Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Истрашкин Владимир Иванович

 
Истрашкин Владимир Иванович
13.02.1916 - 12.01.1987
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 4843

    Памятники
  Надгробный памятник


Истрашкин Владимир Иванович - помощник командира 979-го Волковысского Краснознамённого истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), майор.

Родился 13 февраля 1916 года в посёлке Иващенково (ныне город Чапаевск) Самарской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов, школу ФЗО, учился на рабфаке. В Красной Армии с 1936 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 10 августа 1941 года. Служил в авиации ПВО; с 19 сентября 1941 года младший лейтенант В.И.Истрашкин сражался на истребителе И-16 в 131-м истребительном авиационном полку на Южном фронте. В дальнейшем воевал в 446-м смешанном авиационном полку на Южном, Юго-Западном, снова Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, снова Северо-Кавказском фронтах. С июня 1943 года до конца войны сражался в 979-м истребительном авиационном полку 229-й авиационной дивизии 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском, с 18 апреля 1944 года – на 4-м Украинском, а с 25 апреля 1944 года – на 2-м Белорусском фронте. 12 марта 1942 года был ранен при штурмовке позиций противника.

Принимал участие в северо-Кавказской наступательной операции (1 января – 4 февраля 1943 года), Краснодарской наступательной операции (9 февраля – 16 марта 1943 года), Новороссийско-Таманской стратегической наступательной операции (9 сентября – 10 октября 1943 года), Керченско-Эльтигенской десантной операции (в ноябре 1943 года).

В воздушных сражениях на Кубани в апреле-июне 1943 года В.И.Истрашкин в составе свой дивизии вёл бои за завоевание советской авиацией господства в воздухе. Весной 1944 года (до конца апреля) В.И.Истрашкин принимал участие в освобождении Крыма. В июле-августе 1944 года на 2-м Белорусском фронте поддерживал наземные войска в Белорусской стратегической операции.

В августе 1944 года майор В.И.Истрашкин был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

«За время боевой работы совершил 508 успешных боевых вылетов на прикрытие самолётов Ил-2 и штурмовку войск противника, из них 298 боевых вылетов на самолете И-16, 188 – на самолете ЛаГГ-3 и 22 – на самолёте Ла-5. За этот же период провел 94 воздушных боя, зачастую – с превосходящими силами противника, в результате которых сбил лично 15 и в группе – 6 самолётов противника. Действуя в составе 446-го смешанного авиационного полка, на самолете И-16 произвёл 136 боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы противника, где имел отличные оценки выполнения боевых задач.

Будучи в составе 979-го истребительного авиационного полка, тов. Истрашкин проявил себя как смелый, мужественный лётчик, отлично владеющий техникой пилотирования. В сложной боевой обстановке, будучи ведущим группы, всегда принимает правильные решения, в силу чего в бою с численно превосходящим количеством самолётов противника выходит победителем.

Как помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе вполне обеспечивает свой участок работы, часто, оставаясь за командира полка, обеспечивает его боевую работу. Летая на самые ответственные задания ведущим группы, он всегда идёт с желанием и уверенностью в победе. Его отвага и героизм характеризуются такими примерами боевых эпизодов:

16 апреля 1943 года наша группа истребителей в составе 6 самолётов ЛаГГ-3 прикрывала боевое порядки наших войск в районе станицы Абинская. В 15 часов 38 минут она встретилась с группой из 8 самолетов Ме-109, которые прикрывали до 18 бомбардировщиков Ю-87. Майор Истрашкин быстро принял решение атаковать врага и передал приказание по радио. Фашистские самолёты, имея большое численное превосходство, вступили в бой и проявили особую инициативу действий, однако ввиду правильной расстановки своих сил и бесстрашия советских лётчиков бой принял ожесточённый характер, в процессе которого майор Истрашкин подбил один самолёт Ю-87 и один Ю-87 сбил. Остальные самолёты противника неприцельно сбросили груз и поспешно покинули поле боя. Наши истребители благополучно возвратились на свой аэродром.

15 сентября 1943 года майор Истрашкин в паре со своим ведомым вылетел на прикрыие четырёх самолётов Ил-2. В районе Кеслерово пара встретилась с четырьмя самолетами Ме-109, которые, пользуясь низкой облачностью, сразу же сбили ведомого. Майор Истрашкин, оставшись один, продолжал отражать нападение четырёх фашистов. В результате он сумел не дать возможность ни одному немцу атаковать Илы, которые, выполнив своё задание, возвратились без потерь на аэродром.

