Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Апраксин Сергей Андреевич

Апраксин Сергей Андреевич

20.01.1923 - 16.05.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6297

Апраксин Сергей Андреевич - старший лётчик 74-го гвардейского штурмового авиационного Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова и ордена Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии младший лейтенант.


Родился 20 января 1923 года в селе Атрать Алатырского района (ныне – Республика Чувашия) в крестьянской семье. Мордвин. Окончил 9 классов, учился в аэроклубе. Призван в армию в июне 1941 года Алатырским райвоенкоматом. Направлен в военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне – Оренбург). После окончания школы был направлен в запасной авиационный полк.

В действующей армии – с 19 июля 1944 года. Лётчик-штурмовик С.А.Апраксин сражался на самолёте Ил-2 в составе 1-й воздушной армии на 3-м Белорусском фронте.

Летом 1944 года участвовал в освобождении Литвы – в Вильнюсской (5-20 июля) и Каунасской (27 июля — 28 августа) наступательных операциях (этапах  Белорусской стратегической наступательной операции).

С 13 января по 25 апреля  1945 года участвовал в Восточно - Прусской стратегической операции, в том числе с 13 по 27 января  – в Инстербургско - Кёнигсбергской операции, в которой войска 3-го Белорусского фронта вышли на подступы к Кёнигсбергу и блокировали восточно - прусскую группировку врага.

С 13 по 29 марта 1945 года участвовал в боях по ликвидации восточно-прусской группировки, в ходе которых войска фронта вышли к заливу Фришес-Хафф Балтийского моря.

С 6 по 9 апреля 1945 года участвовал в Кёнигсбергской операции и взятии Кёнигсберга (ныне – Калининград).

С 13 по 25 апреля участвовал в Земландской наступательной операции – завершающем этапе Восточно-Прусской наступательной операции, в ходе которой войска 3-го Белорусского фронта к 25 апреля завершили ликвидацию земландской группировки немецко - фашистских войск и овладели городом и портом Пиллау (Балтийск).

К концу войны совершил 109 успешных боевых вылетов. В результате эффективных бомбардировочно-штурмовых ударов лично уничтожил и повредил: 11 танков, 69 автомашин, 12 батарей полевой и зенитной артиллерии, 47 повозок с грузом, взорвал 3 склада боеприпасов, создал 4 крупных взрыва, создал 18 очагов пожара в местах скопления техники противника, уничтожил 350 солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за отвагу и мужество, проявленные  при нанесении  штурмовых ударов по противнику, гвардии младшему лейтенанту Апраксину Сергею Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6297).

24 июня 1945 года Герой Советского Союза С.А.Апраксин участвовал в Параде Победы в Москве.

После окончания Великой Отечественной войны С.А.Апраксин продолжал службу в авиации. С 1953 года гвардии майор С.А.Апраксин – в запасе. Жил в Москве, работал руководителем одного из московских предприятий.

Скончался 16 мая 1995 года. Похоронен в Москве на Митинском кладдбище.

Награждён орденом Ленина (29.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (29.01.1945, 29.04.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (22.02.1945) степени, Славы 3-й степени (7.10.1944), медалями.


Из наградного листа


Тов. Апраксин на фронтах Отечественной войны с 19.7.1944 года, принимал активное участие в боях по освобождению Белоруссии, Литвы  и при овладении Восточной Пруссией. За этот период им произведено 109 успешных боевых вылетов.

За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за произведенные 80 успешных боевых вылетов тов. Апраксин награжден орденами: дважды «Красное Знамя», «Слава 3 степени», «Отечественная война 2-й степени».

В результате эффективных бомбардировочно-штурмовых ударов лично уничтожил и повредил: 11 танков, 69 автомашин, 12 артбатарей полевой и зенитной артиллерии, 47 повозок с грузом, взорвал 3 склада боеприпасов, создал 4 крупных взрыва, создал 18 очагов пожара в местах скопления техники противника и убил 350 гитлеровцев.

Тов. Апраксин принимал участие в пяти групповых воздушных боях с истребителями противника, в которых своими дерзкими и решительными действиями стойко отбивал все их атаки и всегда выходил победителем. Отличная техника пилотирования и умелый противозенитный маневр, а также мастерское применение огневой мощи самолёта Ил-2 всегда обеспечивали тов. Апраксину успех при выполнении боевых заданий.

Безгранично мужественный и храбрый летчик-штурмовик имеет неутомимое желание как можно больше летать на выполнение боевых заданий.

Особенно отличился тов. Апраксин в боях при прорыве Восточно-Прусской обороны, овладении крепостью и городом Кенигсберг, Земландским полуостровом и портом Пиллау.

30.7.1944 года тов. Апраксин в составе 4 Ил-2 атаковал скопление техники и живой силы противника в районе Козлова Руда. Несмотря на ожесточенный обстрел зенитной и малой зенитной артиллерией, дерзкими и решительными атаками тов. Апраксин лично сжег 3 автомашины, метко сброшенными бомбами создал пожар в железнодорожном эшелоне.

6.10.1944 года в составе 4 Ил-2 атаковал артминбатареи и живую силу противника в районе Расейняй, лично уничтожил 1 артиллерийское орудие, убил 2 лошади и около 10 гитлеровцев.

23.10.1944 года тов. Апраксин в составе 6 Ил-2 атаковал 14 контратакующих танков, 15 автомашин и до роты пехоты в районе Друттишкен. В результате успешных атак противотанковыми авиабомбами, реактивными снарядами, огнем из пушек тов. Апраксин лично уничтожил 1 танк, 1 автомашину и убил 20 гитлеровцев.

Задание было выполнено, чем оказана помощь танковому подразделению 2-го танкового корпуса в отражении контратаки и выходе его из полуокружения.

8.12.1944 года тов. Апраксин взлетел с задачей найти и уничтожить железнодорожный эшелон противника  на участке железной дороги Тракенен – Гумбиннен. Низкая облачность и туманная дымка затрудняли поиски цели, но тов. Апраксин, не считаясь с тяжелыми условиями, заданную цель нашел и при сильном зенитном огне произвел две атаки по железнодорожному эшелону. От прямых попаданий бомб и снарядов был разбит паровоз и 3 железнодорожных вагона. Самолет получил сильное повреждение от зенитной артиллерии, потребовалась срочная посадка. В критический момент, когда самолет был почти не управляем, тов. Апраксин блестяще производит посадку на прифронтовой аэродром. Спас самолет и жизнь экипажа.

14.1.1945 года тов. Апраксин парой в составе группы из 6 Ил-2 сделал 2 боевых вылета в районы Бружен, Тутшен. Под сильным огнем зенитной артиллерии атаовал контратакующие танки и пехоту противника. В результате эффективных дейсвий лично уничтожил 1 батарею малокалиберной зенитной артиллерии, 3 автомашины, убил до 25 гитлеровцев.

28.1.1945 года тов. Апраксин три раза вылетал на штурмовку танков и войск противника в районе 8 – 10 километров южнее Кенигсберга. Несмотря на сильный зенитный огонь и плохие метеоусловия, тов. Апраксин поставленную задачу успешно выполнил. В результате прямых попаданий бомб и снарядов лично уничтожил: 1 танк, 2 автомашины, до 20 гитлеровцев, подавил огонь 1 батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Рация наведения «Урал-11» подтвердила результаты и благодарила за хорошую работу. В этот день наши войска в этом районе заняли более 10 пунктов.

3.2.1945 года тов. Апраксин в течение дня два раза вылетал на уничтожение контратакующих танков и войск противника в район  Хайде, Вальдбург. При этом тов. Апраксин уничтожил 3 автомашины, подавил огонь двух батарей полевой артиллерии и убил до 15 гитлеровцев. В результате эффективных действий штурмовиков все контратаки противника на этом участке были отбиты.Кроме этого, наши войска имели успех в продвижении вперед.

