Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Завадский Владимир Георгиевич

 
Завадский Владимир Георгиевич
13.01.1919 - 20.06.1992
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 2534
Орден Ленина № 16800


Завадский Владимир Георгиевич – заместитель командира эскадрильи 511-го отдельного разведывательного Ясского авиационного полка (5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант.

Родился 13 января 1919 года в деревне Черкасово ныне Оршанского района Витебской области (Республика Беларусь) в семье рабочего. Белорус. Образование среднее. Работал в мастерской железнодорожной станции Орша.

Призван в армию в октябре 1939 года Оршанским горвоенкоматом. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков. Служил младшим лётчиком-наблюдателем, летал на бомбардировщике СБ в 39-м ближнебомбардировочном полку 10-й смешанной авиадивизии Западного особого военного округа (ЗОВО). Член ВКП(б) с 1940 года.

В Великой Отечественной войне в действующей армии с первого дня. 22 июня 1941 года аэродром 39-го ббап, располагавшийся в районе города Пинск, подвергся нападению вражеской авиации, в результате чего полк потерял 5 Пе-2 и 43 СБ, в том числе сгорел и самолёт Завадского. 18 успевших подняться самолётов атаковали немецкие танки, переправившиеся через Западный Буг, но на обратном пути все были сбиты. Младшему лейтенанту Завадскому вместе с потерявшем всю матчасть полком пришлось эвакуироваться на восток, где в Подмосковье в городе Ногинск полк в срочном порядке стал перевооружаться на самолёты Пе-2 и Пе-3. До ноября 1941 года лётчики выполняли полётные задания по охране дорог, по которым производилась эвакуация из Москвы, проводили подготовку к параду 7 ноября 1941 года с базированием на аэродроме в Щёлково. В это время Завадскому было присвоено звание лейтенанта.

С ноября 1941 года лейтенант Завадский воевал на Западном фронте. Участвовал в обороне Москвы, главным образом выполняя разведывательные боевые вылеты в район Истры и Звенигорода, а во время контрнаступления под Москвой – в район Тулы, Калуги, Спас-Деменска, Рославля. Именно он заснял на фотоплёнку наибольшее количество фактов передвижения вражеских войск по Варшавскому шоссе. За отличные результаты в боевой работе в январе 1942 года лейтенант Завадский был награждён орденом Красного Знамени.

В январе-марте 1942 года полк, преобразованный из двух полков в 511-й ближнебомбардировочный, выполнял разведывательные задания, базируясь на аэродроме Кубинка. Перед началом и в ходе 1-й Ржевско-Сычёвской операции лейтенант Завадский произвёл большое количество фотоснимков вражеской обороны в районе Юхнова, а также дислокации резервов противника в Гжатске и Сычёвке. Летал также на разведку интенсивности передвижения врага по Смоленскому шоссе, железнодорожных узлов Вязьма, Смоленск, Брянск, важнейшего аэродрома противника Сеща, с которого производились налёты на Москву и другие объекты на нашей территории. За отличие в этих боевых вылетах лейтенант Завадский был награждён медалью «За отвагу».

В конце марта 1942 года полк, потерявший во время боевых действий большое количество самолётов, был отправлен в тыл, в 15-й отдельный разведывательный запасной авиационный полк, на переформирование и переподготовку лётного состава. В июне 1943 года полк, укомплектованный новыми самолётами Пе-2, получил наименование 511-го отдельного разведывательного авиационного полка и был отправлен на Степной фронт.

В составе Степного (с 20 октября 1943 года – 2-го Украинского) фронта в 5-й воздушной армии В.Г.Завадский сражался до конца войны. Будучи воздушным разведчиком, обеспечивал доставку командованию разведывательных данных при подготовке и проведении Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (3-23 августа 1943 года), битвы за Днепр (25 августа — 23 декабря 1943 года), Кировоградской (5-16 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января — 17 февраля 1944 года), Ясско-Кишиневской (20-29 августа 1944 года) стратегической наступательных операциях.

К 1 апреля 1944 года совершил 115 боевых вылетов на разведку противника, в том числе в его глубокий тыл, сфотографировал военные объекты на площади в 10 738 квадратных километров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм, проявленные при выполнении разведывательных полётов, Завадскому Владимиру Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2534).

Во второй половине 1944 и в 1945 году старший лейтенант Завадский участвовал в операциях по освобождению Венгрии, Австрии и Чехословакии: Дебреценской (6 — 28 октября 194 года), Будапештской (29 октября 1944 — 13 февраля 1945 года), Венской (16 марта — 15 апреля) и Пражской (6 — 11 мая).

Дважды Завадский был сбит и горел в самолёте – в сентябре 1943 года при освобождении города Полтава и в апреле 1944 года во время фотографирования вражеской обороны в районе города Яссы. В марте-апреле 1945 года совершил несколько разведывательных вылетов в Австрийские Альпы на обнаружение строительства стартовых установок германского тайного оружия – снарядов ФАУ. Вёл разведку австрийской и чешской территорий, занятой американскими войсками, впоследствии был награждён боевым американским орденом. Всего за войну совершил 230 боевых вылетов и закончил свой боевой путь в Чехословакии.

После войны продолжал службу в родном 511-м отдельном разведывательном авиаполку в Одесском военном округе (ОдВО) (аэродром Буялык севернее Одессы) на должности командира эскадрильи и заместителя командира полка. В 1954 году участвовал в широкомасштабных учениях с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне в Оренбургской области, где получил неопасную дозу облучения. Последние полгода провёл на штабной работе.

С 1955 года майор В.Г.3авадский — в запасе. В 1956 году окончил Харьковский инженерно-экономический институт. Жил в городе Первомайск Николаевской области (Украина). Работал экономистом на машиностроительном заводе. Скончался 20 июня 1992 года. Похоронен в Первомайске.

