Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Кочетов Василий Иванович

Кочетов Василий Иванович

15.01.1915 - 03.09.1987

Герой Советского Союза

Даты указов

13.03.1944

Медаль № 3376

Орден Ленина № 17749

Кочетов Василий Иванович – штурман отряда 11-го гвардейского авиационного полка (62-я авиационная дивизия, б-й авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии старший лейтенант.

Родился 15 января 1915 года в селе Ильинское ныне Починковского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. В 1930 году окончил семилетнюю школу, работал в колхозе. В 1937 году окончил Кемлянский сельскохозяйственный техникум в Мордовии, работал агрономом Ичалковского районного земельного отдела Мордовской АССР, затем учителем в том же районе.

Призван в армию в 1939 году. Год прослужил красноармейцем в стрелковом полку. Осенью 1941 года окончил Харьковскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, служил штурманом в учебном отряде школы.

В ноябре 1941 года по собственному желанию был отправлен на фронт. Боевое крещение получил в отдельной тяжелобомбардировочной эскадрилье, располагавшейся под Москвой. На самолёте ТБ-3 в качестве штурмана старший сержант В.И.Кочетов совершал боевые вылеты на бомбардировку вражеских войск и военных объектов в городах Ярцево, Вязьма, Брянск, Витебск, Смоленск и других. Весной 1942 года эскадрилья была расформирована, и В.И.Кочетов в июле 1942 года был направлен в 14-й авиационный полк 62-й  авиационной дивизии дальнего действия, базировавшийся на подмосковном аэродроме и вооруженный самолётами ТБ-3. Совершал боевые вылеты в интересах Северо-Западного, Западного и Воронежского фронтов на бомбардировку и доставку грузов наземным войскам.

За отличие в выполнении ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, его аэродромов и других стратегических объектов В.И.Кочетов в августе 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.
В сентябре 1942 года полк был перевооружён самолетами Ли-2, которые использовались как в качестве транспортных самолётов, так и в качестве бомбардировщиков.

С сентября 1942 по февраль 1943 года 62-я авиационная дивизия дальнего действия дивизии базировалась на аэродромах Мичуринского аэродромного узла и действовала в интересах Сталинградского и Донского фронтов.
За боевые заслуги в битве под Сталинградом штурман самолёта Ли-2 младший лейтенант В.И.Кочетов 31 декабря 1942 года был награждён орденом Красной Звезды.
14-й авиационный полк дальнего действия был 26 марта 1943 года преобразован в 11-й гвардейский.

Летом 1943 года В.И.Кочетов в составе своего экипажа летал в Крым к партизанам, снабжал их продовольствием, боеприпасами, вывозил раненых.

К 7 сентября 1943 года совершил 211 ночных вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов, скоплений войск и боевой техники в глубоком тылу противника и на выполнение специальных заданий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за успешно выполненные 211 боевых вылетов и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии старшему лейтенанту Кочетову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3376).

В октябре 1944 года В.И.Кочетов был зачислен слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1948 году. Служил на различных командных должностях в ВВС Советской Армии. С 1960 года полковник В.И.Кочетов – в отставке.

Жил в Воронеже. С 1963 года работал в Воронежском политехническом институте на кафедре самолётостроения авиационного факультета. Много сделал для оснащения учебной базы факультета образцами современных для того времени реактивных боевых самолётов. Скончался 3 сентября 1987 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище в Воронеже.

Награждён орденами Ленина (13.03.1944), Красного Знамени (18.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (31.12.1942; ...), медалями.

В Воронеже на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.


Из наградного листа


Участвует в боях против немецко-фашистских захватчиков с июля 1942 года в качестве штурмана корабля, в настоящее время штурман отряда.

Летает в составе экипажа: командира отряда гвардии старшего лейтенанта Горбачева, летчика гвардии младшего лейтенанта Сысоева, механика авиационного бортового Сукова, воздушного стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Тарасенко и воздушного стрелка гвардии сержанта Макарова.

За этот период совершил 211 ночных боевых вылетов с боевым налетом 988 часов. Сброшено на железнодорожные узлы, аэродромы и военные объекты противника 224 000 килограммов бомб разного калибра и 5 000 000 листовок.

С 31.7 по 21.8.43 года действовал в интересах партизан Крыма, совершил 10 боевых вылетов ночью в глубокий тыл противника, произвел 1 посадку с высадкой 13 человек партизан, выбросил партизанский десант 12 человек, вывез из тыла 11 человек раненых партизан, сбросил партизанам 23 700 килограммов грузов, из них продовольствия 12 700 килограммов, боеприпасов и оружия 7 500 килограммов, обмундирования 3 500 килограммов.

Летал на бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов и скоплений войск противника в пунктах: Брянск, Орел, Курск, Льгов, Белгород, Запорожье, Харьков, Днепропетровск, Сталино, Анапа, Тамань, Тацинская,  Гумрак, в окруженную немецкую армию под Сталинградом и ряд других.

В результате бомбардирования отмечено только по наблюдению контролеров и фотоснимкам 40 прямых попаданий по целям, 85 пожаров и 61 взрыв. Выполнил 95 оперативных заданий, перевез на оперативные аэродромы 105 человек и 32 тонны груза.

Все боевые задания командования по разгрому немецко-фашистских захватчиков выполняет успешно. Хорошо овладел самолетовождением, средствами радионавигации, летает в сложных условиях днем и ночью, не имея ни одного случая потери ориентировки. За время работы штурманом отряда много работает над подготовкой подчиненного ему штурманского состава. В выполнении боевых заданий настойчив, смел и решителен, в бой идет с желанием, вынослив в бою.

12.01.1943 года вылетел днем на бомбардировку станции Гумрак на самолете Ли-2. Обнаружил на станции эшелон противника, стоявший под разгрузкой. Сильный зенитный огонь препятствовал подходу самолета к цели, но эшелон был разбит, самолет, выполнив задание, вернулся на свой аэродром.

В ночь на 13.02.1943 года при бомбардировке эшелонов на станции Льгов, зайдя на цель с высоты 1600 метров, обнаружил на станции эшелоны. Сделав над станцией два круга, выбрал направление захода и бомбардировал цель. Самолет был подброшен волной сильного взрыва, возникшего на станции в результате сброшенных бомб. Пришедшие через полчаса самолеты, бомбившие ту же цель, наблюдали два пылающих эшелона, в которых рвались боеприпасы. Задание выполнено отлично.

26.05.1943 года экипаж получил задание бомбардировать скопление войск противника на станции Молдаванская. В результате бомбометания отмечен один взрыв большой силы.

31.05.1943 года бомбардировал аэродром Анапа. В результате бомбардировки возникло несколько очагов пожара.

18.07.1943 года бомбардировал железнодорожный узел Чистяково. В результате прямого попадания на станции вызван огромный пожар, сопровождавшийся взрывами.

7.08.1943 года вылетел на сбрасывание груза в глубокий тыл, в Крым. Вышел точно на цель. Снизившись до 400 метров, стал требовать сигнала с земли, но был встречен огнем немецких пулеметов – цель была занята немцами. Отыскал вторую цель, точно сбросил груз. Утром по радио партизаны сообщили, что из выброшенного экипажем груза найдено 96 %, и прислали благодарность за отличную работу экипажа.

За период Отечественной войны на всех типах самолетов имеет общий налет 1191 час, из них ночной боевой налет 988 часов, налет днем – 203 часа.

За отличное выполнение боевых заданий, за мужество, личный героизм, проявленный в боях против немецко-фашистских захватчиков, за причиненный огромный ущерб немецким захватчикам штурман отряда гвардии старший лейтенант Кочетов достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Командир 11 гвардейского авиационного полка дальнего действия гвардии подполковник Блинов
7.9.1943 года

Из очерка  К.Гусева в книге «За Отчизну, свободу и честь»

Однажды экипажу, где служил Кочетов, была поставлена задача  – доставить партизанам боеприпасы.
– Положение у них трудное. Фашисты их прижимают к реке. Надо задержать врага, а у партизан кончаются боеприпасы. Вылетите сейчас, ночью. Садиться там негде. Значит, груз придется сбрасывать, причем с ювелирной точностью. Малейшая ошибка, и боеприпасы достанутся врагу. Условный сигнал – три костра треугольником. Дополнительный – мигание красного фонарика: длинный, короткий, длинный. Если здесь груз сбросить не удастся, то вот тут, на самом берегу реки, запасная цель.Условный сигнал тот же, только без костров.
С погашенными огнями одинокий Ли-2 крался над вражеской территорией, словно растворившись в темноте.
– Командир, – голос стрелка-радиста нарушил тишину, – слева внизу вижу три костра.
– Понял, вижу.
Старший лейтенант Горбачев, в экипаж которого попал Василий Кочетов, был немногословен. Ли-2, довернув влево, пошел на снижение. Штурман до рези в глазах вглядывался в землю. Вроде бы все правильно – три костра горят треугольником. А где дополнительный сигнал? Неужели про него забыли?
– Кочетов, почему не сбрасываешь груз?
– Что-то тут не так, командир. Партизаны не подают дополнительный сигнал. Значит, одно из двух – либо забыли, либо внизу фашисты.
– Фашисты, говоришь? А вот сейчас проверим.
Снизившись до 400 метров, Горбачев включил навигационные огни. И тут нервы у врага не выдержали, к самолету протянулись пулеметные трассы. Летчик выключил огни и «змейкой» стал уводить самолет от опасного места.
– Считай, ребята, заново на свет родились. Попади трасса в наш груз – ох, и был бы фейерверк. Однако нам бы его не удалось увидеть. Штурман, идем на запасную цель.
– Кажется, заметил, командир, – штурман почувствовал холодные капельки пота, скатившиеся из-под шлема на лицо. Самолет описывал дугу в темном небе. Блеснул характерный изгиб реки. И тут же почти рядом вспыхивали сигналы: продолжительная красная вспышка, короткая и вновь продолжительная…
– Все точно, – подтвердил пилот. – Сейчас, штурман, все от тебя зависит. Давай, «бомби» своих. Только им на головы не попади.
– А пусть не стоят под грузом, - усмехнулся штурман.
Несколько раз на небольшой высоте самолет пересек берег, откуда подавались сигналы, пока  последний ящик с боеприпасами не покинул его фюзеляж.
Утром от партизан пришла радиограмма, в которой они благодарили летчиков за доставленный груз.

В январе сорок третьего разведка сообщила, что на станцию Гумрак прибывает эшелон с танками и боеприпасами. Погода стояла нелетная, и командование решило поручить уничтожить этот эшелон лучшему экипажу полка. Пока техники готовили самолет к вылету, Кочетов проложил на карте маршрут, обдумал противозенитный маневр, режим бомбометания.
Одинокий Ли-2 появился над станцией ранним утром. Подобрался он незаметно, почти на бреющем. Набирать высоту было некогда, и штурман решил рискнуть. Нажав кнопку бомбосбрасывателя, он крикнул летчику: «Набирай высоту!»
Может быть, все бы обошлось благополучно, если бы одна из бомб не попала в вагон с боеприпасами. Несмотря на то, что Горбачев сразу после сброса бомб направил самолет резко вверх, уйти от мощной взрывной волны ему не удалось. Она подхватила облегченный Ли-2  и подбросила на добрые две-три сотни метров, а затем он неудержимо ринулся вниз.
Летчик обеими руками тянул штурвал на себя, стремясь вывести самолет из губительного пике, но стрелка высотомера продолжала отсчитывать теряемые метры.
– Штурман, помоги!
Кочетов ухватился за штурвал поверх рук летчика. Самолет  начал приподнимать нос, и, наконец, машина перешла в горизонтальный полет.
Казалось, опасность миновала. Но, увы…Взрывная волна, как оказалось, наделала много неприятностей. Вышла из строя рация, правый мотор, стоило только ему увеличить обороты, начинал «чихать» и грозил остановиться. Вся надежда была только на левый мотор да на мастерство летчика. А потом пошел обильный снегопад. Он закрыл и небо, и землю. А экипаж радовался такой погоде – она исключала встречу с истребителями противника. Как сумели выйти на свой аэродром, как сумели в такой снегопад посадить самолет – впоследствии не смогли объяснить ни штурман, ни летчик. Но они выполнили приказ. А то, что техники потом обнаружили в фюзеляже и крыльях свыше полутора сот пробоин – это обычное дело.

При подготовке биографии использованы материалы, предоставленные  С.В.Кузоватовым (г. Дзержинск Нижегородской области).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

За Отчизну, свободу и честь! Книга 7. Горький, 1989

Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза - горьковчане. Горький, 1981