20.3.1945 года  тов. Апраксин в составе 5 Ил-2 атаковал скопление войск противника в районе Люктенфельде, Менфельде. Противник ожесточенно сопротивлялся   и пытался контратаковать наши атакующие наземные части, но, благодаря дерзким и решительным действиям группы враг был прижат к земле, и наши войска, преодолев сопротивление противника. успешно продвинулись вперед. Тов. Апраксин, снижаясь до бреющего полета, в упор расстреливал технику и живую силу противника, в результате чего лично сжег 3 автомашины с боеприпасами, разбил 2 повозки, подавил огонь одной точки малокалиберной зенитной артиллерии, убил 4 лошади и до 10 гитлеровцев. Группа, успешно выполнив боевое задание, без потерь и повреждений возвратилась на свой аэродром.

18.3.1945 года тов. Апраксин в составе 6 Ил-2 атаковал скопление автомашин и артиллерию на опорном пункте в районе Габдитен, Шертен. Несмотря на ожесточенный обстрел зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, дерзкими и решительными ударами было уничтожено 23 автомашины, из которых 15 с боеприпасами, 2 батареи полевой артиллерии, подавлен огонь 1 батареи малокалиберной зенитной артиллерии, убито 25 гитлеровцев. Создан  1 очаг пожара в расположении войск противника.

Лично тов. Апраксин, снижаясь до бреющего полета, увлекал своих товарищей на героические подвиги, в результате уничтожил 5 автомашин, подавил огонь двух артиллерийских орудий и убил 10 гитлеровцев. Группа, успешно выполнив задание, без потерь возвратилась на свой аэродром.

В этот день тов. Апраксин совершил 3 успешных боевых вылета,. где смело и дерзко уничтожал технику и живую силу противника.

19.3.1945 года группа в составе 6 Ил-2, сопровождая наши наступающие наземные войска в районе Гланденталь, заметила большое скопление автомашин и живой силы противника. Вся группа обрушила на нее свой бомбардировочно-штурмовой удар, где лично тов. Апраксин уничтожил 3 автомашины и убил до 30 гитлеровцев.

За героизм и мужество, проявленные в боях при освобождении Белоруссии, Литвы, овладении Восточной Пруссией, за произведенные 109 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 тов. Апраксин достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 74 гвардейского Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиационного полка гвардии подполковник Смильский
12 мая 1945 года

Из книги «Наши земляки – Герои Советского Союза» ( в сокращении)