14 ноября 1943 года майор Истрашкин в составе группы из 4-х самолётов ЛаГГ-3 вылетел на прикрытие боевых действий штурмовиков. В районе цели группа встретилась с группой из 10 истребителей Ме-109, прикрывавшей 12 бомбардировщиков Ю-87. Тов. Истрашкин принял решение вступить в неравный бой, отдал приказание по радио и смело пошёл на врага. В результате жаркой схватки были сбиты 3 самолёта противника, из которых два были сбиты Истрашкиным. Наши штурмовики, выполнив задание, благополучно возвратились на аэродром вылета.

30 ноября 1943 года майор Истрашкин, будучи ведущим группы из четырёх истребителей ЛаГГ-3, вылетел на прикрытие штурмовиков. В районе Н.Бурун завязался воздушный бой с четырьмя самолётами Ме-109, в результате которого тов. Истрашкин увеличил счёт сбитых им самолётов ещё на одного.

11 января 1944 года в составе группы из четырёх ЛаГГ-3 майор Истрашкин вылетел на прикрытие штурмовиков. В районе Поповка группа встретилась с 30-ю бомбардировщиками Ю-87, которых прикрывали до 15 истребителей Ме-109 и ФВ-190. Встретив противника, майор Истрашкин принял решение немедленно атаковать строй противника и , передав приказание по радио, устремился на врага. В первой же атаке строй вражеских самолётов был разрушен, и бомбардировщики начали беспорядочно и неприцельно сбрасывать свой груз. Таким образом, завязался воздушный бой с противником, численно превосходящим наши самолёты в несколько раз. Однако и в этом случае, благодаря мужеству и героизму майора Истрашкина, а также его умению руководить боем, наши лётчики сбили два самолёта противника, из которых одного сбил майор Истрашкин. Штурмовики, выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и сбитые лично 15 самолётов противника Истрашкину Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4843).

В январе — апреле 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта В.И.Истрашкин участвовал в Восточно-Прусской (13 января — 25 апреля) и Восточно-Померанской (10 февраля — 4 апреля) стратегических операциях.

К концу войны совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 18 сбитых самолётов.

После войны В.И.Истрашкин продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1956 году – курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) при Военно- воздушной академии. С 1949 года служил в войсках ПВО командиром полка, заместителем командира дивизии. С 1957 года полковник В.И.Истрашкин — в запасе. Жил в Москве. Работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управления Гражданской Авиации.

Скончался 12 января 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Именем Героя названа улица в городе Судак (Крымская область Украины).

Статья с сайта «Красные соколы» (в сокращении)

Родился Владимир в городе Чапаевске в семье потомственного рабочего. После окончания семилетки работал на заводе. Там его приняли в комсомол. Юноша работал и одновременно учился на рабфаке. В 1936 году по призыву комсомола "Дадим стране 150 тысяч лётчиков!" он поступил в лётное училище. Закончив учёбу, служил на Дальнем Востоке, где незадолго до этого японские самураи устроили провокационный конфликт в районе озера Хасан.

Истрашкин, как и другие летчики полка, тщательно отрабатывал способы боевых действий истребителей, изучал опыт воздушных боев в Испании, Китае, на Халхин-Голе. В конце июля 1941 года 131-й ИАП прибыл на Южный фронт. Обстановка в то время там была очень сложной. Противник сосредоточил на этом направлении большие силы и располагал хорошо организованной ПВО. Случалось, лётчики делали по 5 - 6 боевых вылетов в день. Владимир сразу же принял активное участие в воздушных боях с врагом, проявив отвагу и высокое лётное мастерство.

Истрашкину была свойственна высокая, можно сказать, беспощадная требовательность к себе. Его товарищам приходилось быть свидетелями того, как он тщательно готовился к каждому вылету, подробно разбирал с подчинёнными возможные варианты встречи с противником.

- Нужно умело использовать маневренные возможности И-16, - говорил он лётчикам. - Смело и настойчиво атакуйте противника, навязывайте ему свою волю.

Владимира уважали за высокое лётное мастерство, личный героизм, стремление выручить товарища в бою. Вот характерный эпизод. 27 ноября 1941 года в составе группы из 12 И-16 и 1 И-153 он в 3-й раз вылетел на штурмовку войск противника в районе города Ростова. На малой высоте в паре с Вадимом Фадеевым выполнил 7 атак по механизированным колоннам. Враг стрелял по нашим самолётам из всех видов оружия.

- Во время 8-й атаки, - вспоминает Истрашкин, - осколком снаряда пробило маслобак на самолёте Фадеева. Истребитель начал резко терять высоту. Я дал Вадиму направление посадки и, маневрируя и уничтожая огневые точки, сопровождал его до приземления на нейтральной полосе. Быстро покинув кабину, Фадеев под ураганным огнём противника перебрался в расположение наших войск.Остаётся добавить, что Истрашкин не покинул товарища, пока не убедился, что он находится в полной безопасности.

