госпиталь и доложили мне. Узнав, что произошло, я обратился к Д.А. Арапову, который находился в Полярном. Торпедный катер тут же доставил главного хирурга флота в госпиталь, куда был перевезён Курзенков.

Четырнадцать суток Дмитрий Алексеевич Арапов дрался со смертью за жизнь Курзенкова и сделал почти невозможное. И победил. В июле Курзенков вышел из госпиталя здоровым человеком. Здоровым, если не считать ограничений, связанных с тем, что осталось на всю жизнь в результате травмы внутренних органов. Своё он уже отлетал, а всё, что успел сделать, дало ему право быть Героем Советского Союза, которым он и стал 25 июля 1943 года".

(см. Головко А.Г. «Вместе с флотом». М.: Воениздат, 1960, с.155-156.)

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

На помощника командира по лётной подготовке и воздушному бою 78 истребительного авиационного полка 6 ИАБ ВВС Северного флота капитана КУРЗЕНКОВА Сергея Георгиевича
.

1. Год рождения - 1911. 2. Национальность - русский. 3. Соцположение - рабочий, из рабочих. 4. Партийность - член ВКП(б) с 1930 г. 5. С какого времени в РККА или РКВМФ - с 1933 г. 6. Участие в гражданской войне - не принимал. 7. Ранения и контузии - ранен три раза. 8. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что - представлялся. 9. Какие имеет поощрения и награды и за что - два ордена «Красного Знамени» за отличное выполнение боевых заданий командования на фронте.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

В Великой Отечественной войне против немецких захватчиков принимает активное участие с октября месяца 1941 г. Своей беззаветной преданностью социалистической Родине и большевистской партии, жгучей ненавистью к врагу, необыкновенной храбростью и отвагой, отличным знанием своего самолёта и мастерством ведения воздушных боёв тов. Курзенков в своей повседневной боевой работе показывает примеры доблести и героизма.

Героизм этого человека стал не эпизодическим явлением, а неотъемлемой составной частью в его повседневной многообразной боевой работе.

До октября месяца 1941 г. тов. Курзенков работал командиром звена Военно-морского авиационного училища им. Леваневского, обучил не один десяток отличных воздушных бойцов, которые мастерски громят фашистских стервятников.

В октябре месяце, в момент организации 78 ИАП в составе ВВС СФ, на вооружение которого поступила материальная часть самолётов «хаукер-харрикейн», тов. Курзенков прибыл на должность пилота, затем последовательно - командиром звена 3 авиаэскадрильи 2 ГКАП, заместителем командира 3 авиаэскадрильи 2 ГКАП и, наконец, заместителем командира 78 ИАП, где и вёдет боевую работу по настоящее время. В кратчайший срок отлично освоил самолёт «харрикейн» и вступил в строй боевых лётчиков-истребителей.

4.03.42 г., нанося штурмовой удар по аэродрому Луостари, тов. Курзенков проявил при этом подлинный героизм, несмотря на то, что его самолёт был подбит, а сам был ранен при подходе к цели, он не вышел из строя, а весь свой смертельный груз сбросил и расстрелял по врагу, нанеся ему ущерб в технике и живой силе, уничтожив при этом капонир с самолётом, служебный домик с лётным составом до 12 человек и т. д. Свой самолёт тов. Курзенков привёл на свою базу и произвёл посадку благополучно.

10.05.42 г. небольшая группа наших самолётов прикрывала высадившиеся наши войска на правом фланге Мурманского направления в районе мыса Пикшуев. Противник большой группой бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87 под прикрытием 14 истребителей пытался нанести бомбовой удар по переднему краю наступающей нашей пехоты. Несмотря на превосходство в силах со стороны истребителей противника, сталинские соколы вступили в бой. Бомбардировщики противника поспешно побросали бомбы в расположение своих войск, и ушли на свой аэродром, не выполнив задания. В этом неравном бою наши лётчики сбили три Ме-109 и один был сильно повреждён. В этом бою тов. Курзенков снова проявил героизм и отвагу, был подбит, самолёт горел, и он был ранен, но из боя не вышел. На горящем самолёте последней пулемётной очередью сбил самолёт противника Ме-109. Сам, перетянув линию фронта, приземлился в расположении своих войск, имея тяжёлое ранение, и был доставлен в госпиталь; но всё это не сломило его храбрости и ненависти к заклятому врагу нашей Родины, тов. Курзенков ещё крепче стал уничтожать немецких захватчиков на земле и в воздухе.

