Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Якимов Павел Никитович

Якимов Павел Никитович

13.07.1910 - 05.03.1968

Герой Советского Союза

Даты указов

20.06.1944

Медаль № 3931

Якимов Павел Никитович - штурман самолета 1-й транспортной авиационной дивизии (Главное Командование ВВС Красной Армии), капитан.

Родился 13 июля (по другим данным, 29 июля) 1910 года в Санкт-Петербурге (Ленинград, Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Окончил Ленинградский авиационный техникум в 1931 году. Работал в Батайской авиационной школе ГВФ, где прошел курс военной подготовки. С 1939 года работал штурманом Ростовского авиапредприятия. В Советской Армии с 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года.

С осени 1941 года служил штурманом самолёта ПС-84 Азово-Черноморской авиагруппы ГВФ. До лета 1942 года летал в основном на Керченский полуостров и в Севастополь. Вместе с экипажем вывез сотни раненых севастопольцев и завёз в сражающийся город большое количество военных грузов. После потери Крыма был переведён в Киевскую особую авиагруппу, в составе которой вместе со своим будущим командиром А.С.Шорниковым (в разных экипажах) участвовал в боевых действиях под Сталинградом.

В январе 1943 года П.Н.Якимов с А.С.Шорниковым были в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии командированы в Великобританию для освоения и перегонки в СССР 200 бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника).

В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А.С.Шорников, штурман лейтенант П.Н.Якимов, радист лейтенант А.А.Вердеревский и борттехник Г.И.Галактионов. После девяти часов полета самолет сел на Внуковском аэродроме. В течение марта-апреля последовали еще 12 "Албемарлов"

В Советском Союзе самолеты подвергли тщательным испытаниям. Они показали, что британские машины значительно уступали по лётным и эксплуатационным качествам отечественным дальним бомбардировщикам и транспортным самолетам ПС-84. Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации "Албемарла" в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или серьезно их модифицировать. В мае перегонку самолетов приостановили, а затем прекратили вообще.

Экипаж А.С.Шорникова, в составе которого был П.Н.Якимов, летом и осенью 1943 года в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября – 1 декабря 1943 года), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Советской Армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов.

Особо отличился П.Н.Якимов при выполнении специальных заданий командования по доставке в расположение Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) с авиабазы в городе Бари (Италия) в 1944 году оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, вывозу раненых и спасению Верховного штаба НОАЮ во главе с маршалом Иосипом Броз Тито 4 июня 1944 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, капитану Якимову Павлу Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3931).

В июле 1944 года в Италию перелетели с территории СССР ещё десять самолётов С-47. Оттуда начала действовать авиационная группа особого назначения (АГОН) под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И.Щелкунова. Ее самолеты обеспечивали боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии: туда везли боеприпасы, оружие, медикаменты, обратно - раненых. Из Советского Союза в Бари транспортники доставили четыре разобранных самолёта По-2 и передали их югославам.

Вплоть до окончания войны П.Н.Якимов вместе с А.С.Шорниковым в составе АГОН летал в небе Югославии.

С 1947 года П.Н.Якимов – в запасе. Жил в Москве. Работал флаг-штурманом отряда Отдельной авиационной группы международных воздушных сообщений, начальником штаба авиапредприятия. Затем, после развода с женой, переехал в Эстонию, жил в городе Кингисепп (ныне город Курессааре, остров Сааремаа), работал начальником аэропорта. Последние годы жил в городе Таллин (Эстония).

Скончался 5 марта 1968 года. Похоронен в Таллинне на кладбище Метсакальмисту.

Награждён орденами Ленина (20.06.1944), «Знак Почёта», медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями. Народный Герой Югославии.

На здании Курессаарского аэропорта установлена мемориальная доска.


После Тегеранской конференции советское правительство начало переговоры с англичанами по поводу оказания военной помощи Народно-Освободительной армии Югославии (НОАЮ). Помощь планировалось перебрасывать с территории Южной Италии, захваченной англо-американскими войсками, с британской базы близ города Бари. Была срочно сформирована советская военная миссия во главе с генералом-лейтенантом Н.В.Корнеевым. В Югославию отрядили два экипажа самолетов С-47 (усовершенствованный Дуглас DC-3): один должен был доставить на базу технические средства, второй – обеспечивать деятельность миссии.

