Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Левин Михаил Васильевич

 
Левин Михаил Васильевич
09.01.1919 - 06.08.2015
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945 Медаль № 7476


Левин Михаил Васильевич – заместитель командира эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 53-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии старший лейтенант.

Родился 9 января 1919 года в деревне Елино Коломенского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил четыре класса начальной школы в деревне Елино, а затем девять классов средней школы в городе Коломне. Работал на Коломенском машиностроительном заводе, учился в аэроклубе.

В 1940 году призван Коломенским городским военкоматом в ряды Красной Армии. В мае 1941 года окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С первого дня Великой Отечественной войны М.В. Левин участвовал в боевых операциях. С 22 июня 1941 года летал на выполнение заданий в составе 39-й отдельной бомбардировочной авиационной эскадрильи, а с января 1942 года – в составе 1-го гвардейского Брянского Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка.

В ночь на 11 мая 1943 года экипаж М.В. Левина получил задание нанести удар по железнодорожному узлу Брянск-1. Командир полка предупредил, что, по данным разведки, гитлеровцы усиленно охраняют объект. В этом Левин убедился, подлетая к Брянску. Город ощетинился лучами прожекторов, в небе появились султаны взрывов зенитных снарядов.

Михаил вёл самолёт на высоте 3600 метров, ловко маневрируя среди лучей прожекторов. На цель заходил бесшумно, с выключенным газом. Экипаж прицельно отбомбился. Бомбы попали в один из эшелонов. Сильный взрыв разметал несколько вагонов, возник пожар. При отходе от цели самолёт попал в перекрестие прожекторных лучей.

Со всех сторон стали рваться снаряды, небо в непосредственной близости от самолёта прорезали трассирующие линии пулемётных очередей. Левин применил маневр по вертикали и направлению и сумел вырваться из цепких щупальцев прожекторов и зенитного огня. Лишь три пробоины получил самолёт. Об этом узнали, когда благополучно приземлились на своём аэродроме.

Во время прорыва блокады Ленинграда М.В. Левин делал по 3–4 вылета в ночь на бомбардирование позиций тяжёлой артиллерии гитлеровцев, обстреливающих город на Неве. В ночь на 17 января 1944 года сделал 5 боевых вылетов. Это потребовало от лётчика мобилизации всех его физических и духовных сил.

В феврале 1944 года М.В. Левин четыре раза водил свой тяжелогружёный бомбардировщик к Хельсинки, один раз – к Турку, где нанёс мощные удары по военно-промышленным объектам этих городов.

17 февраля 1944 года М.В. Левин возвращался из района Хельсинки на базу. Стал давать перебои левый мотор. Но лётчик сумел благополучно довести самолёт до своего аэродрома.

Техники доложили, что мотор вышел из строя, ремонт потребует не одного часа. А в эту ночь нужно было сделать ещё один вылет. Левин обратился к командиру полка с просьбой разрешить вылететь на боевое задание на другом самолёте. Получив "добро", в эту же ночь второй раз нанёс бомбовый удар по военным объектам Хельсинки.

В ночь на 30 июня 1944 года старший лейтенант М.В. Левин вылетел на выполнение очередного боевого задания. Нужно было нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу Лунинец. Сплошная облачность затрудняла выполнение задания: никаких ориентиров не видно.

Но штурман точно вёл самолёт к цели. Вынырнув на высоте 1700 метров из густых облаков, Левин направил свой воздушный корабль к железнодорожной станции, забитой составами с живой силой и боевой техникой отступающих фашистских войск. Неожиданно острые лучи прожекторов пронзили черноту ночи и впились в самолёт. Яркий сноп света ослепил Левина, но лётчик не растерялся. Резко развернув машину, ушёл в сторону.

Машина, послушная рукам пилота, развернулась и через несколько минут устремилась на железнодорожный узел с северо-запада. Хитрость удалась. Прожекторы не успели нащупать советский самолёт, когда сверху посыпались бомбы. Они попали точно в цель. Сильный взрыв потряс воздух, а затем окрестности озарились ярким светом: горели эшелоны.

Подобных полётов было немало. Но не всегда они кончались так благополучно. Иной раз после прицельного бомбометания с трудом приходилось вырываться из зоны зенитного огня противника.

Однажды Левин, вернувшись на аэродром, насчитал на самолёте шестнадцать больших пробоин. В другой раз, возвращаясь с задания, отказал один из моторов. Лишь благодаря высокому лётному мастерству Левин сумел провести самолёт на одном моторе около 150 километров и благополучно посадить его на своём аэродроме.

О бесстрашном лётчике Михаиле Левине писали газеты, публиковали его портреты. Вся страна знала о его подвигах.

К январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант М.В. Левин совершил 255 боевых вылетов (из них 200 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его войск, а также сделал 32 вылета со специальным заданием в расположение партизан для выброски парашютистов в тыл противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Михаилу Васильевичу Левину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7476).

После окончания Великой Отечественной войны М.В. Левин продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. До мая 1951 года служил в Приморском крае в должности командира авиационной эскадрильи. А затем его перевели в Московский военный округ. Многие годы работал в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова – был командиром отряда, эскадрильи, начальником лётной части.

Летом 1966 года переехал из Москвы в Киев. Здесь трудился в ЦК ДОСААФ Украинской ССР. Вначале в должности заместителя, а с 1973 года – начальника отдела авиационной подготовки и спорта.

Жил в городе Киев (Украина). Умер 6 августа 2015 года.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

На здании аэроклуба в Коломне Московской области установлена мемориальная доска.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Кузовкин А.И., Макаров А.И. Золотое созвездие коломенцев. М., 1976