28.02.43 г. при нанесении ночью бомбардировочно-штурмового удара по аэродрому Луостари был подбит его самолёт огнём ЗА [зенитной артиллерии] и он получил тяжёлое ранение в ногу при подходе к цели. Тов. Курзенков и здесь выполнил боевое задание, отбомбил и отштурмовал аэродром противника, лишь тогда лёг на обратный курс. Самолёт тов. Курзенкова был сильно подбит, и при подходе к своему аэродрому на высоте 800 метров самолёт загорелся. Тов. Курзенков выбросился на парашюте. Парашют был также поврежден, перебита была левая лямка осколком снаряда ЗА, это вывело 12 строп. Тов. Курзенков, без того имея тяжелое ранение, спустился на полураскрытом парашюте с большой скоростью и при падении на землю потерял сознание. Бойцами был доставлен в госпиталь, где при операции у него удалена правая почка.

Несмотря на то, что тов. Курзенков в настоящее время находится в госпитале, в тяжёлом состоянии, всё же его боевой дух подлинного сталинского сокола не сломлен, а наоборот, ещё больше он питает ненависть к немецким варварам. Таковы короткие эпизоды, составляющие только часть его боевых подвигов.

За весь истекший период войны с немецкими захватчиками имеет 209 боевых самолётовылетов, при налёте 213 часов 44 минут. Провёл 20 воздушных боёв, в ходе которых лично сбил девять вражеских самолётов, в частности:

1. 4.03.42 года - один Ме-109
2. 24.03.42 года - один Ю-87
3. 4.04.42 года - один Ме-109.

Награждён первой правительственной наградой — орденом «Красного Знамени».

4. 15.04.42 года - один Ю-87
5. 29.04.42 года - один Ме-110
6. 9.05.42 года - один Ме-109,
за что награждён вторым орденом «Красного Знамени» .

Тов. Курзенков, не успокаиваясь на достигнутых успехах, продолжал неустанно совершенствовать свое боевое мастерство и героически драться с немецкими стервятниками. За короткий срок достиг снова замечательных успехов, одержав новые победы, уничтожив ещё три самолёта противника:

7. 10.05.42 года - один Ме-109
8. 10.05.42 года - один Ме-109
9. 18.06.42 года - один Ю-87.

Данные о всех сбитых самолётах подтверждаются очевидцами-лётчиками, последующей разведкой поля боя и оперативными сводками штаба ВВС СФ №№ 63, 83, 94, 105, 119, 129, 130, 169 - 1942 г.

Кроме сбитых самолётов противника, в воздушных боях повреждены четыре самолёта противника:

1. 24.03.42 года - один Ю-87
2. 7.07.42 года - один Ю-87
3. 25.07.42 года - один Ме-109
4. 2.09.42 года - один Ме-109.

Тов. Курзенков произвёл семь успешных штурмовок по аэродрому противника Луостари, в результате которых уничтожены:

1. Капонир с самолётом.
2. Домик лётного состава с летным составом до 12 человек.
3. Повреждён один самолёт Ю-88.

Подтверждено оперативной сводкой штаба ВВС СФ № 63 от 5.03.42 г.

Подлинный сталинский сокол лётчик-истребитель тов. Курзенков в своем неутомимом стремлении неустанно множить славу нашей великой Родины ищет боя с противником и находит его, неизменно одерживая победы.

Будучи зам. командира полка по лётной подготовке и воздушному бою, сочетает свои волевые командирские качества с богатейшим боевым опытом. Его личный пример в бою всегда служит для подчинённых одним из источников храбрости, бесстрашия и героизма. Все эти боевые качества тов. Курзенкова в сочетании с присущей скромностью создали ему среди всего личного состава полка и за пределами его большую популярность и громадный авторитет.

В соответствии с приказом Народного Комиссара обороны товарища Сталина № 0299 от 20.08.1941 г. за сбитые в воздушных боях девять самолётов, поврежденных в воздухе и на земле пять самолётов, уничтоженных: капонир с самолётом и домик с лётным составом до 12 человек - заслуживает присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 78 ИАП 6 ИАБ ВВС СФ гвардии майор Маркевич

28 апреля 1943 г.

(ЦВМА, ф. 3 оп. 2421, д. 2, лл. 132—134.)

«Литературное наследство». Том 78. «Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны». Книга вторая. – М.: Изд. «Наука», 1966, стр. 509-512.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 В небе - лётчики Балтики. - Таллин: Ээсти раамат, 1974
 Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982
 Герои огненных лет. Книга 1. М.: Московский рабочий, 1975
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
 Навечно в строю. Книга 3. М.: Воениздат, 1961
 Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.