Эта «командировка» выдвигала высочайшие требования к пилотам: нужно было летать ночью, сажать самолеты на площадки в горах, сбрасывать грузы у сигнальных костров. Обслуживать военную миссию поручили экипажу А.С.Шорникова, в составе которого, кроме командира, были второй пилот Б.Т.Калинкин, штурман П.Н.Якимов, борттехник И.Г.Галактионов и радист Н.С.Вердеревский. К началу 1944 года был определен маршрут перелета: Москва – Астрахань – Тегеран – Каир – Бизерта – Бари. Военная миссия насчитывала 24 человека, из них 18 человек летели на борту Шорникова. Самолеты вылетели из Москвы утром 17 января и из-за погодных, технических и организационных проблем добрались до Бари лишь к началу февраля.

Верховный штаб НОАЮ располагался поблизости от города Дрвар на западе Боснии. В том районе бушевали снежные бури, и хотя партизаны ежедневно расчищали посадочную площадку возле села Медено Поле, их труд пропадал даром. Тогда было решено отправить миссию в Югославию на планерах, буксируемых самолетами. Три самолёта с планерами и 25 британских истребителей группы прикрытия пересекли Адриатическое море и миновали занятый немцами Сплит на высоте 3000 метров. Лётчики на планерах оказались мастерами своего дела и посадили свои безмоторные аппараты точно на площадку.

На санях миссия добралась до Босанского Петроваца, на следующее утро миссия пешком отправилась в Дрвар. Перед миссией стояли непростые задачи: югославским партизанам требовались провизия и вооружение, нужно было эвакуировать больных и раненых. Готовясь к приему самолета Шорникова, Павел Якимов, сброшенный в Двар на парашюте, оборудовал два аэродрома, 20 посадочных площадок и 32 площадки для выброса грузов. На одну из этих площадок Шорников посадил самолет 30 марта 1944 года, когда немного сошел снег. Обратно в Бари он улетел с ранеными.

25 мая 1944 года гитлеровское командование начало операцию «Ход конем», целью которой было захватить или ликвидировать Верховный штаб и военные миссии, нарушить управление воинскими частями и партизанскими соединениями. Расчет был на внезапность, на стремительность броска. Вначале город Дрвар был подвергнут массированной бомбардировке, затем был высажен крупный десант специально подготовленных подразделений. Каждый немецкий десантник был снабжён фотографией маршала Тито.

Пещеру, в которой находился Верховный штаб, защищали все, кто мог держать в руках оружие. Спасти маршала и членов военных миссий мог только самолёт. Однако все возможные посадочные площадки были уже заняты противником.

И вновь штурман П.Н.Якимов с группой югославских бойцов подготовил для самолёта посадочную полосу на высокогорной площадке Купрешко Поле в районе села Купреш.

Практически взлететь с этой площадки было невозможно. Огромные камни, глубокие борозды, рытвины, ямы... Их надо было засыпать, убрать неподъемные камни. И все это под носом наступавших немцев.

Худой, бледный, раненный осколком мины, с перевязанной головой, едва державшийся на ногах от непосильной работы, П.Н.Якимов встретил самолет А.С.Шорникова. В него посадили 26 человек во главе с маршалом Тито. Взяли даже овчарку маршала, которую звали Тигром.

В ту ночь самолет А.С.Шорникова, Б.Т.Калинкина и П.Н.Якимова успел совершить два беспримерных по трудности и риску полета. Лётчики вывезли буквально из-под носа у наступавших немцев, кроме маршала Иосипа Броз Тито, членов Верховного штаба Югославской народно-освободительной армии, военных миссий союзников, в том числе советской во главе с генералом Корнеевым, американской и британской, при которой находился сын премьер-министра Великобритании У.Черчилля Р.Черчилль. Они были доставлены в Бари. На следующий день штаб Югославской армии во главе с Тито был переброшен из Бари на остров Вис.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г. Подольск).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации