Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Щербаков Виктор Иванович

 
Щербаков Виктор Иванович
01.01.1922 - 21.05.1947
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 06.03.1945 Медаль № 5343

    Памятники
  Памятник на могиле В.И.Щербакова в Шкотовском районе Приморского края
  Табличка на памятнике В.И.Щербакову
  Портрет В.И.Щербакова на памятнике


Щербаков Виктор Иванович – командир звена 11-го гвардейского дважды Краснознамённого истребительного авиационного полка (2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии старший лейтенант.

Родился 1 января 1922 года в селе Аграфеновка ныне Родионово-Несветайского района Ростовской области. Русский. Окончил 10 классов. Параллельно с учёбой занимался в Ростовском аэроклубе. В Военно-Морском Флоте – с 1939 года. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище.

В Великой Отечественной войне принимал участие в боевых действиях с июня 1941 года в составе 32-го истребительного авиационного полка, который в начале войны базировался в Симферополе и Каче, затем в течение 1941 года неоднократно менял место дислокации, причём различные эскадрильи полка базировались на разных аэродромах – Бельбек, Евпатория, Кача, Кунан, Фрайдорф, Херсонесский маяк.

С июня до начала ноября 1941 года полк, вооружённый самолётами И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, прикрывал наземные войска и советские морские коммуникации в оборонительных боях в Крыму, главным образом, конвои на трассе Одесса-Севастополь, боролся с истребительной авиацией противника.

9 ноября 1941 года командующий ВВС Черноморского флота генерал-майор Н.А.Остряков приказал главные силы 32-го истребительного авиационного полка эвакуировать на Кавказ. Полк перебазировался в Анапу. В течение 1942 года совершал с Кавказа полёты в Крым, оборонял Кавказ, прикрывал от налётов вражеской авиации военно-морские базы Керчь, Новороссийск, Туапсе. В конце 1942 года полк был передислоцирован в Грузию, где был перевооружён на ленд-лизовские американские истребители Bell P-39 «Аэрокобра».

Затем полк принимал участие в битвах над Кавказом, Кубанью, в освобождении Новороссийска, Тамани, Керченско-Эльтигенской операции (в октябре-ноябре 1943 года). Действовал с аэродромов Геленджика, станицы Витязевской на Таманском полуострове. За боевые успехи 31 мая 1943 года полк был преобразован в 11-й гвардейский.

В ноябре 1943 года полк перелетел с Тамани на освобождённую левобережную Украину, на аэродром города Скадовск Херсонской области. Он вошел в состав вновь образованной авиационной группы, главной задачей которой было воспрепятствовать переброске войск, боеприпасов и техники противника по морю в изолированную в Крыму 17-ю немецкую армию к началу операции 4-го Украинского фронта по освобождению Крыма. Лётчики полка прикрывали штурмовики и бомбардировщики, входившие в авиационную группу, при нанесении ударов на вражеские конвои на линии Одесса – Ак-Мечеть (ныне – Черноморское). Истребители наносили также удары по транспортным самолётам врага, осуществлявшим снабжение группировки в Крыму. 10 марта 1944 года во время весеннего наступления 3-го Украинского фронта истребители полка прикрывали бомбардировщики и штурмовики, наносившие удар по аэродрому противника Кульбакино на окраине города Николаев и тем самым способствовали освобождению города.

Скадовская авиагруппа действовала в период с 20 ноября 1943 до конца марта 1944 года. Затем 11-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе другой авиагруппы – ВВС Северной Таврии летал с аэродрома в станице Сокологорное с той же задачей – блокирование Крыма.

8 апреля началась Крымская операция. 9-11 апреля полк прикрывал штурмовики этой авиагруппы и 8-й воздушной армии, наносившие удары во наземным войскам противника в районах Перекопа, Армянска, Ишуни. 13 апреля советские войска освободили Евпаторию, Симферополь и Феодосию, а 14 – 16 апреля Бахчисарай, Судак и Алупку.

К 16 апреля 1944 года 11-й гвардейский истребительный авиационный полк был передислоцирован на аэродром освобождённой 10 апреля Одессы. Во время боёв по освобождению Севастополя вместе с другими частями авиации Черноморского флота действовал на морских коммуникациях противника между Крымом и портами Румынии.

Летом 1944 года полк принимал участие в авиационной поддержке наступательных действий 3-го Украинского фронта, прикрывал штурмовики при нанесении ударов по кораблям и различным другим плавсредствам противника в нижнем течении Дуная. В июле 1944 года 11-й гвардейский истребительный авиационный полк был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В августе 1944 года полк принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, в том числе в двух массированных ударах авиации Черноморского флота по военно-морской базе Констанца в Румынии (20-24 августа). Затем вместе со штурмовиками поддерживал войска особой группы 46-й армии, которая вместе с моряками Черноморского флота завершала форсирование Днестровского лимана.

В первых числах сентября полк перелетел на освобождённую территорию Румынии – вначале на аэродром Мамайя, а затем на аэродром Дежос.

8 сентября 1944 года войска 3-го Украинского фронта перешли румыно-болгарскую границу и, не встречая сопротивления, начали продвигаться вглубь территории Болгарии.

9 сентября полк в полном составе перебазировался на аэродром Сарафово под городом Бургас. В Болгарии для лётчиков полка война кончилась.

Во всех описанных боевых действиях полка В.И.Щербаков принимал самое активное участие.