В марте 1942 года капитана В. И. Истрашкина назначили командиром эскадрильи. И в первый же день он получил задачу обнаружить местонахождение и численность вражеских танков.

- По данным наземной разведки, - рассказывает Владимир Иванович, - танков в этом районе было много, но немцы их тщательно замаскировали. Противник готовился к наступлению и всячески стремился, чтобы танковые подразделения не были обнаружены с воздуха. Задача для нас оказалась непростой. На другой день я полетел вместе с Георгием Плотниковым в заданный район. На хуторе Орехово, где всего и домов - то было чуть больше десятка, на единственной улице мы обнаружили танк. Подумал; если один танк здесь, то где-то поблизости должны быть и другие. Но где? Снизились к дороге в надежде, что следы приведут к цели. И не ошиблись. Танки стояли в поле. Для них были вырыты капониры, а сверху немцы уложили дощатые настилы, на которые набросали комья мёрзлой земли и снега. Отметив на планшете скопление боевой техники противника, мы направились обратно. Всё бы хорошо, да над самой линией фронта нас обстреляли. Пуля раздробила мне пяточную кость на левой ноге. Правда, это я уже после узнал от врачей, а тогда обожгла боль. Чувствую - дело плохо: кровь течёт и нога немеет. А до аэродрома ещё далеко. Увидел ровный луг и посадил самолёт. Смотрю в небо, а Плотников круги надо мной описывает. Затем пошёл на посадку. Остановил самолёт рядом с моим, выпрыгнул из кабины и - ко мне:

- Командир, жив?

- Как видишь. Заметил танки?

- Заметил.

- Ну тогда бери мой планшет и немедленно возвращайся в полк.

- Понял. Только скажи, как рана?

- А что с ней сделается! Видишь, едут наши. Сейчас заберут в санчасть. Давай, Жора, в полку ждут...

Истрашкин на какое-то мгновение задумался, потом продолжал:

- Когда Плотников взлетел, я забыл и о боли, и о крови, пропитавшей лётный комбинезон: слушал, как с той стороны начали бить зенитки. Беспокоило, что именно на взлёте И-16 становится менее маневренным, наиболее уязвимым. Попади в него в это время снаряд, выйди он из-под контроля лётчика даже на самое малое время, и катастрофа неизбежна. К счастью, всё обошлось благополучно, и данные были своевременно доставлены в штаб полка...

Лётчики эскадрильи на самолётах И-16 уничтожали живую силу и технику противника, вели разведку, обеспечивали боевые действия штурмовиков и, главное, успешно вели воздушные бои, сбивая даже хвалёных фашистских лётчиков. Вспоминается такой случай. В апреле 1942 года неблагоприятная воздушная обстановка сложилась на аэродроме Славяносербск. По существу, противник его блокировал. Ежедневно пара "Мессеров" с жёлтыми коками винтов на бреющем летала над взлётно-посадочной полосой. Однажды старший начальник решил поднять в воздух И-16 Истрашкина и Плотникова. Немцы, видимо, решили, что эти "ястребки" на взлёте можно и не трогать. Дескать, всё равно они будут сбиты. Истрашкин и Плотников начали набирать высоту, и тут "Мессеры" их атаковали. Завязался воздушный бой. Немцы пустились на хитрость - ушли в сторону.

- Смотрю на землю, - вспоминает Владимир Иванович, - посадочного "Т" нет. Это означает, что противник находится где - то рядом. Осмотрелся и вижу: один "Мессер" идёт на бреющем над полосой, готовясь к атаке снизу. Но я его опередил, атаковал сначала под ракурсом 1 / 4, а затем прошил очередью из пушек и пулемётов хвост. Самолёт задымил и стал падать. Второй мгновенно исчез. Так мы проучили противника: 3 дня они не показывались.

В октябре 1942 года 4 И-16 полка были направлены в Нальчик. Истрашкина, как старшего группы, вызвал на КП командующий 37-й армией и поставил задачу: сбить FW-189, который ведёт корректировку огня и разведку наших войск.

Истрашкин прикинул возможности И-16. Чтобы облегчить самолёты, сняли с них бронеспинки и аккумуляторы. Утром следующего дня парой на бреющем подошли к линии фронта (он проходил всего лишь в 10 км от города). Вскоре обнаружили противника. Набрали высоту и атаковали его. "Рама" взорвалась при ударе о землю. Вскоре зенитчики разыскали консоль самолёта и привезли её в штаб.

- Молодец, - сказал командующий Истрашкину. - Сбил фашиста ! Для нас это очень важно - лишить противника "глаз".

В те дни все горели желанием бить врага. Этому способствовала и целеустремлённая партийно - политическая работа. Секретарь партбюро полка, парторги и комсорги эскадрилий всегда находились на аэродроме среди личного состава: беседовали с людьми, информировали их о положении на фронтах, рассказывали об отличившихся в боях лётчиках. Нередко сами надевали комбинезоны и помогали техникам готовить самолёты к боевому вылету.

Вспоминается партийное собрание с повесткой дня "Об авангардной роли коммунистов". Тогда Истрашкин сказал:

- Главное партийное поручение для всех нас в настоящее время - бить фашистов ! И он их бил. В суровые дни, когда немецкие войска подошли к Тереку и готовились к наступлению на Грозный и Баку, В.Истрашкин вместе со своими боевыми товарищами защищал родную землю. Вражеская авиация имела в то время явное численное превосходство. Советским лётчикам приходилось вылетать по нескольку раз в день. Но вскоре наступил перелом. Враг вынужден был остановиться, а затем и начать отступление под ударами советских войск.

К этому времени полк, в котором служил В. Истрашкин, получил новые самолёты ЛаГГ-3. Период переучивания был кратким. Осваивать новые самолёты приходилось в воздушных боях, и здесь ярко проявились замечательные качества лётчика-истребителя Владимира Истрашкина. Он был одним из многих советских лётчиков, которые творчески подходили к развитию тактики истребительной авиации. Особенно много вложил труда В.Истрашкин в совершенствование методов сопровождения штурмовиков Ил-2. Вместе с другими лётчиками В. Истрашкин предложил при сопровождении штурмовиков изменить боевой порядок прикрывающих истребителей: эшелонировать по высоте группы непосредственного прикрытия и ударную группу. Это давало возможность ударной группе иметь свободу маневра.

В дальнейшем от действий небольшими группами штурмовики перешли к полётам большими колоннами. Лётчики полка на специально созванной тактической конференции обобщили боевой опыт лучших лётчиков - В.Федоренко, В.Истрашкина и других - и разработали новые методы прикрытия штурмовиков.

В числе многих способов прикрытия штурмовиков был предложен и такой: по обеим сторонам колонны штурмовиков попарно следовали истребители, эшелонируясь по высоте. Каждая пара, выполняя общую задачу прикрытия всей колонны, прикрывала одну - две определенные группы; над этими истребителями шли свободные пары других истребителей. Если истребители, прикрывавшие какую-нибудь группу штурмовиков, оказывались связанными боем истребителями противника, свободная пара занимала их место и продолжала сопровождать штурмовики.

В.Истрашкин был одним из первых лётчиков полка, отказавшимся от тактики замкнутого оборонительного круга и освоившим вертикальный маневр. Высокое воинское мастерство позволяло ему отлично выполнять боевые задачи.

Однажды 6 истребителей под командованием Истрашкина, прикрывая свои войска в районе станицы Абинской, заметили 18 бомбардировщиков врага в сопровождении 8 истребителей. Несмотря на явное превосходство противника, советские лётчики атаковали его. В первой же атаке командир группы сбил ведущий бомбардировщик. Это вызвало замешательство в группе врагов. Воспользовавшись этим, Истрашкин вывел из строя ещё один бомбардировщик, но сам был атакован 4 "Мессерами". Применив сложный маневр, он вышел из - под огня истребителей противника и, осмотревшись, увидел падающий горящий самолёт со свастикой. Оказывается, Ме-109 пытался зайти в хвост самолету Истрашкина, но вовремя был сбит Василием Шумовым, пришедшим на выручку своему командиру.

Потеряв 3 самолёта, вражеские бомбардировщики скрылись в западном направлении, беспорядочно сбросив бомбы. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром. На командном пункте полка капитан В.Истрашкин в присутствии лётчиков и техников крепко расцеловал Василия Шумова за выручку в бою.

Командуя эскадрильей, Истрашкин проявил себя незаурядным воспитателем подчинённых. Много внимания уделял он обучению и воспитанию лётчиков, особенно молодых. За годы войны он совершил 525 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 вражеских самолётов (по другим источникам имел от 15 до 22 личных и 6 групповых побед ). Войну Владимир Иванович закончил заместителем командира авиационного полка.

Он участвовал в первом послевоенном Параде Победы на Красной площади в Москве. За время службы в авиации он прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира дивизии. Внёс большой вклад в освоение реактивной техники. Правительство высоко оценило его боевые подвиги. Грудь отважного воздушного бойца украсили Золотая Звезда Героя Советского Союза и 14 орденов и медалей.

Уволившись по болезни (из-за тяжёлого ранения в годы войны), он успешно трудится в Гражданской авиации. К военным наградам Героя прибавились медаль "Ветеран труда" и знак "Отличник Аэрофлота СССР".

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Подвиг во имя Родины. Книга 1. Куйбышев, 1965