 Зал клуба ярко освещен. Перед призывниками выступает участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Сергей Андреевич Апраксин, человек интересной военной судьбы. Внимательно слушают его завтрашние солдаты, с завистью поглядывая на грудь ветерана-летчика, украшенную многими правительственными наградами. Фронтовик взволнованно рассказывает им о своем боевом пути, об отваге и мужестве однополчан....
— Не забыть мне вылет, совершенный 30 июля 1944 года в район Козлова Руда,—рассказывает Апраксин.— Тогда я летел в составе шестерки. Ведущим был Герой Советского Союза Саша Покликушкин—мой командир эскадрильи. Он еще во время Сталинградской битвы славился как прекрасный разведчик. Однажды во время прорыва сильно укрепленной обороны противника обнаружил замаскированную артиллерийскую засаду в составе свыше десяти немецких батарей на пути движения нашего танкового соединения и помог вызванным с аэродрома штурмовикам разгромить ее до подхода туда советских танкистов. Под стать Покликушкину был Владимир Гамзин. Как никто другой из летчиков, он умел по следам гусениц выслеживать гитлеровские танки и выводить на них штурмовики. Нельзя не вспомнить Арсения Малена, Дмитрия Каприна, Андрея Коломойца и многих других, которые мастерски наносили штурмовые удары по противнику. Я часто летал с ними в паре, а с Сашей Покликушкиным — почти до конца войны. Все то, что умел делать он, я старался воспринимать от него...
И вот 30 июля 1944 года в полете в район Козлова Руда Сергей Апраксин думал об одном —как бы не потерять ведущего. Он помнил слова командира: «Отстанешь от ведущего — считай пропал, лучшей находки для «мессера» не надо». Когда прошли линию фронта, волнение улеглось. Апраксин, как и другие соколы, точно сбросил бомбы и начал обстреливать противника из пушек и пулеметов.
Воздушная обстановка была не из простых. Одновременно со штурмовиками над линией фронта действовали «юнкерсы». Они находились выше и чуть в стороне. Множество столбов пыли и дыма тянулось вверх, ухудшая видимость. Атакам не было конца. Нити трассирующих пуль и снарядов молнией пронеслись перед глазами Апраксина. Но он уверенно шел за ведущим, все время прикрывая его от вражеских самолетов.
Несмотря на непрерывные атаки вражеских истребителей и ожесточенный обстрел зенитной артиллерии, дерзкими и решительными атаками Апраксин лично сжег три автомашины, метко сброшенными бомбами создал пожар в железнодорожном эшелоне, шедшем в направлении фронта.
Теперь, после успешно выполненной боевой задачи, группа штурмовиков, отстреливаясь, пробивалась к линии фронта. На многих из них на плоскостях зияли пробоины, начала приподниматься обшивка, кое-где обнажились лонжероны и нервюры. У Апраксина заклинило руль высоты. Самолет становится неуправляемым. Его с большими усилиями удается удерживать в горизонтальном положении.
Вцепившись обеими руками в ручку управления, Апраксин неожиданно для противника и с риском для себя резко сбавил обороты. Скорость упала до минимума. Не предвидя такого маневра, «мессеры» проскочили вперед. Апраксин еще раз повторил этот маневр и выиграл время.
Линия фронта осталась позади. Наши зенитчики пришли на помощь летчику. Огненной стеной они преградили путь преследователям, которые были вынуждены повернуть восвояси.
Гвардии младший лейтенант Апраксин совершил посадку на своем аэродроме. Вот он стоит в кругу товарищей и, обращаясь к технику, говорит с нескрываемым восхищением:
— Это не самолет—мечта! Вы только посмотрите на него: живого места нет, а все-таки дотащил до аэродрома.
Командир полка, выслушав доклад офицера, потер ладонью подбородок и повернулся к начальнику штаба:
— Представьте гвардии младшего лейтенанта Апраксина к награждению орденом Славы III степени...
— Но не зазнаваться,— снова предупредил летчика командир полка.— Пусть этот полет послужит для вас уроком на всю войну.
И Сергей Апраксин оправдал доверие командира. Он за короткий период стал мастером штурмовых ударов. Немало вылетов Апраксин совершал и на разведку. И всегда он привозил ценные сведения о противнике. Вспоминая о таких заданиях, Сергей Андреевич рассказывает:
— Как-то мы с Покликушкиным вылетели на разведку вражеских танков,—говорит Апраксин.—По разведданным, они находились недалеко от передовой. Летим мы час—нигде похожего не видим. Тогда решили залететь глубже в тыл и проследить по следу. Оказалось, противник замаскировал их под копнами сена и соломы. И мы начали их сжигать с воздуха. Горящие танки стали выползать отовсюду. Мы тут же об их местонахождении передали своему командованию. Или другой пример. Наша разведка сообщила об эвакуации войск противника и местного населения по ледяной дороге с района юго-западнее Кенигсберга. На задание я вновь вылетел со своим другом Сашей Покликушкиным. На наших самолетах были установлены по два фотокинопулемета. Мы должны были сделать съемки – плановую и перспективную. В то же время я должен был прикрывать своего ведущего. Летели на малой высоте, между косой Фришес-Хафф и материком. И на ледяной дороге мы обнаружили людей и военную технику. Через некоторое время эти данные уже были у нашего командования. Приказ был выполнен с честью... Очень жаль, что в одном из боев погиб мой фронтовой друг и учитель Саша Покликушкин...
До конца войны Сергей Андреевич находился на переднем крае. Войну закончил в Восточной Пруссии. Как мастер штурмовых ударов, он был удостоен участия на параде Победы в Москве.
А. Николаев

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Наши земляки - Герои Советского Союза. 3-е изд. Чебоксары, 1980.