Награждён орденом Ленина (26.10.44), двумя орденами Красного Знамени (20.01.42; 01.04.44), орденом Александра Невского (16.06.45), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (18.11.43; 11.03.85), орденом Красной Звезды (05.11.54), медалями «За отвагу» (22.03.42), «За боевые заслуги» (19.11.51), «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», американским орденом «Крест за боевые лётные заслуги».

Из наградного листа

Тов. Завадский находится на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. За этот период выполнил 115 боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку войск противника и его глубоких тылов. Отличный и опытный разведчик, тактически грамотный и волевой командир. Летает на выполнение боевых заданий в любых условиях. В 1942 году произвёл 23 успешных вылета на дальнюю разведку на полный радиус действия самолёта Пе-2 в интересах командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова. Разведданные о работе железнодорожных узлов Смоленск, Вязьма, Брянск, Орёл, Гжатск, Калуга, Спас-Деменск, Рославль, о работе железной дороги и передвижению войск по дорогам и основным магистралям – по Варшавскому и Смоленскому шоссе всегда подтверждались фотоснимками.

Перед наступлением наших наземных войск тов. Завадский со своим штурманом фоторазведкой вскрыл систему обороны и расположения огневых средств на рубеже Сычёвка, Гжатск, Юхнов. Была заснята площадь в 2140 квадратных километров. Все обнаруженные визуальным наблюдением тактические цели, особенно базирование авиации на аэродромах и переправы противника, фотографировались. Разведку вёл тов. Завадский при отсутствии лётной погоды с высоты 70-100 метров и, обнаружив цели, завершал её штурмовкой с обстрелом целей огнём из пулемётов.

Был такой случай, когда с высоты 140 метров при разведке аэродрома Сеща тов. Завадский попутно поджёг на этом аэродроме два самолёта противника. За отличное выполнение заданий по разведке имеет благодарность от генерал-полковника Худякова.

Летом 1943 года выполнял самые ответственные задания на фотографирование оборонительных рубежей противника на участке Белгородско-Харьковской операции и в районе Полтава, Решетиловка. Особо ответственное задание тов. Завадский выполнял по фотографированию западного берега Днепра перед его форсированием войсками 2-го Украинского фронта. Он же сфотографировал оборонительные рубежи на участке: Белгород-Волчанск, Валки-Змеев, Опошня-Полтава, Полтава-Кишеньки, Кременчуг-Верхнеднепровск. Все данные фоторазведки обрабатывались во-время, планшеты с данными дешифрирования представлялись в срок командованию 2-го Украинского фронта.

Данные фоторазведки давали ясную картину наземному командованию о системе обороны противника на каждом участке. Задания приходилось выполнять в сложной воздушной обстановке. По данным разведки тов. Завадского 2-й ГБАК и1-й ШАК успешно уничтожали живую силу и технику врага, как это имело место в районе Мерефа под Харьковом, в районе Белгорода, по скоплению войск у переправ Полтава, Кременчуг. Крупный налёт сделали бомбардировщики на железнодорожные станции Александрия и Протопоповка. Данные о скоплении важных эшелонов на этих станциях доставил тов. Завадский. По его данным наши штурмовики уничтожили до 15 вражеских самолётов на аэродроме Микояновка, на что есть подтверждение разведотдела 5-й воздушной армии.

Прорыв обороны в районе Кировограда осуществился по получении данных фоторазведки экипажа Завадского. Командующий 2-м Украинским фронтом генерал армии И.С.Конев приказал при любых условиях сфотографировать оборонительный рубеж – эту задачу с честью выполнил тов. Завадский. Спустя два дня на этом участке наши войска перешли в наступление, и враг был окружён и разгромлен в районе северо-западней Кировограда. По данным разведки экипажа Завадского штурмовая авиация уничтожала войска противника в окружении.

8 марта 1944 года в районе Умань, когда ни один самолёт не работал, тов. Завадский с высоты 100 метров произвёл разведку и установил отход в 3-4 ряда мотомехвойск противника по дороге из района Умань на юг. Всего при этом было вскрыто до 2980 автомашин и другой техники. Одну из этих колонн тов. Завадский дважды проштурмовал, обстрелял её огнём своих пулемётов. За отличное выполнение задания на разведку командующий 5-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Горюнов объявил благодарность экипажу Завадского и поставил в пример всему лётному составу армии.

Кроме разведки оборонительных рубежей, тов. Завадский со своим экипажем неоднократно производил вылеты на разведку с фотографированием аэродромов противника. По данным его разведки наша авиация и авиация дальнего действия бомбардированием уничтожали матчасть на этих аэродромах.

Добытые тов. Завадским данные о противнике всегда отличались правдивостью и точностью.

За период ведения разведки сфотографировал площадь оборонительных рубежей противника с отличными результатами в 9738 квадратных километров, кроме того, сфотографировал площадь в 1070 квадратных километров на подтверждение тактических целей и базирования аэродромов противника.

Не один раз тов. Завадскому приходилось вести воздушный бой с численно превосходящим количеством истребителей противника. Только за лето 1943 года имеет 13 встреч, из них 6 случаев закончились воздушным боем, в которых его экипаж сбил два истребителя противника.

Не один раз ему приходилось приводить сильно повреждённую машину на свой аэродром, но задание по разведке выполнялось и при этих условиях.

Не раз тов. Завадскому смерть смотрела в глаза, но мужество, упорство и смелость преодолевали все трудности и невзгоды.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г.Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г.Подольск)

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Давтян С.М. Пятая воздушная. - М.: Воениздат, 1990.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984