Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Карпеш Борис Петрович

Карпеш Борис Петрович

10.01.1927 - 24.03.1995

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9837

Орден Ленина № 371142

Карпеш Борис Петрович - машинист локомотивного депо Курган Южно-Уральской железной дороги, Курганская область.

Родился 10 января 1927 года в городе Кургане семье железнодорожника. Белорус. Отец – выходец из села Хомячи современной Брестской области Белоруссии, юношей приехал на строительство транссибирской магистрали, в Кургане стал машинистом. После школы по стопам пошел сын.

В суровом военном 1942 году после окончания восьми классов Борис пошел работать на железную дорогу, в депо станции Курган. Вначале был слесарем по ремонту, кочегаром, помощником машиниста. В 1944 году, в 17 лет, повел локомотив самостоятельно, стал самым молодым машинистом на Южно-Уральской магистрали. Но еще год пришлось работать на маневрах в ожидании восемнадцати лет. Учителем и наставником будущего героя был легендарный Иван Петрович Блинов.

В 1947 году организовал комсомольский экипаж. В первый год работы экипаж паровоза ФЭД-3169 «Комсомолец» выполнил обязательство: увеличить пробег между подъемочными ремонтами до ста тысяч километров (вместо 40-50 тысяч) - молодые паровозники выполнили успешно. Старший машинист Борис Карпеш был награжден знаком "Почетный железнодорожник", его друзья значками "Отличный паровозник".

Работая машинистом, Карпеш был инициатором внедрения передовых методов вождения локомотивов. Ежегодно перевозил сверх нормы от 11 до 13 тысяч тонн грузов и экономил свыше 100 тонн топлива, обеспечивал устойчивую работу локомотива в зимних условиях, постоянно содержал его в технически исправном состоянии. В 1949 году доставил из Шумихи поезд весом в 6250 тонн. От переходного мостика до горловины по станционным путям растянулись вагоны - 322 оси. Такого в депо не помнили со времени вождения тяжеловесных поездов Блиновым. В 1950 году вступил в КПСС.

В 1955 году заочно окончил Челябинский техникум железнодорожного транспорта. В связи с электрификацией Южно-Уральской железной дороги и переходом с паровозов на электровозы Карпеш окончил в 1956 году Челябинскую школу машинистов электровозов.

Зимой 1956 года из Кургана отправился первый электровоз. С этого времени работал в депо Курган машинистом-инструктором. В 1957-1959 годах он возглавлял комсомольско-молодёжную колонну машинистов электровозов, которая была лучшей в Курганском отделении дороги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта Карпешу Борису Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

Более 40 лет трудился машинистом. За 1958-1961 годы машинист-инструктор Карпеш обучил вождению поездов на электрической тяге более 20 машинистов. Работал на шестиосных "ВЛ-22", пассажирских "ЧС", мощных "Н-8", "ВЛ-8", изучил "ВЛ-10"- и это за какие-то 10-15 лет.

Много раз избирался членом обкома КПСС и парткома депо, депутатом городского Совета народных депутатов. В 1961 году был делегатом XXII съезда КПСС.

В июне 1985 года, на параде в честь 40-летия Победы, Б.П. Карпеш возглавил колонну тружеников трудового фронта. Ему доверили пронести по Красной площади Красное знамя.

Жил в городе Кургане. Скончался 24 марта 1995 года. Похоронен в городе Кургане, на центральной аллее кладбища Рябково.

Награжден орденом Ленина, медалями; 2 знаками "Почётный железнодорожник",

В городе Кургане, на доме где жил Б.П. Карпеш, и на здании школы, где он учился, установлены мемориальные доски. Его имя увековечено на Доске почета курганских железнодорожников.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Золотое созвездие Зауралья. Кн. 2. Курган. Парус-М, 2002

Подводная археология   Т