Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Платонов Константин Петрович

 
Платонов Константин Петрович
15.05.1921 - 08.04.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.03.1944


Платонов Константин Петрович - заместитель командира эскадрильи 108-го авиационного полка 36-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса Авиации дальнего действия, старший лейтенант.

Родился 15 мая 1921 года в деревне Мелихово ныне Жуковского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов. Работал слесарем на 2-м шарикоподшипниковом заводе в Москве.

В Красной Армии с апреля 1940 года, по комсомольской путёвке. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов. Служил в 42-м дальнебомбардировочном авиационном полку ВВС Северо-Кавказского военного округа.

В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Участник битвы за Москву, обороны Заполярья (май-июнь и сентябрь-октябрь 1942), обороны Ленинграда. С сентября 1943 года - заместитель командира эскадрильи 108-го авиационного полка. Член ВКП(б) с 1943 года.

Заместитель командира эскадрильи 108-го авиаполка (36-я авиадивизия, 8-й авиакорпус, АДД) старший лейтенант Платонов К.П. к сентябрю 1943 года совершил 179 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, скоплений вражеских войск. Уничтожил 15 самолётов противника на аэродромах. Представлен к званию Героя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Платонову Константину Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Пока оформлялись документы, война продолжалась. С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года полк, в котором воевал К.П. Платонов, входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса - "Север-3", самолёты Ил-4 (модификация ДБ-Зф) которой базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа (штурман старший лейтенант Владимиров М.Г.) участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия).

Всего выполнил 219 боевых вылетов.

8 апреля 1944 года К.П. Платонов погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Ваенга (ныне - ЗАТО город Североморск) Мурманской области. Похоронен на воинском кладбище посёлка Ваенга.

Награждён 2 орденами Ленина (31.12.1942, 13.03.1944), орденом Красного Знамени (20.06.1942), Отечественной войны 1-й степени (10.04.1944).

Справка из музея воинской части:

"Платонов Константин Петрович родился в 1921 г. в деревне Мелихово Калужской области. Русский. Член КПСС с 1943 г. Заместитель командира авиационной эскадрильи 108-го бомбардировочного авиационного полка дальнего действия, старший лейтенант. "Вся боевая жизнь товарища Платонова - образец мужества, геройства и отваги. Его ратные подвиги знает вся дивизия, они известны и далеко за её пределами. Молодой, скромный, исключительно смелый и отважный летчик, любимец всего лётного состава. Первоклассный мастер дальних полетов" - так характеризовал летчика командир полка.

Он выполнял задание по блокаде и уничтожению 16-й немецкой армии в районе Демянска, поднимая свою машину в воздух по 3-4 раза за ночь. Участвовал в обеспечении безопасности транспортов союзников, следовавших в наши северные порты. Только 23 мая 1942 г. при налёте оперативной группы на аэродром Лаксельвен было уничтожено 50 самолётов противника.

В ночь на 13 апреля 1943 г. экипаж Платонова бомбил Кенигсберг. Город прикрывался мощным заградительным огнём, по небу шарили лучи прожекторов. Проявив упорство и пренебрегая опасностью, Платонов смело и уверенно вывел машину на цель и точно сбросил бомбы. В городе возникло 7 очагов пожара.

В ночь на 12 августа 1943 г. в назначенное время точно над целью в районе города Мга самолёт Платонова сбросил первую половину светящих авиабомб. При отходе от объекта самолёт подвергся атаке Ме-110. Последовала пулемётная очередь. Был убит стрелок-радист Олейников, а самолёт получил повреждение. Не имея связи с землёй, стремясь во что бы то ни стало осветить заданную цель для бомбардирования следуемых за ним экипажей, мужественный лётчик снова зашёл на цель и сбросил вторую половину осветительных бомб. Но в это время истребитель вторичной атакой поджёг бомбардировщик. Был убит штурман Помазан. Кабину лётчика охватило пламя, загорелась одежда. На горящем самолёте Платонов все же дотянул до своей территории и только после этого выбросился с парашютом. Целой жизни боевых товарищей и самолёта ответственное задание было выполнено.

13 марта 1944 г. старшему лейтенанту Платонову Константину Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Через 25 дней капитан Платонов погиб в результате катастрофы на аэродроме Ваенга Мурманской области".

"… Каким он парнем был!":

"Первым к "Тирпицу" прорвался ДБ-Зф, где командиром был старший лейтенант Константин Петрович Платонов, а штурманом Михаил Григорьевич Владимиров.

В Подольске, в Центральном архиве Министерства обороны СССР, от фотографии Платонова я не мог оторвать глаз: сказочный Бова-королевич... Волнистые волосы, ясный взор, красивый вырез губ, точёная линия прямого носа. Удалая натура сквозит в каждой чёрточке лица, и в то же время - доброта, ещё юношеская мягкость, какое-то задумчиво-грустное отражение душевной красоты. В личном деле значилось: "Любимец всего лётного состава". В сухие служебные аттестации не часто вписываются такие фразы.

"Как лётчик Платонов считался одним из лучших в полку. Что значит, на войне считаться хорошим лётчиком? Однозначный ответ трудно дать, но обобщающий признак, как мне кажется, это желание с ним летать на боевые задания. Когда в середине 1943 года я вошёл в его экипаж как штурман эскадрильи,- писал мне о своём командире Владимиров, - я был рад. О своём первом командире, с которым я принял боевое крещение, могу сказать только хорошее. Но Костя (а его все офицеры полка так звали) для меня был идеалом лётчика и человека. Он выделялся среди нас внешностью, приятным лицом, военной подтянутостью. И при таких данных, при всеобщей к нему любви оставался прост, скромен, рассудителен.

В воздухе, я имею в виду вылеты на боевые задания, он оставался очень спокоен, хотя я знаю, что лётчик не может быть спокоен при полётах в сложных метеоусловиях, над целью - в зоне огня зенитной артиллерии или в прожекторном луче, когда тебя ловят светом и расстреливают с земли... Но посмотришь - на боевом курсе самолёт у Кости идёт, как по линеечке. Пожалуй, это был прирождённый лётчик.

Погиб Костя очень нелепо в апреле 1944 года на Севере, ему тогда только что присвоили звание Героя Советского Союза. Вернулся из отпуска лётчик. Платонов поднялся с ним в воздух на вывозной полёт. Полёт, едва начавшись, закончился катастрофой: самолёт сорвался в штопор и упал на скалы. Высота полёта была малой, что произошло, мы так и не узнали. Когда Костя, покрытый Боевым Знаменем, лежал в гробу, поверьте, плакал весь полк, а мы на третьем году войны уже умели не плакать".

Ткачёв Александр. "Охота на "Тирпица". Документальная повесть.//Журнал "Честь имею", 1994, № 10, стр. 46, 59-60.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. Калуга,1963
 Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.