К февралю 1945 года, выполняя задания по прикрытию военно-морских баз, бомбардировочной и штурмовой авиации, кораблей и наземных войск, гвардии старший лейтенант В.И.Щербаков совершил 359 боевых вылетов, из них 5 успешных штурмовок, 10 вылетов на воздушную разведку территории противника, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Щербакову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5343).

В августе-сентябре 1945 года заместитель командира эскадрильи гвардии капитан В.И.Щербаков принимал участие в разгроме японских войск.

В дальнейшем служил в Приморском крае в 50-м гвардейском отдельном разведывательном авиационном полку Тихоокеанского флота, базировавшемся на аэродроме Новороссия (Шкотовский район Приморского края). 21 мая 1947 года В.И.Щербаков, выполняя облёт недавно прибывшего в часть истребителя Bell Р-63 «Кингкобра», врезался в сопку высотой 200 метров и погиб.

По одной из версий авиационного происшествия, в районе села Смоляниново Шкотовского района он попал в полосу тумана. Лётчик потерял пространственную ориентировку, и самолет, выйдя из тумана в районе горного хребта, столкнулся с сопкой. По другой версии, которую высказал сослуживец Щербакова, у самолёта в полёте отказал двигатель, и лётчик попытался посадить машину на подходящую площадку недалеко от Новоросии. К несчастью, на ней были невыкорчеванные пни, и при посадке самолет разрушился.

В.И.Щербаков похоронен у подножия сопки, на которой он погиб.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Эпизоды боевой деятельности В.И.Щербакова

Во время Керченско-Эльтигенской операции старший лейтенант В.И.Щербаков в звене Д.А.Старикова 6 ноября 1943 года прикрывал позиции десанта в районе Эльтигена. Когда к Эльтигену приблизилась группа немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей, командир звена первым ринулся в атаку и с ходу сбил бомбардировщик, который, объятый пламенем, упал в расположении наших войск на плацдарме. Один из «Мессеров» пытался зайти ведущему в хвост, но меткая пушечно-пулемётная очередь младшего лейтенанта Г.В.Качурина, надежно прикрывавшего Старикова, вогнала его в землю. Рядом вели бой старший лейтенант В.И.Щербаков и младший лейтенант П.В.Карпунин, сбившие каждый по одному самолёту.

В тот же день под вечер вновь отличилось звено Старикова. Увидев маскирующуюся в облачности группу самолетов врага, он во главе четвёрки истребителей пробил облака, отошел в сторону солнца и оценил обстановку. «Юнкерсы» шли в верхней кромке облаков, а истребители сопровождения — под нижней, рассчитывая прикрыть «Юнкерсов» при их выходе из пикирования.

План действий созрел мгновенно: Стариков догнал одного «Юнкерса», входившего в пикирование, расстрелял его, а затем с ходу отправил вслед за ним еще и «Мессера». Одного «Юнкерса» сбил и Виктор Щербаков.

После перелёта на аэродром Скадовска лётчики 11-го гвардейского истребительного авиационного полка вели бои на морских и воздушных коммуникациях противника. В Крым летали немецкие трехмоторные транспортные самолёты Ю-52 преимущественно крупными группами, насчитывающими от 12 до 45 самолетов. Кроме того, по воздушным трассам перегонялись в Крым боевые машины и постоянно курсировали самолеты связи.

22 ноября 1943 года отличились майор С.Е.Карасёв, старший лейтенант В.И.Щербаков, младшие лейтенанты П.В.Карпунин и В.А.Любимов. Действуя четвёркой, они в районе мыса Тарханкут перехватили две группы самолетов противника, причём из состава первой группы сбили два Ю-52, а из второй «Хейнкель-111» и самолёт связи – биплан «Бюккер-133».

В первых числах декабря 1943 года воздушной разведкой было обнаружено скопление в порту Ак-Мечеть до сорока различных судов, среди которых два крупных транспорта. На боевое задание по нанесению удара по порту Ак-Мечеть вылетели шестёрка штурмовиков, пятёрка «Бостонов» и семёрка Пе-2 под прикрытием истребителей 11-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Штурмовики первыми атаковали скопление судов, потопили две баржи, ещё двум нанесли значительные повреждения. Затем на цель вышли «Бостоны», которые нанесли значительные повреждения двум десантным баржам и взорвали на берегу штабель боеприпасов. «Петляковы» потопили лихтер и подожгли транспорт. В момент отхода от цели на самолет младшего лейтенанта Ларионова накинулись два "Фокке-Вульфа-190". Немцы не заметили прикрытия: наши истребители находились выше. Опытный истребитель Виктор Щербаков, почти отвесно спикировав на одного из фашистов, мгновенно расправился с ним.

3 января 1944 года В.И.Щербаков в паре с ведомым сбил один истребитель ФВ-190.

12 января 1944 года в районе мыса Тарханкут В.И.Щербаков сбил транспортный самолёт Ю-52.

31 Января 1944 года старший лейтенант В.И.Щербаков и младший лейтенант П.В.Карпунин, действуя в паре, встретили в воздухе несколько групп Ю-52 по 3 - 5 самолётов в каждой и сбили 2 транспортника.

3 февраля 1944 года, действуя в паре с ведомым, В.И.Щербаков сбил корабельный разведчик Арадо-196, а затем в том же вылете настиг и поджёг ФВ-190.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Герои твои, Херсонщина. Симферополь, 1980
 Денисов К.Д. Под нами - Чёрное море. - М.: Воениздат, 1989.
 Минаков В.И. Гневное небо Тавриды. М., 1985.
 Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975